Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:54, контрольная работа
Одной из сложных сфер социальных отношений являются управленческие отношения. Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности – экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации.
Самое желательное состояние для руководителя — не иметь любых предпосылок внутри групп, которые могли бы привести к конфликтам, поэтому каждый руководитель должен проводить работу как внутри группы, так и между группами. Основой профилактики конфликтов является изучение причин их возникновения, типологии конфликтного взаимодействия и способов их предупреждения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие управленческих конфликтов
1.2 Классификация управленческих конфликтов
1.3 Специфика форм проявления управленческих конфликтов
2. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Диагностика конфликтов
2.2 Профилактика конфликтов
3.. КОНФЛИКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
3.1 Характерные черты конфликтов на предприятиях
3.2 Рекомендации по разрешению конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Второй вид - предприятия, работники которых протестуют против смены администрации новыми собственниками. Мотивы - самые разные: возможные "карательные" акции со стороны старой администрации (в случае, если она сохранится); обнародование планов новых собственников сокращения производства, его перепрофилирования, сокращения рабочих мест и т.п.
Третий тип - предприятия, работники
которых повышают уровень своих
требований: упразднение авторитарной
системы управления предприятиями
и демократизация хозяйственной
власти на предприятии независимо от
вида собственности, включая так
называемую собственность работников,
которая на деле в большинстве
случаев является "директорской".
Это обстоятельство способствует происходящему
краху иллюзий относительно подобной
формы собственности, и прежде всего
в ее акционерном виде, размеры
которой уменьшаются быстрыми темпами
(на момент окончания ваучерной
Пути демократизации хозяйственной власти, очерченные в требованиях работников подобного типа "протестных предприятий" России:
а) раздела хозяйственной власти. Это хорошо вписывается в мировую практику расщепления прав собственности - прав владения, пользования и распоряжения и делает возможным реальное участие работников в управлении предприятием;
б) радикального перераспределения хозяйственной власти на пре приятии от капитала и его представителей к труду в лице уполномоченных ими органов: профком, совет трудового коллектива, рабочий комитет и др. Подобного рода требование выдвигается в первую очередь в условиях доведения предприятия до искусственного банкротства посредством:
Отсюда такие требования более частного характера, как:
На ряде предприятий подобного
рода требования были дополнены требованиями
недопущения насильственной приватизации
своего предприятия, как это имело
место, например, на "Мосхимфармпрепараты",
либо его деприватизации, например,
в случае невыполнения новым собственником
взятых на себя обязательств по договору
купли-продажи имущества
Этот - третий тип "протестных предприятий"
- и стал главным объектом исследований,
проведенных в европейской
Исследования показали:
во-первых, успехи, достигнутые на пути реализации вышеназванных целей:
а) отстранение старой администрации и приход новой, часть из которой признает право работников на участие в управлении предприятием, как это имеет место, например, на Комбинате цветной печати в Петербурге, а другая часть, по крайней мере, склонна к большему учету мнения работников по поводу положения дел на предприятии и планах его администрации (Щучанский хлебокомбинат Курганской области и ряд других);
б) введение в состав органов управления предприятием представителей работников (Комбинат цветной печати в Петербурге и др.);
в) закрепление права работников
на реальное участие в управлении
предприятием в коллективном договоре
(Ленинградский металлический
г) установление рабочего контроля, например, контроля за отгрузкой продукции и получением оплаты за нее, как это было сделано, скажем, на Ясногорском машиностроительном заводе Тульской области;
д) развитие форм демократии на уровне рабочего места. Примером этому может служить формирование самоуправляемых бригад на Рязанском швейном объединении "Голубая Ока";
е) взятие хозяйственной власти на предприятии на основе прав собственности. Так, например, в течение двух лет большинство мест в Наблюдательном Совете ОАО "Черниговец" Кемеровской области (угледобыча) принадлежало рабочим-акционерам.
Во-вторых, преграды, встающие на пути демократизации хозяйственной власти на предприятии. Выделяются главные преграды:
В-третьих, возможные пути решения социальных конфликтов в сфере управления предприятием.
Выделим, также наиболее действенные и перспективные:
На основе трудовых прав работников (в качестве участников процесса производства товаров и услуг):
а) внесение изменений и дополнений
в традиционный макет коллективного
договора (устава предприятия), направленных
на расширение объема прав работников
в области управления производством
и распределения его
б) установление рабочего контроля;
в) создание так называемых опорных структур производственной демократии в виде хорошо зарекомендовавших себя во многих странах инкубаторов, консультационных служб, системы экономической учебы работников и некоторых других.
На основе прав собственности (прав акционеров, пайщиков своего предприятия):
а) консолидация индивидуальных пакетов акций работников;
б) включение в устав предприятия Положения о создании Фонда акционирования работников предприятия;
в) скупка акций у работников-акционеров, ушедших из предприятия, на выгодных для них условиях;
г) разработка систем и механизмов мотивационных стимулов, побуждающих внешних акционеров, а также акционеров из числа бывших работников предприятия конвертировать принадлежащие им акции из категории обыкновенных (голосующих) в категорию привилегированных;
д) передача на доверительной основе принадлежащих работникам акций, а тем самым права голоса доверенному их лицу на общем собрании акционеров, в других органах управления предприятием;
е) продажа акций работников аутсайдерам
с социальными и
3.2 Рекомендации по разрешению конфликтов
Существует несколько
1) институциализация конфликта,
т.е. установление норм и
- запрет на применение
- ограничение количества
- принятие всеми сторонами
- контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.);
2) легитимация процедуры
3) структурирование
4) редукция конфликта, т.е. его
последовательное ослабление
Можно выделить две взаимосвязанные линии редукции конфликта в зависимости, во-первых, от характера восприятия оппонента; во-вторых, от характера соперничества.
Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятии образа оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) - соперник (противоборство по определенному вопросу) - сотрудник (временное взаимодействие) - партнер (постоянное сотрудничество) - союзник (помощник в определенной области) - друг.
По второй линии, характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) - агрессивность (отдельные враждебные действия) - соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) - враждебность (неприязнь, недружеские отношения) - напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) - спор (идейное противоборство) - несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие).
Существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов:
- рационализация конфликта,
- концентрация внимания не на
заявленных позициях (требованиях),
а на реальных интересах
- расширение коммуникаций между
сторонами с целью получения
достоверной информации и
- сегментация, дробление
- проведение различия между
участником и предметом
Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления:
- относительность соперничества;
- ограничение сферы
- сложный, многосоставный
- временное (стадийное)
- расширение временного
- стремление к окончательному
решению конфликта менее
- конфликты решаются с помощью
перемен, а не путем
- нежелательность односторонних
уступок, ибо сделавшая
- при разрешении конфликта
- решение конфликта должно быть
легитимировано культурой, т.е.
- ориентация на
- арбитраж, включение в процесс
разрешения конфликта (
- предпочтительность ставки на
сотрудничество между
- ограничение числа участников урегулирования конфликта представителями (лидерами) соперничающих сторон;
- определение круга возможных альтернатив, допустимых уступок до принятия совместного решения;