Конфликты в сфере управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Одной из сложных сфер социальных отношений являются управленческие отношения. Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности – экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации.
Самое желательное состояние для руководителя — не иметь любых предпосылок внутри групп, которые могли бы привести к конфликтам, поэтому каждый руководитель должен проводить работу как внутри группы, так и между группами. Основой профилактики конфликтов является изучение причин их возникновения, типологии конфликтного взаимодействия и способов их предупреждения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие управленческих конфликтов
1.2 Классификация управленческих конфликтов
1.3 Специфика форм проявления управленческих конфликтов
2. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Диагностика конфликтов
2.2 Профилактика конфликтов
3.. КОНФЛИКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
3.1 Характерные черты конфликтов на предприятиях
3.2 Рекомендации по разрешению конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 127.72 Кб (Скачать)

- определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения;

- результаты урегулирования должны  основываться на ясно и четко  сформулированном соглашении, допускающем  эффективный контроль.

Конечно, на наш взгляд, все эти  и некоторые другие правила и  рекомендации не являются универсальными. Нам кажется, что их необходимо применять  творчески, учитывая все факторы  конфликтной ситуации, что поможет  руководителю находить правильные решения  и направлять конфликты в безопасное русло.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев проблему конфликтов в  сфере управления, можно сделать  вывод: конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между  людьми, способ взаимодействия при  столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Возможен выбор и других определений.

Следовательно, основная задача состоит  в том, чтобы придать конфликту  по возможности функционально-положительный  характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.

Способом разрешения конфликта  становится компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководство стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие  участка) - по вызывающей форме протеста. В итоге возобладал функционально-позитивный результат.

Время послеконфликтных эмоциональных  переживаний, расстройств, разлаженности  человеческих отношений, нарушения  делового контакта, как правило, во много раз способно превосходить время самого конфликта. С точки  зрения психического состояния противоборствующих сторон конфликт выступает единовременно  и как защитная, и как ответная, эмоционально окрашенная реакция.

Любой конфликт в организации есть прямой результат накопления неудовлетворенности  существующим положением, возрастания  противоречий, обострения социальной напряженности. В Российской Федерации  общими факторами такой напряженности  в настоящее время, в частности, выступают: недовольство ходом и  результатами реформирования экономики; большие социальные издержки внедрения  рыночных отношений, включая неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры предприятий и регионов; административный и правовой беспредел; рост преступности и признаки нравственной деградации. Дополнением к этому могут  служить условия, свойственные той  или иной отрасли хозяйства, региону  страны или конкретной организации.

Предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

Возможные пути решения социальных конфликтов в сфере управления предприятием:

  • внесение изменений и дополнений в традиционный макет коллективного договора (устава предприятия);
  • установление рабочего контроля, в том числе в упомянутых ранее формах;
  • создание так называемых опорных структур производственной демократии.
  • консолидация индивидуальных пакетов акций работников;
  • включение в устав предприятия Положения о создании Фонда акционирования работников предприятия;
  • скупка акций у работников-акционеров, ушедших из предприятия, на выгодных для них условиях;
  • разработка систем и механизмов мотивационных стимулов;
  • передача на доверительной основе принадлежащих работникам акций;
  • продажа акций работников аутсайдерам с социальными и инвестиционными условиями.

Автор считает, что все эти правила  и рекомендации не являются универсальными, поэтому их необходимо применять  творчески, учитывая все факторы  конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М., 1990. – 165.
  2. Комаров А. Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже XXI века / А. Комаров, Е. Комаров // Управление персоналом. - 1999. - № 9. – С. 36-39.
  3. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.
  4. Логинова А.Ю. Какой должна быть система управления персоналом / А.Ю. Логинова // Управление персоналом. - 1998. - № 7. – С. 19-23.
  5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. – М.,1996. – 210 с.
  6. Норберт Т. Тенденции и перспективы развития управления персоналом / Т. Норберт // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 6. – С. 23-36.
  7. Пугачев В.П. Руководство организации / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 279 с.
  8. Самыгин С.И. Основы управления персоналом / С.И. Самыгин, М.С. Зайналабидов, З.Г. Макиев. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 365 с.
  9. Сурков С.А. Люди на работе / С.А. Сурков – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 304 с.
  10. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2000. – 272 с.
  11. Управление персоналом / под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996. – 312 с.

 

Приложение

 

Таблица 1 - Классификация управленческих конфликтов

Основания классификации

Тип конфликта

Причины конфликта

Субъекты  конфликтного взаимодействия

Конфликт  между субъектами и объектами  управления (групповые конфликты)

Нарушение принципов управления; нарушение  коммуникаций; низкая профессиональная подготовка кадров; распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях; неудовлетворительные условия  труда; нарушение трудового законодательства; нарушение договорных обязательств и другие (табл.2)

Конфликт  между руко-водителем и подчи-ненным (межличност-ные конфликты)

Весь  спектр причин, обусловливающих межличностные  конфликты (табл.3)

Источники конфликта

Структурные конфликты;

Инновационные конфликты;

 

 

 

Позиционные конфликты;

Противоречия  в задачах, решаемых сторонами конфликта

Изменение организационной  структуры; ошибки в распределении  функций; нарушения привычных норм, правил взаимоотношений; несоответствие квалификации работников инновационным  изменениям

Различие в задачах  и целях; групповой эгоизм; неадекватность в понимании места и роли той  или иной структурной единицы  организации

Динамика  управленческой деятельности (функции  управления)

Конфликты планирования

Нарушение принципов планирования; нарушение  конгруэнтности стратегического, тактического и оперативного планирования; субъективизм и волюнтаризм руководства

Конфликты организации

Последствия неудачного планирования; нарушение  принципов организации; нарушения  постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями

Конфликт  мотивации

Нарушение принципов мотивации; просчеты в  подборе и расстановке кадров

Конфликт  контроля

Неадекватность  отражения в сознании субъектов  и объектов управления функции контроля в управленческой деятельности; нарушение  принципов и норм контроля; нечеткость критериев контроля; неадекватность стиля управления конкретным условием и ситуациями


 

Таблица 2 - Классификация межгрупповых конфликтов

Вариант конфликта

Возможные причины конфликта

Руководство организации – персонал

Неудовлетворительные  коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и др.

Администрация – профсоюзы

Нарушение трудового законодательства со стороны  администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата  и др.

Конфликт  между подразделе-ниями внутри организации

Взаимная зависимость  по выполняемым задачам; распределение  ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка

Конфликт  между организации

Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы влияния, рынки  сбыта и др.

Конфликт  между микрогруп-пами внутри коллектива

Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции лидеров

Конфликт  между неформаль-ными группами в  обществе

Противоположность духовных интересов, ценностей, групповой экстремизм


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Причины и факторы  межличностных конфликтов

(по В.Линкольну)

Тип фактора  и его содержание

Формы проявления конфликта

Информационные  факторы – неприемлемость информации для одной из сторон

Неполные  и неточные факторы; слухи, невольная  дезинформация; преждевременная информация или информация переданная с опозданием; ненадежность источников информации;

Поведенческие факторы – неуместность, грубость, бестактность и др.

Стремление  к превосходству; проявление агрессивности; эгоизм; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений

Факторы отношений – неудовлетворенность  от взаимодействия между сторонами

Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень  доверия и авторитетности

Ценностные  факторы – противоположность  принципов поведения 

Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и др.ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и др.)

Структурные факторы – относительно стабильные объективные обстоятельства, которые  трудно поддаются изменению

Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т.п.; социальная принадлежность


Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Конфликты в сфере управления