Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:03, контрольная работа
В контрольной работе будут раскрыты понятие и развитие интеллекта; виды способностей человека; развитие и снижение когнитивных (познавательных) способностей; природа человеческих способностей, а также что же у человека: познавательные способности или интеллект?
Х. Гарднер (1983) использует в своей теории более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории: единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, шесть отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта - лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие (музыкальный, кинестетический и личностный), хотя и могут показаться на первый взгляд не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х.Гарднера, такого же статуса как и традиционные интеллекты.
Несмотря на глубокую
проработку проблемы интеллекта исследователями
многофакторных подходов, считается, что
ни одна из существующих ныне теорий не
опровергает концепции
Исследования интеллекта,
ведущиеся в последнее
Работы Р.Глейзера, Дж.Кэррол,
Н.Фроста, Э.Ханта и др. явились
первым шагом к перестройке
С изложенным направлением в современной зарубежной психологии тесно смыкается другое, представители которого обращаются к изучению процессуальных характеристик деятельности индивида, его когнитивного стиля, применяемых им стратегий и подходов к решению проблем (Р.Гарднер, Дж. Каган, Х.Титкин, Е.Боттенберг и др.). Здесь исследователь не просто отмечает, выполнил испытуемый тест или нет, но анализирует индивидуальные особенности процесса выполнения задания.
Одним из известных в западной психологии является операциональный подход к решению проблемы умственного развития, представители которого пытаются построить систему интеллектуальных тестов с опорой на психологическую теорию Ж.Пиаже (1969), вводящем понятие «интеллект» как определенную форму когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которой – структурирование отношений между средой и организмом.
Наряду с вышеизложенными, в зарубежной психологии развивается направление, связанное с поиском небольшого числа простейших базовых психофизиологических и физиологических функций, лежащих в основе интеллекта (Г.Ю.Айзенк, 1995). Уровень умственного развития индивида на 80% задан генетически и лишь на 20% определяется условиями его обучения и воспитания. Генетически заданную основу интеллектуальных различий между людьми представляет собой скорость мыслительных процессов. Для того чтобы измерить генетически заданную основу умственного развития индивида, его «чистый интеллект», необходимо вернуться к идеям Ф.Гальтона.
Итак, на сегодняшний день достаточно много известно об интеллекте, как познавательной способности человека, однако монолитной, всеми признанной теории, организующей имеющиеся факты, не существует. Не имеет однозначного ответа и вопрос о том, можно ли измерить общие познавательные способности человека с помощью тестов интеллекта.
Список использованной литературы: