Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:03, контрольная работа
В контрольной работе будут раскрыты понятие и развитие интеллекта; виды способностей человека; развитие и снижение когнитивных (познавательных) способностей; природа человеческих способностей, а также что же у человека: познавательные способности или интеллект?
2. Символический, или
3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).
4. Стадия конкретных операций (от7-8 до 11-12 лет). В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
5. Стадия формальных операций, или
рефлексивный интеллект (от 11-12 до
14-15 лет). После 12 лет у детей
появляется абстрактное
Следовательно, интеллектуальное развитие – это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, авоматизированность, сокращённость.
В развитии интеллекта согласно теории Пиаже, выделяются две основные линии. Первая связана с интеграцией операциональных когнитивных структур, а вторая – с ростом инвариантности (объективности) индивидуальных представлений о действительности.
Пиаже остановил свои исследования интеллекта возрастом 14-17 лет, но дальше, например, на отрезке от 20 до 35 лет, отмечается «пик» интеллектуальной продуктивности и соответственно можно ожидать наибольшую зрелость операциональных механизмов интеллектуальной активности.
Остаётся предположить, что сформированность операциональных структур не является единственным показателем интеллектуальной зрелости.
Пиаже отмечал, что поскольку человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.
2. Познавательные способности.
2.1. Понятие и виды способностей.
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:
Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов).
Таким образом, под способностями
понимаются устойчивые свойства людей,
которые определяют успехи, достигнутые
ими в различных видах
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на: общие и специальные.
Общими называются такие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.
Специальные - это способности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.
2.2. Природа человеческих способностей.
На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу- субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.
На свет
человек появляется без
Организуя детскую деятельность,
формирующую и развивающую
Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач). Или, другими словами, это особенности (свойства) взаимодействия КВП (кратковременную память), ДВП (долговременная память) и сознания в процессе решения задачи.
2.3. Конвергентные способности.
Конвергентная способность – показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Следовательно, конвергентная способность характеризует эффективность взаимодействия КВП и ДВП. Выделяют три свойства конвергентных способностей:
Уровневые свойства интеллекта – достигнутый уровень развития познавательный функций, а значит уровень насыщенности ДВП познавательными моделями. Изучается с помощью тестологического подхода, что очевидно.
Комбинаторные свойства интеллекта – способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей.
Процессуальные свойства интеллекта – характеристика процессов переработки информации. Следовательно, это способность сознания воспринять шаги решения задач, которые КВП извлекает из ДВП и размещает перед видимым полем сознания.
Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — это показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Следовательно, конвергентная способность характеризует эффективность взаимодействия КВП и ДВП. Выделяют три свойства конвергентных способностей:
Конвергентные способности могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биологическому виду, например способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к другому, например вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исследований конвергентной способности посвящено их изучению с теоретического зрения индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, которые характерны для них как вида.
2.4. Развитие и снижение когнитивных способностей.
Для «среднего» человека,
по-видимому, будет справедливым утверждение,
что все когнитивные
Доказательства возможного снижения когнитивных способностей в период взрослости и старости пока нельзя считать окончательными. В целом психологи сообщают о том, что «кристаллизованные» (crystallized)способности, например, измеряемые тестом «Словарь», хорошо сохраняются в пожилом возрасте или обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как «флюидные» (fluid)способности, такие, как способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем некоторый спад, особенно если когнитивная задача требует быстрого реагирования. Интерпретация этих данных представляется затруднительной из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными различиями. Многим людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень когнитивных способностей, который они демонстрировали в период взрослости.
3. Познавательные способности или интеллект?
3.1. История исследований в зарубежной науке.
Проблема понимания познавательных способностей, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические научные исследования, остается дискуссионной. В зарубежной психологии основные подходы к изучению познавательных способностей человека группируются вокруг нескольких проблем. Центральной из них следует признать теорию интеллекта. Познавательные способности отождествляется с понятием «общие умственные способности», под которыми понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями развития. Основная проблема заключается в выделении и определении психологических качеств, рассматриваемых как способности, в нахождении их места в структуре познавательной деятельности, в их измерении, позволяющем выявить уровень развития.
На начальном этапе
своего изучения интеллект отождествлялся
с простейшими
Следующим шагом в исследовании интеллекта явился перенос акцента с измерения простейших сенсомоторных качеств и памяти на измерение высших психических функций, обозначаемых термином «ум», «интеллект» (А.Бине, Т.Симон, 1904). Работы 1904-1911 гг. подняли вопрос, ставший одним из центральных в полемике вокруг данной проблемы – является ли интеллект простой, цельной умственной способностью, применяемой в разных областях деятельности, или же продуцируется разными специальными способностями, которыми личность может обладать или не обладать независимо.
Первую попытку
Второе предположение определило направление поиска психологических характеристик, которые являются существенными для понимания индивидуальных различий в интеллекте и многие авторы пытались интерпретировать фактор «G» в психологических терминах. В качестве общего фактора предлагалось рассматривать внимание (С.Барт, 1946), мотивацию, скорость переработки информации ЦНС (Г.Айзенк, 1951).
С конца 20-х годов ХХ
века высказываются сомнения в универсальности
фактора «G» для понимания