Моделирование и
формализация
В своей
деятельности - художественной, научной,
практической - человек очень часто
создаёт некоторый образ того
объекта (процесса или явления),
с которым ему всегда приходится
или придётся иметь дело, - модель
этого объекта. Создание этого
образа преследует некую цель.
Модель важна не сама по
себе, а как инструмент, облегчающий
познание или наглядное представление.
Например,
модель самолёта предназначается
для исследования его полётных
свойств; схема, чертёж или
рисунок изделия используется
для его изготовления; с помощью
текста, описывающего какое-либо
явление, передаются сведения
об этом явлении другим людям.
Замену
реального объекта, явления или
процесса его подходящей копией
называют моделированием.
Само слово
“модель” вам, конечно, не
в новинку. С моделями вы
имели дело на уроках физики,
химии, биологии, географии, ведь
практически любое наглядное
пособие является моделью какого-либо
фрагмента окружающей действительности
или нашего представления о
ней: карта и глобус, муляжи
и рисунки, схемы и таблицы,
периодическая система элементов
Д.И. Менделеева и др.
Модели
отражают самое существенное
в изучаемых объектах, процессах
и явлениях, исходя из поставленной
цели моделирования. В этом
главная особенность и главное
назначение моделей.
Например,
из курса географии вы знаете,
что силу подземных толчков
принято измерять по десятибалльной
шкале. По сути, мы имеем дело
с простейшей моделью оценки
силы этого природного явления.
Действительно, отношение “сильнее”,
действующее в реальном мире,
здесь заменено на отношение
“больше”, имеющее смысл в множестве
натуральных чисел: слабейшему подземному
толчку соответствует число 1, а сильнейшему
- 10. Полученное упорядоченное множество
из десяти чисел - это модель, дающая представление
о силе подземных толчков.
Рассмотренный
пример позволяет сделать следующие
выводы:
Не имеет
значения, какие объекты выбираются
в качестве моделирующих. Важно лишь
то, что с их помощью удаётся отразить
наиболее существенные признаки изучаемого
явления или процесса;
Никакая
модель не может заменить само
явление. Но при решении конкретной
задачи, когда нас интересует
определённое свойство изучаемого
явления или процесса, модель
оказывается полезным, а подчас
и единственным инструментом
исследования.
Таким
образом, под моделью мы будем
понимать совокупность объектов
(понятий, свойств, признаков,
знаков, геометрических элементов,
материальных предметов) и отношений
между ними (называемых моделирующими),
которые выражают существенные
с точки зрения цели моделирования
стороны изучаемого объекта, явления
или процесса. Короче, модель - это
некоторое упрощённое подобие
реального объекта, процесса или
явления.
Вид модели
(математическая модель, макет, последовательность
натуральных чисел, текст, таблица, схема,
рисунок, система понятий и пр.) должен
быть (если это возможно) определён заранее,
до исследования явления. Исследование
же должно дать конкретную модель данного
вида.
Приведём
примеры моделей.
Пример 1.
Пусть нам надо решить, как
расположить мебель в комнате.
Грамотно это можно сделать
так: заготовить бумажки, воспроизводящие
в масштабе размеры мебели, начертить
план комнаты в том же масштабе
и затем, передвигая макеты
дивана, шкафа и прочих предметов,
выявить их оптимальное расположение
в данной комнате. Если мы
найдём удовлетворяющее нас решение,
то его можно “переносить”
и на реальные объекты.
Пример2. Всем
более чем знакомо явление инфляции. Что
это такое? Поясним на примере, моделирующем
это явление. Предположим, у вас есть сто
яблок, и вы хотите обменять их на нужные
вам вещи. Носить всё время с собой яблоки
неудобно, но можно изготовить сто бумажек,
на каждой из которых написать слово “яблоко”.
Вы можете спокойно договориться о нужном
для вас обмене, предъявляя не настоящие
яблоки, а эти бумажки. Но вдруг у вас, не
дай Бог, появилась мысль изготовить не
сто, а двести бумажек. Какое-то время вам
удаётся скрывать, что на самом деле у
вас только сто, а не двести яблок. Но не
всё вечно в этой жизни, обман раскрылся,
и все “держатели” ваших бумажек могут
получить уже не по целому яблоку, а только
по половине. Знакомая картина.
Для моделей
можно составить различные виды
классификаций в зависимости
от выбранного основания. Таким
основанием служат один или
несколько признаков, общих для
некоторых групп моделей. Рассмотрим
несколько наиболее распространенных
видов классификации, определяемых
следующими признаками:
• областью
использования;
• учетом
в модели временного фактора
(динамики);
• отраслью
знаний;
• способом
представления моделей.
Если рассматривать
модели с позиции «для чего»,
«с какой целью» используются,
то можно привести следующие
примеры:
* Учебные
модели. Это могут быть наглядные
пособия, различные тренажеры,
обучающие программы.
* Опытные
модели — это уменьшенные или
увеличенные копии объекта. Они
используются для исследования
объекта и прогнозирования его
будущих характеристик. Например,
модель корабля исследуется в
бассейне для изучения устойчивости
судна при качке, модель автомобиля
«продувается» в аэродинамической
трубе с целью исследования
обтекаемости кузова, модель сооружения
используется для привязки здания
к конкретной местности.
* Научно-технические
модели создаются для исследования
процессов и явлений. К таким
моделям можно отнести и синхротрон
— ускоритель электронов, и прибор
для получения грозового электрического
разряда, и стенд для проверки
телевизоров.
* Игровые
модели — это военные, экономические,
спортивные, деловые игры. Эти модели
как бы репетируют поведение
объекта в различных ситуациях,
проигрывая их с учетом возможной
реакции со стороны конкурента,
союзника или противника. С помощью
игровых моделей можно оказывать
психологическую помощь больным,
разрешать конфликтные ситуации.
* Имитационные
модели не просто отражают
реальность с той или иной
степенью точности, а имитируют
ее. Эксперименты с моделью проводятся
при разных исходных данных. По
результатам исследования делаются
выводы. Такой метод подбора правильного
решения получил название метода проб
и ошибок. Примером имитационного моделирования
может служить экспериментальная деятельность
в школах. Предположим, в обучение хотят
ввести новый предмет «Основы вождения».
Для эксперимента отбирается ряд школ.
Где-то учат водить школьный грузовик,
где-то — собранный учащимися легковой
автомобиль, а в некоторых школах все сводится
к изучению правил дорожного движения
(моделирование с различными входными
данными). Последующая проверка и анализ
результатов по внедрению нового предмета
во множестве школ помогает сделать вывод
о целесообразности обучения этой дисциплине
во всех школах страны.
Классификация
по фактору времени делит модели
на статические и динамические по тому,
как отражается в них динамика происходящих
процессов.
• Статическая
модель — это единовременный
срез информации по данному
объекту. Например, обследование
учащихся в стоматологической
поликлинике дает состояние их
зубов на данный момент времени:
соотношение молочных и постоянных,
наличие пломб, дефектов и т.
п.
• Динамическая
модель представляет картину
изменения объекта во времени.
В примере
с поликлиникой медицинскую карту
ученика, отражающую изменение
состояния его зубов в течение
многих лет, можно считать динамической
моделью.
Статические
информационные модели можно
назвать информационными системами.
Динамическими моделями описываются
информационные процессы. Информационный
процесс даёт представление о
том, как возникает и преобразуется
информация. Информация поступает
к человеку через его органы
чувств и, следовательно, имеет
пространственно-временные характеристики.
Это значит, что информация видится
нам либо как информационная
система, либо как информационный
процесс, либо как то и другое
вместе.
При строительстве
дома рассчитывают прочность
его фундамента, стен, балок и
устойчивость их к постоянной
нагрузке. Это статическая модель
здания. Но надо также обеспечить
противодействие ветрам, движению
грунтовых вод, сейсмическим колебаниям
и другим, изменяющимся во времени факторам.
Эти вопросы можно решить с помощью динамических
моделей. Как видно из примеров, один и
тот же объект можно охарактеризовать
и статической, и динамической моделью.
Можно
классифицировать модели и по
тому, к какой отрасли знаний
или деятельности человека они
относятся (биологические, социологические,
экономические, исторические и
т. п.) и по множеству других
факторов. Подробнее рассмотрим
классификацию всего многообразия
моделей по способу представления.
В соответствии с ней модели
делятся на две большие группы:
материальные и абстрактные (нематериальные).
Эти две группы как бы характеризуют
то, «из чего сделаны модели».
И материальная, и абстрактная
модели содержат информацию об
исходном объекте. Только в
случае материальной модели эта
информация имеет реальное воплощение
— цвет, форму, пропорции и
т. п. Ее можно получить с
помощью органов чувств: зрения,
осязания, обоняния, а также воспользовавшись
измерительными приборами и инструментами.
В нематериальной модели та
же информация представляется
в абстрактной форме (мысль,
формула, чертеж, схема). Материальные
модели иначе можно назвать
предметными, физическими. Они
всегда имеют реальное воплощение.
Такие модели могут отражать:
внешние свойства исходных объектов;
внутреннее устройство исходных
объектов; суть процессов и явлений,
происходящих с объектами-оригиналами.
Самыми простыми
примерами материальных моделей
являются детские игрушки. По
ним ребенок узнает внешние
свойства окружающих объектов. Разбирая
некоторые игрушки в процессе
игры (например, машинку), он получает
первое представление об устройстве
исходного объекта и даже о
принципах его работы.
Процессы,
в которых участвует реальный
объект, в материальной модели
могут быть заменены процессами
другой физической природы. Например,
в той же детской машинке
процесс движения обеспечивается
не работой двигателя внутреннего
сгорания, а закрученной пружиной
или инерционным механизмом. Но
при этом принцип преобразования
вращательного движения колес
в поступательное движение автомобиля
соблюдается.
Материальные
модели могут не походить на
свои прототипы. Например, робот,
заменяющий людей на тяжелом
и вредном производстве, совершенно
не похож на человека. Это механическое
устройство, манипулятор. Только в детских
книжках и мультфильмах робота представляют
как механического человека.
Так как
материальные модели помогают
узнать свойства реальных объектов
и понять «механизм» сложных
явлений, они часто используются
в процессе обучения. Материальными
моделями являются скелет человека
и чучело птицы в кабинете
биологии, объемная модель Солнечной
системы и макет многоступенчатой
ракеты в кабинете астрономии,
наклонная плоскость с шарами
в кабинете физики и т. д.
К материальным
моделям относятся не только
школьные пособия, но и различные
физические и химические опыты.
В опытах моделируются действия
над объектами, например реакция
(действие) между водородом и кислородом
(веществами, объектами исследования).
Эта реакция даже при малых
количествах исходных веществ происходит
с оглушительным хлопком. Модель является
предупреждением о последствиях возникновения
«гремучей смеси» из безобидных и широко
распространенных в природе веществ. Создание
и использование материальных моделей
относится к экспериментальному методу
познания окружающего мира.
Абстрактные
модели нельзя потрогать, они
не имеют вещественного воплощения.
Основу таких моделей составляет
информация, а такой тип моделирования
реализует теоретический метод
познания окружающей действительности.
Основанием
для дальнейшей классификации
абстрактных моделей выберем
возможность их реализации и
исследования при помощи компьютера.
По этому признаку выделяются
следующие подклассы: