Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:25, курсовая работа
Сам по себе процесс моделирования в полной мере не формализован, большая роль в этом принадлежит опыту инженера. Но, тем не менее, рассматриваемый в теме процесс создания модели в виде шести этапов может стать основой для начинающих и с накоплением опыта может быть индивидуализирован.
Введение ………………………………………………………………..
1.1. Общее определение модели…………………………………………
1.2. Классификация моделей и моделирования…………………………
1.3. Этапы моделирования………………………………………………..
1.4. Адекватность модели…………………………………………………
1.5. Требования, предъявляемые к моделям……………………………..
Содержание
Введение ………………………………………………………………..
1.1. Общее
определение модели………………………………
1.2. Классификация
моделей и моделирования…………………
1.3. Этапы
моделирования……………………………………………
1.4. Адекватность модели…………………………………………………
1.5. Требования,
предъявляемые к моделям……………………………..
Введение
Сам по себе процесс моделирования в полной мере не формализован, большая роль в этом принадлежит опыту инженера. Но, тем не менее, рассматриваемый в теме процесс создания модели в виде шести этапов может стать основой для начинающих и с накоплением опыта может быть индивидуализирован.
Математическая
модель, являясь абстрактным образом
моделируемого объекта или
Завершается
тема изложением требований к моделям,
которые были сформулированы Р. Шенноном
на заре компьютерного моделирования
тридцать лет назад в книге "Имитационное
моделирование систем - искусство и наука".
Актуальность этих требований сохраняется
и в настоящее время.
1.1. Общее определение модели
Практика свидетельствует: самое лучшее средство для определения свойств объекта - натурный эксперимент, т. е. исследование свойств и поведения самого объекта в нужных условиях. Дело в том, что при проектировании невозможно учесть многие факторы, расчет ведется по усредненным справочным данным, используются новые, недостаточно проверенные элементы (прогресс нетерпелив!), меняются условия внешней среды и многое другое. Поэтому натурный эксперимент - необходимое звено исследования. Неточность расчетов компенсируется увеличением объема натурных экспериментов, созданием ряда опытных образцов и "доводкой" изделия до нужного состояния. Так поступали и поступают при создании, например, телевизора или радиостанции нового образца.
Однако во многих случаях натурный эксперимент невозможен. Например, наиболее полную оценку новому виду вооружения и способам его применения может дать война. Но не будет ли это слишком поздно?
Натурный
эксперимент с новой
Время подготовки натурного эксперимента и проведение мероприятий по обеспечению безопасности часто значительно превосходят время самого эксперимента. Многие испытания, близкие к граничным условиям, могут протекать настолько бурно, что возможны аварии и разрушения части или всего объекта.
Из сказанного следует, что натурный эксперимент необходим, но в то же время невозможен либо нецелесообразен.
Выход из этого противоречия есть и называется он "моделирование".
Моделирование
- это замещение одного объекта
другим с целью получения информации
о важнейших свойствах объекта-
Отсюда следует.
Моделирование - это, во-первых, процесс создания или отыскания в природе объекта, который в некотором смысле может заменить исследуемый объект. Этот промежуточный объект называется моделью. Модель может быть материальным объектом той же или иной природы по отношению к изучаемому объекту (оригиналу). Модель может быть мысленным объектом, воспроизводящим оригинал логическими построениями или математическими формулами и компьютерными программами.
Моделирование, во-вторых, это испытание, исследование модели. То есть, моделирование связано с экспериментом, отличающимся от натурного тем, что в процесс познания включается "промежуточное звено" - модель. Следовательно, модель является одновременно средством эксперимента и объектом эксперимента, заменяющим изучаемый объект.
Моделирование, в-третьих, это перенос полученных на модели сведений на оригинал или, иначе, приписывание свойств модели оригиналу. Чтобы такой перенос был оправдан, между моделью и оригиналом должно быть сходство, подобие.
Подобие может быть физическим, геометрическим, структурным, функциональным и т. д. Степень подобия может быть разной - от тождества во всех аспектах до сходства только в главном. Очевидно, модели не должны воспроизводить полностью все стороны изучаемых объектов. Достижение абсолютной одинаковости сводит моделирование к натурному эксперименту, о возможности или целесообразности которого было уже сказано.
Остановимся на основных целях моделирования.
Прогноз - оценка поведения системы при некотором сочетании ее управляемых и неуправляемых параметров. Прогноз - главная цель моделирования.
Объяснение и лучшее понимание объектов. Здесь чаще других встречаются задачи оптимизации и анализа чувствительности. Оптимизация - это точное определение такого сочетания факторов и их величин, при котором обеспечиваются наилучший показатель качества системы, наилучшее по какому-либо критерию достижение цели моделируемой системой. Анализ чувствительности - выявление из большого числа факторов тех, которые в наибольшей степени влияют на функционирование моделируемой системы. Исходными данными при этом являются результаты экспериментов с моделью.
Часто модель создается для применения в качестве средства обучения: модели-тренажеры, стенды, учения, деловые игры и т. п.
