Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:54, контрольная работа
Одной из сложных сфер социальных отношений являются управленческие отношения. Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности – экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации.
Самое желательное состояние для руководителя — не иметь любых предпосылок внутри групп, которые могли бы привести к конфликтам, поэтому каждый руководитель должен проводить работу как внутри группы, так и между группами. Основой профилактики конфликтов является изучение причин их возникновения, типологии конфликтного взаимодействия и способов их предупреждения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие управленческих конфликтов
1.2 Классификация управленческих конфликтов
1.3 Специфика форм проявления управленческих конфликтов
2. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Диагностика конфликтов
2.2 Профилактика конфликтов
3.. КОНФЛИКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
3.1 Характерные черты конфликтов на предприятиях
3.2 Рекомендации по разрешению конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В целом, возникновение конфликтов второго типа приводит к разбалансированности деятельности организации, отрицательно сказываясь на результатах труда, но в то же время конструктивное разрешение подобных конфликтов приводит как к росту сплоченности команды, так и к росту производительности труда отдельных ее членов.
3) К третьему типу конфликтов
исследователи относят
конфликты планирования, возникающие в результате нарушения тактического и оперативного планирования в системе управления персоналом, субъективизма и волюнтаризма руководства.
конфликты организации, имеющие своим
основанием нарушение постоянных и
временных взаимоотношений
конфликты мотивации, возникающие как следствие нарушения принципов мотивации и просчетов в подборе и расстановке кадров.
конфликты контроля, являющиеся закономерным результатом нечеткости критериев контроля, неадекватности стиля управления персоналом конкретным условиям и ситуациям.
В целом, организационные конфликты возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов группы. Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности.
Рисунок 2 - Организационно-управленческие причины конфликтов
Обобщим классификацию управленческих конфликтов в таблицах 1, 2 и 3 Приложения.
Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности.
Дезорганизация
– это такое состояние
Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге такая борьба переходит в конфликт, который может протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.
Несогласие
как форма управленческого
Напряженность
как форма управленческого
Конфронтация
– еще более глубокая форма
управленческого конфликта, характеризуется
жесткой конкуренцией на почве карьерных
устремлений определенных субъектов
управления и применением крайних
средств и методов
2. КОНФЛИКТЫ И ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1 Диагностика конфликтов
Диагностика конфликтов – это выявление причин возникновения конфликтной ситуации.
Организация в широком смысле представляет
собой социальную систему, устойчивую
форму объединения людей - индивидов,
групп и иных общностей, причастных
к определенной совместной деятельности,
а также условия их взаимодействия
друг с другом. Это более или
менее сложное структурное
В обычном, узком смысле слова организация
есть способ организационного построения,
призванного гарантировать
Экономические организации (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные коммерческие предприятия) имеют свои особенности в структурном отношении и функционировании.
«Любая организация не может существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени внутренней напряженности, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и. следовательно, деятельности по их разрешению». Питательной средой конфликтного противостояния могут быть:
• условия хозяйствования, стечение
неблагоприятных для
• проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами;
• структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации;
• эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.
По непосредственным причинам возникновения конфликтные противоборства бывают организационными, эмоциональными и социально-трудовыми.
Организационные конфликты обычно
возникают и протекают в
У всякого предприятия, любой коммерческой организации принято выделять три основных направления развития:
1) материально-техническое,
2) организационно-экономическое,
3) социально-психологическое,
Каждое из названных направлений
само по себе может быть полем для
конфликтов. Но и их несовпадения, расхождения
в стратегии и тактике
В идеале все должны работать на общий успех, все обязаны концентрировать силы и энергию в одном русле (эффект «сжатого кулака»). На практике согласованность достигается не всегда, наблюдается разрозненность в действиях (эффект «растопыренных пальцев»).
Конфликты организационного порядка питает и неизбежная зависимость одних работников от других, сбои коммуникативных связей при передаче и получении нужной информации. Одно дело - исполнение дисциплины и служебных обязанностей в условиях четкого рабочего ритма, а другое - при неразберихе, хаосе, отсутствии элементарного регламента.
Известно также, что каждый работник, входя в персонал организации как часть целого, имеет свои функции, обязанности и налагаемую ими ответственность. Вместе с тем он должен располагать соответствующими средствами, правами и полномочиями. Все это в совокупности составляет рабочее место - индивидуальное или групповое. Структура его проста, она представлена на схеме 1.
Функции
Схема 1 - Схема рабочего места
Все в структуре рабочего места
взаимосвязано. Равновесие элементов
должно обеспечиваться уставными предписаниями,
технологическими требованиями, надлежащей
организацией труда, должностными и
иными инструкциями, правилами получения
и пользования необходимой
По установившейся классификации организационный конфликт может стать и следствием нарушения единства распорядительства, когда одному подчиненному дают одновременно указания несколько начальников, или отступления от единства руководства, когда у одного руководителя оказывается излишнее число подчиненных и он не в состоянии непосредственно направлять их работу. Такой конфликт может образоваться также при порочном круге управления, когда неясности и неопределенность в иерархии должностей, в отношении к делу порождают бюрократическую карусель и волокиту, оправдывают привычку отсылать заявителя, клиента от Ивана к Петру и т.д.
Что касается эмоциональных конфликтов,
то большей частью они случаются
в результате либо личностного восприятия
происходящего в группе, коллективе,
либо деформаций во внутригрупповом
взаимодействии и отношениях, а также
психологической
Задачу сохранения среди персонала
организации ровных отношений часто
осложняет разноликость сослуживцев
по их устремлениям, распространенность
таких типов работников, поведение
которых нередко вызывает среди
коллег ненужные трения и конфликты.
К ним, в частности, можно отнести
так называемых неудачников по натуре
- людей, фиксирующих свое внимание
только на неудачах и промахах; вечных
нытиков, которые беспрестанно жалуются,
выискивая как явные, так и
мнимые поводы для своего недовольства;
двуличных карьеристов, стремящихся
к продвижению по служебной лестнице,
не брезгуя при этом никакими неблаговидными
способами в отношении
Часто недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызывать и такие казалось бы простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, т.е. то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта.
Определенную угрозу таят в себе
остановки в работе, неоправданные
простои. Безделье - это не только раздолье
для праздности, но и источник, питающий
распространение пьянства, ссор и
интриг, ложных слухов и сплетен, которые
большей частью обостряют напряженность
во взаимоотношениях. Нездоровая морально-психологическая
атмосфера в организации
Социально-трудовые конфликты выходят
на поверхность тогда, когда обнажаются
разногласия в мотивации