Понятие и виды коммуникативных барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:41, доклад

Краткое описание

В жизни любого человека общение занимает важное место. Влияние коммуникативных навыков на результат его профессиональной деятельности огромно: он должен уметь общаться с людьми, объяснять свою точку зрения, держаться в рамках принятых норм, правильно трактовать принятую информацию и представлять её читателям в качественной форме. Коммуникативные барьеры возникают по разным причинам, существуют как внешние, не зависящие от человека факторы, так и внутренние, имеющие прямое отношение к человеческой психике и восприятию.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды коммуникативных барьеров.docx

— 15.89 Кб (Скачать)

Понятие и виды коммуникативных  барьеров

В жизни любого человека общение занимает важное место. Влияние коммуникативных навыков на результат его профессиональной деятельности огромно: он должен уметь общаться с людьми, объяснять свою точку зрения, держаться в рамках принятых норм, правильно трактовать принятую информацию и представлять её читателям в качественной форме. Коммуникативные барьеры возникают по разным причинам, существуют как внешние, не зависящие от человека факторы, так и внутренние, имеющие прямое отношение к человеческой психике и восприятию.

Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и  явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её. Проще говоря, это то, что не даёт нам общаться. В зависимости от процесса возникновения, барьеры делятся на внешние и внутренние. Если углубляться в этот вопрос, то можно понять, что единой классификации не существует. Каждый учёный стремится высказать свою теорию, а мы – сделаем свой список, основанный на специфики коммуникативных барьеров в журналистике.

Внешние коммуникативные барьеры:

Внешними мы называем их потому, что  виноваты в их появлении какие-либо обстоятельства, неподвластные беседующим людям. Самый главный, практически  непреодолимый барьер, это физические условия, в которых происходит общение. Его вычленил из многообразия проблем  ещё В. Шепель, и с ним сложно не согласиться. К подобным барьерам могут относиться – плохие внешние условия (сильные шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи и так далее), то есть то, что не зависит от воли людей. В такой ситуации приходится переносить время диалога и интервью, или менять место встречи.

Кроме того, можно выделить и барьер понимания: коммуникация невозможна при  условии, что люди говорят на разных языках.

Существует также обоюдоострый момент: опрашиваемый может применять  специальные термины (это чаще всего  оправдывается его профессией), что  затрудняет понимание его слов.

Внутренние коммуникативные барьеры:

Внутренние коммуникативные барьеры  куда сложнее внешних, и бороться с ними надо долго и с усердием. Прежде всего, к таким проблемам относятся различные причины, мешающие объективному восприятию чужой речи. Это может быть отрицательное отношение человека к собеседнику (на личной почве), к его деятельности или результатам его труда, к каким-то раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника. В таком случае, вместо объективной информации, человек пользуется стереотипами, делающими смысл сказанного ложным. Для человека, работающего с информацией, крайне важно сохранять объективность даже в самых неприятных для него условиях. Достигается это со временем, в процессе работы и тренировок.

Важная психологическая проблема – отвлечение внимания. Об этом писал  ещё Карнеги в своём анализе  правил общения. Со стороны журналиста важно заинтересовать опрашиваемого, заставить его говорить о себе и о сторонних явлениях если не с удовольствием, то со знанием дела. Тогда внимание опрашиваемого будет  приковано к теме разговора, а  не к сторонним вещам. Думаю, не стоит  говорить о том, что и сам журналист  должен держать себя в руках и  внимательно слушать собеседника, подбадривая его, исподволь заставляя  говорить больше и увлечённее.

 

Существует ещё понятие культурного  коммуникативного барьера. В принципе, журналист должен уметь обходить его, заранее предполагая культурный уровень собеседника. Он должен знать  и искусно владеть «кодом»  своего визави. Поэтому, в театральные  рубрики берутся журналисты с  большим опытом работы в данной области, в научные издания ищут людей, знающих научный язык и так  далее. Но если вы – сам себе журналист, постарайтесь освоить правила, принятые в соответствующих кругах, их язык и привычки. Это поможет лучше  понимать и точнее передавать полученную информацию.


Информация о работе Понятие и виды коммуникативных барьеров