Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 16:16, реферат

Краткое описание

В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.

Оглавление

Введение________________________________________________________3
1. Основные подходы психологии в изучении общения____________4
2. Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры__________7
2.1 Коммуникативные барьеры общения______________________8
2.2 Психологические барьеры общения_______________________10
3. Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров_____________________________________________________13
4.Схема выхода из ситуации «барьера»_________________________15
5.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения______________________________________________________16
Заключение___________________________________________________17
Библиография_________________________________________________19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Содержание

      Введение________________________________________________________3

  1. Основные подходы психологии в изучении общения____________4

    2. Коммуникативные  барьеры. Психологические барьеры__________7

    2.1 Коммуникативные  барьеры общения______________________8

    2.2 Психологические  барьеры общения_______________________10

     3. Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров_____________________________________________________13

    4.Схема выхода из ситуации  «барьера»_________________________15

      5.Основные правила предотвращения  конфликтов и некоторых барьеров  общения______________________________________________________16

      Заключение___________________________________________________17

      Библиография_________________________________________________19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Все мы постоянно находимся в ситуациях  общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

     И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

     В целом взаимодействие с обществом  сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

     Возникновение психологических и коммуникативных  барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.

     Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана  с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд , Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин , М. С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции рассмотрены ниже.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Основные подходы психологии в изучении общения 

     Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают  контакт друг с  другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

     Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным  речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

     По  целям общение делится на биологическое  и социальное. Биологическое –  это общение, необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

     Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Поскольку социальная психология– составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория "общение" является базовой для социально-психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения.

     Концепция Эрика Берна, так называемый «Трансакционный анализ», заключается в том, заключается в том, что в каждом человеке в той или иной ситуации доминирует одно из состояний Я:

     1. Состояния я, сходные с образом  родителей;

     2. Состояния Я, автономно направленные  на объективную оценку реальности;

     3. Состояния я, представляющие наиболее  архаичные образцы чувств и  поведения, афиксированные в реннем  детстве.

     Э.Берн утверждает, что в каждый данный момент любой член группы проявляет  одно из состояний Я-Родителя, Взрослого  или Ребёнка.

     Единица общения – это одна трансакция (одна фраза и ответ на неё).Первая фраза, исходящая от какого-либо индивида – это трансакционный стимул, ответ  на неё – трансакционная реакция. Простейшие трансакции – это такие  трансакции, в которых и стимул и реакция исходят от взрослых. (Взрослый-Взрослый) Сложнее трансакции (Родитель-Ребёнок). Это дополняющие трансакции. Например «Ты не видел мою газету?»-«Она сегодня была на столе.»

     И самые сложные трансакции –  пересекающиеся. Напимер, когда стимул задан типа Взрослый-Взрослый, например: «Где мои запонки?». Соответствующая реакция Взрослый-Взрослый должна быть такой «Они в коридоре». Но если партнёр вдруг вспылит, ответ может ыть таким: « У тебя я всегда во всём виновата!» Эти реакции соответствуют Ребёнок-Родитель. В этом случае Взрослому надо будет что-то предпринять, чтобы трансакция стала дополняющей и люди поняли друг друга.

     Другая  концепция, разработанная Л.П. Буевой содержит следующие аспекты изучения общения: 1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

     2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

     3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

     4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

     5) "нормативный" (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

     6) "семиотический" (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);

     7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

     А. А. Бодалев предлагает рассматривать  общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен  информацией с помощью различных  средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми".  

     Частью  социального общения является речевая  коммуникация. Ее образуют речевые  акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

     Коммуникации  – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

     1. Для характеристики структуры  деловых и межличностных связей  между людьми, например, структуры  межгруппового общения ее участников.

     2. Для характеристики обмена информацией  в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.

     Коммуникация  как совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

     Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

       Коммуникативная сторона общения  (или коммуникация в узком смысле  слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

     Общение – процесс многогранный сложный  и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. 

     2. Коммуникативные  барьеры. Психологические  барьеры 

     "Барьер" общения – психическое состояние,  проявляющееся в неадекватной  пассивности субъекта, что препятствует  выполнению им тех или иных  действий. Барьер состоит в усилении  отрицательных переживаний и  установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

     В психологии конфликт определяется как  столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций  в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

     Человек, как элемент коммуникации - сложный  и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и  желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

     Адекватность  восприятия информации во многом зависит  от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.  

     2.1 Коммуникативные барьеры общения

     Коммуникативными  помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

     Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения».

     Значительно большая возможность искажения  связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

     Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного  различия и барьеров отношения. Возникновение  барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Информация о работе Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры