Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат
Для "сильной" когнитивности существенен особый, конструктивный статус категории «гипотеза». Именно гипотеза является интуитивной отправной точкой дедуцирования образа решения. При рассмотрении ситуации ЛПР обнаруживает в ситуации некоторые негативные звенья и структуры («разрывы» ситуации), подлежащие замещению новыми объектами, процессами и отношениями, устраняющими отрицательное воздействие и создающими явно выраженный позитивный эффект. В этом заключается суть управления по инновациям. Параллельно с обнаружением «разрывов» ситуации, часто квалифицируемых как «вызовы» или даже «угрозы», субъект управления интуитивно представляет себе некоторые «позитивные ответы» как целостные образы состояния будущей (гармонизированной) ситуации.
Введение
1. Понятия и сущность "Когнитивного моделирования" и "Когнитивной карты"
2. Проблемы когнитивного подхода
Заключение
Список использованной литературы
Когнитивное моделирование
Индивидуальная работа
Когнитивное моделирование
Содержание
Введение
1. Понятия и сущность "Когнитивного моделирования" и "Когнитивной карты"
2. Проблемы когнитивного подхода
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В середине 17-го века знаменитый философ и математик Рене Декарт высказал афоризм, ставший классическим: «Cogito Ergo Sum» (мыслю, следовательно, существую). Латинский корень cognito имеет интересную этимологию. Он состоит из частей “co-“ (“вместе”) + “gnoscere” (“знаю”). В английском языке существует целое семейство терминов с этим корнем: "cognition", "cognize " и др.
В той традиции, которая у нас обозначена термином "когнитивное", проглядывает только одно "лицо" мысли – ее аналитическая сущность (способность разлагать целое на части), декомпозировать и редуцировать реальность. Эта сторона мышления связана с выявлением причинно-следственных связей (каузальностью), что свойственно рассудку. Видимо, Декарт абсолютизировал рассудок в своей алгебраической системе. Другое "лицо" мысли – ее синтезирующая сущность (способность конструировать целое из непредвзятого целого), воспринимать реальность интуитивных форм, синтезировать решения и предвосхищать события. Эта сторона мышления, выявленная в философии Платона и его школы, присуща разуму человека. Не случайно и в латинских корнях мы находим два основания: ratio (рациональные отношения) и reason (разумное проникновение в сущность вещей). Разумное лицо мысли берет свое начало от латинского reri ("думать"), восходящее к старолатинскому корню ars (искусство), затем превратившееся в современное понятие art. Таким образом, reason (разумное) - это мысль, родственная творчеству художника. Когнитивность как "разум" означает "способность думать, объяснять, обосносывать действия, идеи и гипотезы".
Для "сильной" когнитивности
существенен особый, конструктивный
статус категории «гипотеза». Именно
гипотеза является интуитивной отправной
точкой дедуцирования образа решения.
При рассмотрении ситуации ЛПР обнаруживает
в ситуации некоторые негативные
звенья и структуры («разрывы» ситуации),
подлежащие замещению новыми объектами,
процессами и отношениями, устраняющими
отрицательное воздействие и
создающими явно выраженный позитивный
эффект. В этом заключается суть
управления по инновациям. Параллельно
с обнаружением «разрывов» ситуации,
часто квалифицируемых как «
Когнитивный анализ и моделирование являются принципиально новыми элементами в структуре систем поддержки принятия решений.
Технология когнитивного
моделирования позволяет
Такие технологии завоевывают
все большее и большее доверие
у структур, занимающихся стратегическим
и оперативным планированием
на всех уровнях и во всех сферах
управления. Применение когнитивных
технологий в экономической сфере
позволяет в сжатые сроки разработать
и обосновать стратегию экономического
развития предприятия, банка, региона
или целого государства с учетом
влияния изменений во внешней
среде. В сфере финансов и фондового
рынка когнитивные технологии позволяют
учесть ожидания участников рынка. В
военной области и области
информационной безопасности применение
когнитивного анализа и моделирования
позволяет противостоять
1. Понятия и сущность "Когнитивного моделирования" и "Когнитивной карты"
Методология когнитивного моделирования,
предназначенная для анализа
и принятия решений в плохо
определенных ситуациях, была предложена
Аксельродом [Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive
Maps of Political Elites. – Princeton. University Press, 1976]. Она
основана на моделировании субъективных
представлений экспертов о
Когнитивная карта (от лат. cognitio — знание, познание) — образ знакомого пространственного окружения.
Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации (например, карта-обозрение или карта-путь в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета). Это — субъективная картина, имеющая, прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту-путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту-обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.
Ведущей научной организацией России, занимающейся разработкой и применением технологии когнитивного анализа, является Институт проблем управления РАН, подразделение: Сектор-51, ученые Максимов В.И., Корноушенко Е.К., Качаев С.В., Григорян А.К. и другие. На их научных трудах в области когнитивного анализа и основывается данная лекция.
В основе технологии когнитивного анализа и моделирования (рисунок 1) лежит когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об объекте и внешней для него среды.
Рисунок 1. Технология когнитивного анализа и моделирования
Когнитивная структуризация
предметной области - это выявление
будущих целевых и
Результаты когнитивной структуризации отображаются с помощью когнитивной карты (модели).
2. Когнитивная (познавательно-
Отбор базисных факторов проводится путем применения PEST-анализа, выделяющего четыре основные группы факторов (аспекта), определяющих поведение исследуемого объекта (рисунок 2):
Policy - политика;
Economy - экономика;
Society - общество (социокультурный аспект);
Technology - технология
Рисунок 2. Факторы PEST-анализа
Для каждого конкретного сложного объекта существует свой особый набор наиболее существенных факторов, определяющих его поведение и развитие.
