Моделирование и формализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:01, статья

Краткое описание

В своей деятельности - художественной, научной, практической - человек очень часто создаёт некоторый образ того объекта (процесса или явления), с которым ему всегда приходится или придётся иметь дело, - модель этого объекта. Создание этого образа преследует некую цель. Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление.

Файлы: 1 файл

Моделирование и формализация.docx

— 42.10 Кб (Скачать)

    • мысленные  и вербальные;

    • информационные.

Мысленные модели формируются  в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Примером мысленной  модели является модель поведения при  переходе через дорогу. Человек анализирует  ситуацию на дороге, (какой сигнал подает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти дорожно-транспортное происшествие. Такие модели сопутствуют  любой сознательной деятельности человека. Собираясь делать покупки, человек мысленно представляет, что и сколько можно купить на имеющуюся у него сумму. Строя планы на отпуск, он мысленно проигрывает различные варианты отдыха и возможные затраты. Ожидая транспорт на остановке, прикидывает, как быстрее добраться до нужного места. К моделям такого типа можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в мыслях у композитора, и рифму, родившуюся в голове у поэта.

    Мысленная  модель может быть выражена  в разговорной форме. В этом  случае она часто называется  вербальной (от лат. verbalis — устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим.

     Материальная  и абстрактная модели могут  отражать один и тот же прототип  и взаимно дополнять друг друга.  Некоторые из вас видели в  цирке эффектный номер с мотоциклистом,  движущимся с большой скоростью  по отвесной стене. В аттракционе  «Сюрприз» в парке культуры  и отдыха кабинки с людьми  вращаются на большой скорости  в вертикальной плоскости. Причина,  почему удерживается мотоциклист,  и не выпадают из кабинок  люди, объясняется центробежными  силами, действующими на каждый  объект при вращении. Их можно  изобразить на чертеже и описать  формулами. Это абстрактные различные  формы представления информации. Не каждому они понятны. Однако  этот процесс можно продемонстрировать  и на примере простейшего опыта. 

Возьмите ведро  с водой и раскрутите его. Вода не выливается благодаря действию тех  же сил. Этот опыт наглядно убеждает, что, действительно, возникают какие-то силы при вращении. На аттракционе  вы имеете возможность почув¬ствовать их на себе. Так материальная модель помогает понять суть сложного физического процесса. Образы, возникающие у разных людей как реакция на одни и те же объекты и явления, могут сильно различаться. Поэтому образная мо¬дель очень индивидуальна и не отображает прототип с достаточной степенью достоверности. Невозможно получить впечатление от музыкального произведения, услышав не музыку, а рассказ о ней.

    Чтобы  информацию можно было использовать  для обработки на компьютере, необходимо выразить ее при  помощи системы знаков. Кроме  того, информацию необходимо представить  в такой форме, которая бы  отвечала поставленной цели исследования. Поэтому наряду с вербальными  и мысленными моделями используются более строгие — информационные модели. 
 

    Информация, характеризующая объект или процесс,  может иметь разную форму представления,  выражаться различными средствами. Это многообразие можно условно  разделить на образно-знаковые  и знаковые модели.

Ярким примером образно-знаковой модели является географическая карта. Цвет и форма материков, океанов, гор, изображенных на карте, сразу подключает образное мышление. По цвету на карте  можно сразу оценить рельеф. Например, с голубым цветом у человека ассоциируется  вода, с зеленым — цветущий луг, равнина. Карта изобилует условными  обозначениями. Зная этот язык, человек  может получить достоверную информацию об интересующем его объекте. Информационная модель в этом случае будет результатом  осмысления сведений, полученных при  помощи органов чувств и информации, закодированной в виде условных изображений.

    То же  можно сказать о живописи. Неискушенный  зритель воспримет картину душой,  в виде образной модели. Но  существуют некоторые художественные  языки, соответствующие различным  живописным жанрам и школам: сочетание  цветов, характер мазка, способы  передачи воздуха, объема и  т. д. Человеку, знающему эти  условности, легче разобраться в  том, что имел в виду художник, особенно если произведение не  относится к реализму. При этом общее восприятие картины (информационная модель) станет результатом осмысления информации, как в образной, так и в знаковой формах.        

    Еще один  пример такой модели — фотография. Фотоаппарат позволяет получить  изображение оригинала. Обычно  фотография дает нам довольно  точное представление о внешнем  облике человека. Существуют некоторые  признаки (высота лба, посадка  глаз, форма подбородка), по которым  специалисты могут определить  характер человека, его склонность  к тем или иным поступкам.  Этот специальный язык формируется  из сведений, накопленных в области  физиогномики и собственного  опыта. Знающие врачи, взглянув  на фото незнакомого человека, увидят признаки некоторых заболеваний.  Задавшись разными целями, по  одной и той же фотографии  можно получить различные информационные модели. Они будут результатом обработки образной информации, полученной при разглядывании фотографии, и информации, сложившейся на основе знания специального профессионального языка. 
 

    По форме  представления образно-знаковых  моделей среди них можно выделить  следующие группы:

    • геометрические модели, отображающие внешний вид оригинала (рисунок, пиктограмма, чертеж, план, карта, объемное изображение);

    • структурные  модели, отображающие строение объектов  и связи их параметров (таблица,  граф, схема, диаграмма);

    • словесные  модели, зафиксированные (описанные)  средствами естественного языка; 

    • алгоритмические  модели, описывающие последовательность  действий (нумерованный список, пошаговое  перечисление, блок-схема).

    Знаковые  модели можно разделить на  следующие группы:

    • математические  модели, представленные математическими  формулами, отображающими связь  различных параметров объекта,  системы или процесса. Трудно  сформулировать строгие правила  построения математической модели. Однако человечество накопило  богатый опыт в этой сфере  деятельности. Можно без преувеличения  сказать, что всё школьное образование  - это изучение тех или иных  моделей, а также приёмов их  использования. Так, например, в  школьном курсе физики рассматривается  много разнообразных уравнений,  которые, по сути, представляют  собой модели изучаемых явлений  или процессов. Если вас просят  решить физическую задачу, то  вы начинаете, как правило,  с поиска подходящего уравнения,  т.е. с подбора модели, которая  отвечает требованиям вашей задачи. Вы уже заранее предполагаете,  что нужно искать модель в  виде уравнения. 

    Предположения,  исходные данные, результаты и  связи между ними называются  математической моделью задачи.      

    Как в  задачах по физике, математике, так  и в задачах по информатике,  решаемых на компьютере, исходные  данные и результаты должны  быть числами, а связи между  ними - математическими соотношениями.  Язык науки требует, чтобы изучаемое  явление (система, процесс) было  описано на точном уровне, не допускающем принципиальных разночтений. Математическая модель является наиболее точной разновидностью моделей.

    • специальные модели, представленные на специальных языках (ноты, химические формулы и т. п.);

    • алгоритмические  модели, представляющие процесс  в виде программы, записанной  на специальном языке. 

     Прежде  чем построить модель объекта  (явления или процесса), необходимо  выделить составляющие его элементы  и связи между ними, а затем  отобразить полученную структуру  в какую-либо заранее определённую  форму - формализовать информацию. 
 

    Формализация - это процесс выделения и перевода  внутренней структуры предмета, явления или процесса в определённую  информационную структуру - форму. 

    Моделирование  любой системы невозможно без  предварительной формализации. С  развитием информатики моделирование,  а именно составление математических  и алгоритмических моделей, прочно  вошло в технологическую цепочку  решения задачи на ЭВМ. 

    Обсудим  технологию решения прикладной  задачи на ЭВМ. Часто задача, которую требуется решить, сформулирована  не на математическом языке.  Например, задача может быть сформулирована  в терминах физики, экономики,  тригонометрии и др. Одно из  условий верного решения задачи - правильная, чётко сформулированная  постановка её. Чётко сформулировать  задачу - это значит высказать  те предположения, которые позволят  в море информации об изучаемом  явлении или объекте извлечь  исходные данные, определить, что  будет результатом, и какова  связь между исходными данными  и результатом. Произведя системный анализ этих связей и переведя полученную информационную структуру в определённую форму, мы осуществим замену реального объекта или явления математической моделью, заменив связи между исходными данными и результатом математическими соотношениями. Далеко не всегда эти формулы очевидны. Нередко их приходится выводить самому или отыскивать в специальной литературе. На этом заканчивается один из важных этапов решения задачи на ЭВМ.

    Следующий,  не менее важный этап - это составление  алгоритма. Понятие алгоритма  мы рассмотрим в следующем  параграфе. 

    Рассмотренные  нами первые три этапа - это  работа без компьютера. Далее  следуют собственно программирование  на определенном языке в определенной  системе программирования и организация  компьютерного эксперимента.

    В компьютерный  эксперимент входят отладка программы  на компьютере и проведение  её тестирования. Под отладкой  программы понимается процесс  испытания работы программы и  исправления обнаруженных при  этом ошибок. Обнаружить ошибки, связанные с нарушением правил  записи программы на выбранном  языке программирования (синтаксические  и семантические ошибки), помогает  используемая система программирования. Пользователь получает сообщение  об ошибке, исправляет ее и  снова повторяет попытку исполнить  программу. 

    Проверка  правильности алгоритма на компьютере  производится с помощью тестов. Тест - это конкретный вариант  значений исходных данных, для  которого известен ожидаемый  результат. Прохождение теста  - необходимое условие правильности  программы. Правильность реализации  программой запланированного сценария  проверяется на тестах.

    Последний  этап - это использование уже разработанной  программы для получения искомых  результатов. Программы, имеющие  большое практическое или научное  значение, используются длительное  время. Иногда в процессе эксплуатации  программы исправляются, дорабатываются. Итак, работа по решению прикладной  задачи на компьютере проходит  через следующие этапы: - постановка  задачи; - математическая формализация; - построение алгоритма; - составление  программы на языке программирования; - отладка и тестирование программы;  -проведение расчетов и анализ полученных результатов.

    Эту последовательность  называюттехнологической цепочкой решения задачи на ЭВМ.

    Рассмотрим  пример приведения решения конкретной  задачи к математической модели.  

  
 
 
 

     
 
 
 

     
 
 
 
 
 

  

Информация о работе Моделирование и формализация