Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе будут раскрыты понятие и развитие интеллекта; виды способностей человека; развитие и снижение когнитивных (познавательных) способностей; природа человеческих способностей, а также что же у человека: познавательные способности или интеллект?

Файлы: 1 файл

Контр.интеллект гот..doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Х. Гарднер (1983) использует в своей теории более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории: единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, шесть отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта - лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие (музыкальный, кинестетический и личностный), хотя и могут показаться на первый взгляд не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х.Гарднера, такого же статуса как и традиционные интеллекты.

Несмотря на глубокую проработку проблемы интеллекта исследователями  многофакторных подходов, считается, что  ни одна из существующих ныне теорий не опровергает концепции генерального фактора Ч. Спирмена.

Исследования интеллекта, ведущиеся в последнее десятилетие  в зарубежной психологии в рамках тестологического направления, не связаны  непосредственно с поиском новых  интеллектуальных параметров. Их целью  является расширение представлений  об интеллектуальной сфере и включение в нее нетрадиционных для исследования интеллекта представлений. В частности, кроме обычных психометрических показателей интеллекта, все теории множественного интеллекта рассматривают также и социальный интеллект, т.е. способность эффективно разрешать реальные жизненные проблемы.

Работы Р.Глейзера, Дж.Кэррол, Н.Фроста, Э.Ханта и др. явились  первым шагом к перестройке интеллектуальной тестологии по типу критериально-ориентированного тестирования. Отличительной чертой этого направления является выбор важной содержательной области (знаний и умений) и построение тестов, каждое из заданий которых направлено на диагностику определенного аспекта этой содержательной области.

С изложенным направлением в современной зарубежной психологии тесно смыкается другое, представители которого обращаются к изучению процессуальных характеристик деятельности индивида, его когнитивного стиля, применяемых им стратегий и подходов к решению проблем (Р.Гарднер, Дж. Каган, Х.Титкин, Е.Боттенберг и др.). Здесь исследователь не просто отмечает, выполнил испытуемый тест или нет, но анализирует индивидуальные особенности процесса выполнения задания.

Одним из известных в  западной психологии является операциональный  подход к решению проблемы умственного  развития, представители которого пытаются построить систему интеллектуальных тестов с опорой на психологическую теорию Ж.Пиаже (1969), вводящем понятие «интеллект» как определенную форму когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которой – структурирование отношений между средой и организмом.

Наряду с вышеизложенными, в зарубежной психологии развивается  направление, связанное с поиском  небольшого числа простейших базовых  психофизиологических и физиологических  функций, лежащих в основе интеллекта (Г.Ю.Айзенк, 1995). Уровень умственного развития индивида на 80% задан генетически и лишь на 20% определяется условиями его обучения и воспитания. Генетически заданную основу интеллектуальных различий между людьми представляет собой скорость мыслительных процессов. Для того чтобы измерить генетически заданную основу умственного развития индивида, его «чистый интеллект», необходимо вернуться к идеям Ф.Гальтона.

Итак, на сегодняшний  день достаточно много известно об интеллекте, как познавательной способности  человека,  однако монолитной, всеми признанной теории, организующей имеющиеся факты, не существует. Не имеет однозначного ответа и вопрос о том, можно ли измерить общие познавательные способности человека с помощью тестов интеллекта.

 

 

Список использованной литературы:

    1. Азимов Э.Г., Щукин А.И. «Словарь методических терминов»  2002 .
    2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М. – СПб: Per Se, Иматон. 2001.
    3. Дружинин В.Н. «Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность)» из книги "Психология общих способностей" 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 368 С. (стр. 14-25)
    4. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
    5. Холодная М.А. «Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта», Киев, 1990Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта
    6. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант / / Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991. С. 11.



Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"