PEST-анализ можно
В этой системе есть детерминирующие связи, направленные с нижних уровней иерархии системы к верхним (наука и технология влияет на экономику, экономика влияет на политику), а также обратные и межуровневые связи. Изменение любого из факторов через эту систему связей может влиять на все остальные.
Эти изменения могут представлять
угрозу развитию объекта, или, наоборот,
предоставлять новые
Следующий шаг - ситуационный анализ проблем, SWOT-анализ (рисунок 3):
Strengths - сильные стороны;
Weaknesses - недостатки, слабые стороны;
Opportunities - возможности;
Threats - угрозы.
Рисунок 3. Факторы SWOT-анализа
Он включает анализ сильных и слабых сторон развития исследуемого объекта в их взаимодействии с угрозами и возможностями и позволяет определить актуальные проблемные области, узкие места, шансы и опасности, с учетом факторов внешней среды.
Возможности определяются как обстоятельства, способствующие благоприятному развитию объекта.
Угрозы - это ситуации, в которых может быть нанесен ущерб объекту, например, может быть нарушено его функционирование или он может лишиться имеющихся преимуществ.
На основании анализа различных возможных сочетаний сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями формируется проблемное поле исследуемого объекта.
Проблемное поле - это совокупность проблем, существующих в моделируемом объекте и окружающей среде, в их взаимосвязи друг с другом.
Наличие такой информации - основа для определения целей (направлений) развития и путей их достижения, выработки стратегии развития.
Когнитивное моделирование на основе проведенного ситуационного анализа позволяет подготовить альтернативные варианты решений по снижению степени риска в выделенных проблемных зонах, прогнозировать возможные события, которые могут тяжелее всего отразиться на положении моделируемого объекта.
Этапы когнитивной технологии и их результаты, представлены в таблице 1:
Таблица 1
Этапы когнитивной технологии и результаты ее применения
Наименование этапа |
Форма представления результата |
1. Когнитивная (познавательно- Анализ исходной ситуации вокруг исследуемого объекта с выделением базисных факторов, характеризующих экономические, политические и др. процессы, протекающие в объекте и в его макроокружении и влияющих на развитие объекта. 1.1 Выявление факторов, характеризующих сильные и слабые стороны исследуемого объекта 1.2 Выявление факторов, характеризующих
возможности и угрозы со 1.3 Построение проблемного поля исследуемого объекта |
Отчет о системном концептуальном исследовании объекта и его проблемной области |
2. Построение когнитивной
модели развития объекта - формализация
знаний, полученных на этапе 2.2 Установление и обоснование взаимосвязей между факторами 2.3 Построение графовой модели |
Компьютерная когнитивная модель объекта в виде ориентированного графа (и матрицы взаимосвязей факторов) |
3. Сценарное исследование
тенденций развития ситуации
вокруг исследуемого объекта
(при поддержке программных 3.1 Определение цели исследования 3.2 Задание сценариев 3.3 Выявление тенденций
развития объекта в его 3.4 Интерпретация результатов сценарного исследования |
Отчет о сценарном исследовании ситуации, с интерпретацией и выводами |
4. Разработка стратегий управления ситуацией вокруг исследуемого объекта 4.1 Определение и обоснование цели управления 4.2 Решение обратной задачи 4.3 Выбор стратегий управления
и упорядочивание их по |
Отчет о разработке стратегий управления с обоснованием стратегий по разным критериям качества управления |
5. Поиск и обоснование
стратегий достижения цели в
стабильных или изменяющихся
ситуациях Для стабильных a) выбор и обоснование цели управления; б) выбор мероприятий (управлений) для достижения цели; в) анализ принципиальной возможности достижения цели из текущего состояния ситуации с использованием выбранных мероприятий; г) анализ реальных ограничений на реализацию выбранных мероприятий; д) анализ и обоснование реальной возможности достижения цели; е) выработка и сравнение
стратегий достижения цели по: близости
результатов управления к намеченной
цели; затратам (финансовым, физическим
и т.п.); по характеру последствий
(обратимые, необратимые) от реализации
этих стратегий в реальной ситуации;
по риску возникновения a) выбор и обоснование текущей цели управления; б) по отношению к текущей цели справедливы предыдущие п. п. б-е; в) анализ изменений, происходящих в ситуации, и их отображение в графовой модели ситуации. Переход к п. a. |
Отчет о разработке стратегий достижения цели в стабильных или изменяющихся ситуациях |
6. Разработка программы
реализации стратегии развития
исследуемого объекта на 6.1.Распределение ресурсов по направлениям и во времени 6.2 Координация 6.3 Контроль за исполнением |
Программа реализации стратегии развития объекта. Компьютерная имитационная модель развития объекта |
2. Проблемы когнитивного подхода
Сегодня многие передовые страны "раскручивают" экономику, основанную на знании и на эффективном управлении. Самым ценным товаром государства становится интеллектуальная собственность. Суть современной и будущей войны становится противоборство интеллектуалов. В таких условиях наиболее целесообразными способами достижения геополитических целей являются опосредованные и нетрадиционные действия и, следовательно, информационное оружие приобретает огромную значимость. Существует две концепции развития стратегических вооружений с разными ролями в них Стратегического Информационного Оружия (СИО). СИО первого поколения является составной частью стратегических вооружений наряду с другими видами стратегического оружия и обычным вооружением.
СИО второго поколения
представляет собой независимый, кардинально
новый тип стратегического
Когнитивное моделирование позволяет в экспресс режиме
в короткие сроки на качественном уровне:
- оценить ситуацию и провести анализ взаимовлияния действующих факторов, определяющих возможные сценарии развития ситуации;
- выявить тенденции развития ситуаций и реальные намерения их участников;
- разработать стратегию
использования тенденций