Личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Проблема человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В то же время к изучению человека и его индивидуально-личностного начала обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединившую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятие о личности и её структура………………………………………………...4
2.Потребности и мотивация личности……………………………………………….6
3.Уровни притязаний и самооценка личности……………………………………….9
3.1 Самооценка: понятие, сущность, виды…………………………………………9
3.2 Уровень притязаний личности…………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………12
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 73.50 Кб (Скачать)


                                                        12

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Понятие о личности и её структура………………………………………………...4

2.Потребности и мотивация личности……………………………………………….6

3.Уровни притязаний и самооценка личности……………………………………….9

   3.1 Самооценка: понятие, сущность, виды…………………………………………9

   3.2 Уровень притязаний личности…………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В то же время к изучению человека и его индивидуально-личностного начала обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.

Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединившую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа.

Философское знание о человеке стремиться не столько к изучению его целостности, сколько к выявлению всеобщих и сущностных связей в системе «человек - мир». Эти связи имеют ценностно-нормативную окраску, так как устанавливают границы познания человека обусловленные господствующим в обществе или в определенной философской системе мировоззрением. Характерная примета социально-философской мысли ХХ столетия к проблеме человека, к ценности его индивидуально-личностного начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие о личности и её структура.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. «Кроме этого, большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

- В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем индивидуальных различий.

- Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
- В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
- В большинстве определений личность представлена теми характеристиками,

 

 

 

которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Потребности и мотивация личности.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

  

Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Потребности и мотивы

 

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

      биологические (витальные)

      информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

 

Концепции мотивации

 

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям:

 

1) Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.

    

 

 

 

2) Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.

Такая теория, основанная в значительной мере на законе Йеркса-Додсона, была предложена в 50-е годы психологами Даффи и Хеббом. Согласно этой теории, организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Этот уровень активации не соответствует абсолютному нулю, как это было в теории биологических побуждений, и зависит от физиологического состояния данного человека в данный момент. Таким образом, некоторые люди нуждаются в более сильном притоке стимулов, чем другие, способные выносить их лишь в ограниченном количестве.

Эта потребность в стимулах изменяется также в зависимости от психического состояния человека. Оптимальный уровень активации во время сна или в состоянии задумчивости, конечно же, отличен от уровня оптимального для человека, охваченного “лихорадкой” творчества.

Как бы там ни было, но теория оптимальной активации остается по самой своей сути механистичной. И действительно, хотя эта теория и позволяет объяснить, чем вызывается какое-то поведение, она не дает никаких указаний на то, по какому конкретному пути оно пойдет.

 

3) Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.

Для когнитивистов теории биологических побуждений или оптимальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объяснить все разнообразие поведения людей, поскольку, как отмечают эти ученые, человек активен всегда. Мы постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев мы сами решаем, что будем делать. В любую минуту, чтобы сделать выбор, мы прибегаем к процессу мышления.

В этом смысле все наши действия чем-то мотивированы. Таким образом, вопреки утверждению двух других теорий, не существует никакой особой «силы», которая выступает на сцену только в крити­ческие моменты, когда нарушено равновесие.

Боллес рассматривает мотивацию скорее как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей на ум мысли; выбор может также определяться присутствием какого-то человека или объекта в непосредственной близости.

Деси считает, что все наши поступки мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. По его мнению, нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентности. Доказательством тому, как утверждает Фишер, служит тот факт, что лучших результатов часто

 

 

 

добиваются те, кто осознает, что сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

По мнению этих теоретиков, внешнее поощрение (конфеты, деньги и т. п.) чаще всего приводит лишь к уменьшению такой внутренней мотивации. Например, у ребенка, которого вознаграждают каждый раз, когда он вынесет мусор, будет все меньше и меньше охоты действовать бескорыстно, просто ради удовольствия чувствовать себя полезным.

Нюттен полагает, что выбор наших ближайших действий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют наш выбор. При этом, как подчеркивает Деси, стимулом для наших действий служат не столько сами цели, сколько намерение их достигнуть.

 

Виды мотивации:

 

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Например, школьник учится на пятёрки, так как за отличную учёбу родители подарят ему велосипед.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 Например, школьник учится на пятёрки, так как ему нравится сам процесс обучения.

 

Типы мотиваций:

 

1) Индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

- голод

- жажда

- избегание боли

- стремление к температурному оптимуму и т. д.

 

2) Групповые

- забота о потомстве

- поиск места в групповой иерархии

- поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

 

3) Познавательные

- исследовательское поведение

- игровая деятельность

 

 

 

 

 

3.      Уровни притязаний и самооценка личности.

3.1 Самооценка: понятие, сущность, виды

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми.

Информация о работе Личность