Моделирование как метод познания применялось человечеством - осознанно или интуитивно - всегда. На стенах древних храмов предков южно-американских индейцев обнаружены графические модели мироздания. Учение о моделировании возникло в средние века. Выдающаяся роль в этом принадлежит Леонардо да Винчи (1452-1519).
Гениальный полководец А. В. Суворов перед атакой крепости Измаил тренировал солдат на модели измаильской крепостной стены, построенной специально в тылу.
Наш знаменитый механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818) создал модель одноарочного деревянного моста через р. Неву, а также ряд металлических моделей мостов. Они были полностью технически обоснованы и получили высокую оценку российскими академиками Л. Эйлером и Д. Бернулли. К сожалению, ни один из этих мостов не был построен.
Огромный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны внесли работы по моделированию взрыва - генерал-инженер Н. Л. Кирпичев, моделированию в авиастроении - М. В. Келдыш, С. В. Ильюшин, А. Н. Туполев и др., моделированию ядерного взрыва - И. В. Курчатов, А.Д. Сахаров, Ю. Б. Ха-ритон и др.
Широко известны работы Н. Н. Моисеева по моделированию систем управления. В частности, для проверки одного нового метода математического моделирования была создана математическая модель Синопского сражения - последнего сражения эпохи парусного флота. В 1833 году адмирал П. С. Нахимов разгромил главные силы турецкого флота. Моделирование на вычислительной машине показало, что Нахимов действовал практически безошибочно. Он настолько верно расставил свои корабли и нанес первый удар, что единственное спасение турок было отступление. Иного выхода у них не было. Они не отступили и были разгромлены.
Сложность
и громоздкость технических объектов,
которые могут изучаться
Поучительный
пример недооценки моделирования - гибель
английского броненосца "Кэптен"
в 1870 году. В стремлении еще больше
увеличить свое тогдашнее морское могущество
и подкрепить империалистические устремления
в Англии был разработан суперброненосец
"Кэптен". В него было вложено все,
что нужно для "верховной власти"
на море: тяжелая артиллерия во вращающихся
башнях, мощная бортовая броня, усиленное
парусное оснащение и очень низкими бортами
- для меньшей уязвимости от снарядов противника.
Консультант инженер Рид построил математическую
модель устойчивости "Кэптена" и
показал, что даже при незначительном
ветре и волнении ему грозит опрокидывание.
Но лорды Адмиралтейства настояли на строительстве
корабля. На первом же учении после спуска
на воду налетевший шквал перевернул броненосец.
Погибли 523 моряка. В Лондоне на стене одного
из соборов прикреплена бронзовая плита,
напоминающая об этом событии и, добавим
мы, о тупоумии самоуверенных лордов Британского
Адмирал тейства, пренебрегших результатами
моделирования.
1.2. Классификация моделей и моделирования
Каждая модель создается для конкретной цели и, следовательно, уникальна. Однако наличие общих черт позволяет сгруппировать все их многообразие в отдельные классы, что облегчает их разработку и изучение. В теории рассматривается много признаков классификации и их количество не установилось. Тем не менее, наиболее актуальны следующие признаки классификации:
характер моделируемой стороны объекта;
характер процессов, протекающих в объекте;
способ реализации модели.
Классификация моделей и моделирования по признаку "характер моделируемой стороны объекта"
В соответствии с этим признаком модели могут быть:
- функциональными (кибернетическими)
- структурными;
- информационными.
- Функциональные модели отображают только поведение, функцию моделируемого объекта. В этом случае моделируемый объект рассматривается как "черный ящик", имеющий входы и выходы. Физическая сущность объекта, природа протекающих в нем процессов, структура объекта остаются вне внимания исследователя, хотя бы потому, что неизвестны. При функциональном моделировании эксперимент состоит в наблюдении за выходом моделируемого объекта при искусственном или естественном изменении входных воздействий. По этим данным и строится модель поведения в виде некоторой математической функции.
Компьютерная шахматная программа - функциональная модель работы человеческого мозга при игре в шахматы.
- Структурное моделирование это создание и исследование модели, структура которой (элементы и связи) подобна структуре моделируемого объекта. Как мы выяснили ранее, подобие устанавливается не вообще, а относительно цели исследования. Поэтому она может быть описана на разных уровнях рассмотрения. Наиболее общее описание структуры - это топологическое описание с помощью теории графов.
Учение войск - структурная модель вида боевых действий.
Классификация моделей и моделирования по признаку "характер процессов, протекающих в объекте"
По этому признаку модели могут быть детерминированными или стохастическими, статическими или динамическими, дискретными или непрерывными или дискретно-непрерывными.
- Детерминированные модели отображают процессы, в которых отсутствуют случайные воздействия.
- Стохастические модели отображают вероятностные процессы и события.
- Статические модели служат для описания состояния объекта в какой-либо момент времени.
- Динамические модели отображают поведение объекта во времени.
- Дискретные модели отображают поведение систем с дискретными состояниями.
- Непрерывные модели представляют системы с непрерывными процессами.
- Дискретно-непрерывные модели строятся тогда, когда исследователя интересуют оба эти типа процессов.
Классификация моделей и моделирования по признаку "способ реализации модели"
Согласно этому признаку модели делятся на два обширных класса: