Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:03, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе будут раскрыты понятие и развитие интеллекта; виды способностей человека; развитие и снижение когнитивных (познавательных) способностей; природа человеческих способностей, а также что же у человека: познавательные способности или интеллект?

Файлы: 1 файл

Контр.интеллект гот..doc

— 103.00 Кб (Скачать)

2. Символический, или допонятийный  интеллект (от 1,5 лет до 4 лет). До 7 лет у детей развивается интуитивное  символическое мышление, но они  остаются эгоцентричными. Они уже  могут конструировать решения каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.

3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).

4. Стадия конкретных операций (от7-8 до 11-12 лет). В возрасте 7-12 лет дети могут оперировать своими внутренними репрезентациями каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.

5. Стадия формальных операций, или  рефлексивный интеллект (от 11-12 до 14-15 лет). После 12 лет у детей  появляется абстрактное мышление, и в течение всего юношеского  периода вырабатывается формальное  мышление, группировки которого  характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.

Следовательно, интеллектуальное развитие – это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, авоматизированность, сокращённость.  

В развитии интеллекта согласно теории Пиаже, выделяются две основные линии. Первая связана с интеграцией операциональных когнитивных структур, а вторая – с ростом инвариантности (объективности) индивидуальных представлений о действительности.

Пиаже остановил свои исследования интеллекта возрастом 14-17 лет, но дальше, например, на отрезке  от 20 до 35 лет, отмечается «пик» интеллектуальной продуктивности и соответственно можно  ожидать наибольшую зрелость операциональных  механизмов интеллектуальной активности. 

Остаётся предположить, что сформированность операциональных  структур не является единственным показателем  интеллектуальной зрелости.

Пиаже отмечал, что поскольку  человек с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.

 

2. Познавательные способности.

2.1. Понятие и виды способностей.

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:

Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое  определения  способностей.

Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных  видов деятельности. Данное определение  было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Это определение принято  сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов).

Таким образом, под способностями  понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые  ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно-изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей.

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов  деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых  они проявляются, способности принято  делить на: общие и специальные.

Общими называются такие  способности, которые одинаковым образом  проявляют себя в различных видах  человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального  развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.

Специальные - это способности  к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические  и другие.

 

2.2. Природа человеческих способностей.

На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу- субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

    На свет  человек появляется без психологических  свойств, а лишь с общей возможностью  их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает сражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально- психологические качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способности не являются врожденными.

Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность  детей, необходимо соблюдать психологические  требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

Познавательные способности  – свойства интеллекта, которые  обнаруживают себя при решении проблем (задач). Или, другими словами, это особенности (свойства) взаимодействия КВП (кратковременную память), ДВП (долговременная память) и сознания в процессе решения задачи.

 

2.3. Конвергентные способности.

Конвергентная способность  – показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Следовательно, конвергентная способность характеризует эффективность взаимодействия КВП и ДВП. Выделяют три свойства конвергентных способностей:

Уровневые свойства интеллекта – достигнутый уровень развития познавательный функций, а значит уровень  насыщенности ДВП познавательными  моделями. Изучается с помощью  тестологического подхода, что очевидно.

Комбинаторные свойства интеллекта – способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей.

Процессуальные свойства интеллекта – характеристика процессов  переработки информации. Следовательно, это способность сознания воспринять шаги решения задач, которые КВП  извлекает из ДВП и размещает перед видимым полем сознания.

 Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — это показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Следовательно, конвергентная способность характеризует эффективность взаимодействия КВП и ДВП. Выделяют три свойства конвергентных способностей:

  1. Уровневые свойства интеллекта — достигнутый уровень развития познавательный функций, а значит уровень насыщенности ДВП познавательными моделями. Изучается с помощью тестологического подхода, что очевидно.
  2. Комбинаторные свойства интеллекта — способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. На рис.4 это свойство отражено в виде глубины управления сознанием деятельности ДВП: характеристика отдельных объектов — объединение в группы — отнесение к категории.
  3. Процессуальные свойства интеллекта — характеристика процессов переработки информации. Следовательно, это способность сознания воспринять шаги решения задач, которые КВП извлекает из ДВП и размещает перед видимым полем сознания.

Конвергентные способности могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биологическому виду, например способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к другому, например вербальная или мыслительная способность. Подавляющее большинство исследований конвергентной способности посвящено их изучению с теоретического зрения индивидуальных различий, поскольку между людьми наблюдаются различия даже в тех способностях, которые характерны для них как вида.

 

2.4. Развитие и снижение когнитивных способностей.

Для «среднего» человека, по-видимому, будет справедливым утверждение, что все когнитивные способности  развиваются постепенно; их развитие начинается с момента рождения или  чуть позже и продолжается до 20—22 лет, хотя, возможно, идет разными темпами. Так как крайне трудно установить абсолютные шкалы или метрики для различных способностей, то столь же трудно сравнивать способности по их темпам развития. Однако вряд ли нужно сомневаться в существовании значительных индивидуальных различий в темпах когнитивного развития, касающихся как общей способности, так и более специализированных способностей.

Доказательства возможного снижения когнитивных способностей в период взрослости и старости пока нельзя считать окончательными. В целом психологи сообщают о том, что «кристаллизованные» (crystallized)способности, например, измеряемые тестом «Словарь», хорошо сохраняются в пожилом возрасте или обнаруживают лишь незначительное снижение, тогда как «флюидные» (fluid)способности, такие, как способность к логическим выводам, обнаруживают в среднем некоторый спад, особенно если когнитивная задача требует быстрого реагирования. Интерпретация этих данных представляется затруднительной из-за возможного пересечения различий среди возрастных групп с культурными и образовательными различиями. Многим людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень когнитивных способностей, который они демонстрировали в период взрослости.

 

 

3. Познавательные способности или интеллект?

3.1. История исследований в зарубежной науке.

Проблема понимания  познавательных способностей, несмотря на многочисленные теоретические и  эмпирические научные исследования, остается дискуссионной. В зарубежной психологии основные подходы к изучению познавательных способностей человека группируются вокруг нескольких проблем. Центральной из них следует признать теорию интеллекта. Познавательные способности отождествляется с понятием «общие умственные способности», под которыми понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями развития. Основная проблема заключается в выделении и определении психологических качеств, рассматриваемых как способности, в нахождении их места в структуре познавательной деятельности, в их измерении, позволяющем выявить уровень развития. 

На начальном этапе  своего изучения интеллект отождествлялся с простейшими психофизиологическими  функциями с подчеркиванием органического (врожденного) характера интеллектуальных различий между людьми (Ф.Гальтон, 1896).

Следующим шагом в  исследовании интеллекта явился перенос  акцента с измерения простейших сенсомоторных качеств и памяти на измерение высших психических  функций, обозначаемых термином «ум», «интеллект» (А.Бине, Т.Симон, 1904). Работы 1904-1911 гг. подняли вопрос, ставший одним из центральных в полемике вокруг данной проблемы – является ли интеллект простой, цельной умственной способностью, применяемой в разных областях деятельности, или же продуцируется разными специальными способностями, которыми личность может обладать или не обладать независимо.

Первую попытку проанализировать структуру свойств интеллекта, основанную на статистическом анализе показателей  тестов, предпринял Ч.Спирмен (1904). Согласно его представлениям люди различаются, главным образом, по тому, в какой степени они обладают  фактором «G». Фактор «G», во-первых, определяет уровень "умственной энергии", необходимой для решения разных интеллектуальных задач, во-вторых, связан с тремя особенностями сознания - со способностью усваивать информацию (приобретать новый опыт), способностью понимать взаимоотношение между объектами и способностью переносить имеющийся опыт на новые ситуации.

Второе предположение  определило направление поиска психологических  характеристик, которые являются существенными для понимания индивидуальных различий в интеллекте и многие авторы пытались интерпретировать фактор «G» в психологических терминах. В качестве общего фактора предлагалось рассматривать внимание (С.Барт, 1946), мотивацию, скорость переработки информации ЦНС (Г.Айзенк, 1951).

С конца 20-х годов ХХ века высказываются сомнения в универсальности  фактора «G» для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных особенностях. В 30-х годах делаются попытки экспериментально доказать существование взаимонезависимых факторов интеллекта (Л. Терстоун, 1941), а к началу 50-х годов делаются попытки создать иерархическую организованную структуру интеллектуальных характеристик (С.Барт, 1946; Ф. Вернон, 1950; Р.Кеттелл, 1891). Среди разработчиков мультифакторной теории интеллекта наибольшее число характеристик (120 факторов), лежащих в основе  индивидуальных различий в умственной сфере, назвал Дж.Гилфорд (1971). В противовес его модели Р. Стернберг (1985) предложил трехкомпонентную теория интеллекта, описывающую три аспекта – внутренние компоненты интеллекта, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"