Эмпирическое изучение особенностей тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Исследование тревожности помогает лучше понять закономерности развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностых образований, особенно таких важных как самооценка и «Я – концепция». Профилактика высокого уровня тревожности, обучение способам её регуляции, коррекции крайне важны при подготовке детей и взрослых к сложным социальным и межличностным ситуациям.
Сегодня проблема тревоги в целом и личностной тревожности в частности привлекает большое количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения и психики, как здоровых людей, так и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому это тема имеет очень ценное прикладное значение.

Оглавление

Введение 3
Задачи и методы………………………………………………………………......4
I. Теоретические проблемы проявления школьной тревожности 5-20
1.1. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 5-13
1.2. Виды и формы тревожности. «Маски тревоги» 14-20
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей
тревожности у подростков 21-27
2.1. Организация метода исследования 21-23
2.2. Интерпритация результатов исследования 24-27
Заключение 28-29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

0744839_E6D55_issledovanie_osobennosti_lichnostnoy_trevozhnosti_u_shkolnik.docx

— 671.87 Кб (Скачать)

Проблема тревожности  одна из наиболее сложных проблем  современной психологии. Ученые не пришли к единому определению  самого термина «тревожность». Нет  ясности и в критериях разведения сходных с ней понятий, таких  как «тревога» и «страх». Существует множество российских и зарубежных теорий, по-разному смотрящих на эту проблему. Среди них классический психоанализ, социокультурная теория личности, дифференциальная теория эмоций, концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина и др. Так же имеется несколько точек зрения отечественных и зарубежных ученых относительно выделения различных типов, видов и форм тревожности. Отличаются медицинские и психологические подходы к классификации данного феномена (DSM – III – R; ICD – 10; Калуев А.В.; Прихожан А. М.и др.).

 

 

 

 

 

 

               II. Эмпирическое изучение особенностей

                         тревожности у подростков

 

2.1 Организация  метода исследования

 

Диагностика учащихся по исследованию уровня тревожности проводилась 30  ноября  2011г. в средней общеобразовательной  школе №8 им.Рокоссовского г. Курска. В исследовании приняло участие 22 ученика 8 «Б» класса, из них 8 девочек и 14 мальчиков, в возрасте 13-14 лет. Для определения уровня тревожности была использована методика «Личностная шкала проявления тревоги по Тейлору. Опросник предназначен для измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы). Адаптирован Т. А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин.

 

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен  и вывести меня из себя не  легко.

2. Мои нервы расстроены  не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают  запоры.

4. У меня редко бывают  головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую  себя вполне счастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда  не краснею.

9. По сравнению со своими  друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает  сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно  теплые.

13. Я застенчив не более  чем другие.

14. Мне не хватает уверенности  в себе.

15. Порой мне кажется,  что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды  такого беспокой ства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно  беспокоит меня.

18. У меня не хватает  духа вынести все предстоя щие трудности.

19. Я хотел бы быть  таким же счастливым, как

другие.

20. Мне кажется порой,  что передо мной нагромождены  такие трудности, которые мне  не преодолеть.

21. Мне нередко снятся  кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои  руки начинают дрожать,

когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно  беспокойный и прерывистый сон.

24. Меня весьма тревожат  возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать  страх в тех случаях, когда  я точно знал, что мне ничто  не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться  на работе или

на каком-либо задании.

27. Я работаю с большим  напряжением.

28. Я легко прихожу в  замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за

кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать  все слишком серьезно.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают  приступы рвоты

и тошноты.

33. Раз в месяц или  чаще у меня бывает расстройство  желудка.

34. Я часто боюсь, что  вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение  весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о  таких вещах, о которых

ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды,  когда тревога лишала меня  сна.

39. Временами, когда я  нахожусь в замешательстве, у  меня появляется сильная потливость, что

очень смущает меня.

40. Даже в холодные дни  я легко потею.

41. Временами я становлюсь  таким возбужденным, что мне трудно  заснуть.

42. Я — человек легковозбудимый.

43. Временами я чувствую  себя совершенно бесполезным.

44. Порой мне кажется,  что мои нервы сильно

расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то

тревожит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство

других людей.

47. Я почти все время  испытываю чувство голода.

48. Я обычно чувствую  себя неуютно в окружении незнакомых  людей.

49. Жизнь для меня связана  с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

 

Ключ

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем  подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16,17, 18, 19, 20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48,49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается  в 1 балл.

Суммарная оценка: 40—50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги; 25—40 баллов свидетельствуют о высоком  уровне тревоги; 15—25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне 0—5 баллов — о низком уровне тревоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Интерпретация  результатов исследования

После проведения исследования у школьников были получены результаты, которые отображены ниже в таблице 1:

Таблица 1

ФИО

Пол

     Показатель 

уровня тревожности

1

АИИ

ж

40

2

БВА

ж

24

3

САА

м

18

4

ГВВ

м

9

5

ГАВ

ж

12

6

ЖАС

ж

14

7

ЗОА

ж

22

8

КМД

м

33

9

КТВ

ж

7

10

КВЛ

м

8

11

ЛНЮ

м

7

12

МАА

  м

20

13

МВЕ

м

29

14

НАН

м

21

15

НАЭ

м

26

16

ПАА

м

3

17

ПЯВ

м

23

18

САА

м

33

19

СДО

м

18

20

ЧАА

ж

4

21

ЧИИ

м

11

22

ШАК

ж

19


 

Из данной таблицы видно, что очень высокого уровня тревожности  нет ни у кого, высокий уровень  преобладает у 5х  испытуемых, средний  уровень( с тенденцией к высокому) преобладает у 8 испытуемых, средний  уровень( с тенденцией к низкому) преобладает у 8 испытуемых, низкий уровень наблюдается у 1го испытуемого. Эти данные также отображены в  таблице 2 и в процентном соотношении  на диаграмме 1:

Таблица 2

Уровень тревожности

Кол-во человек

В %

Очень высокий

1

6

Высокий

4

18

Средний уровень

( с тенденцией к высокому)

8

36

Средний уровень

( с тенденцией к низкому)

7

31

Низкий

2

9


 

Диаграмма 1

 

Для того  чтобы обработать данные полученные в ходе исследования, используется критерий Манна-Уитни.

Это статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

В нашем случае мы брали и  сравнивали зависимость  пола испытуемых от наших  показателей, т.е. по гендерному признаку.  Недостаток данного критерия — можно сравнивать только 2 распределения .

 

Формула, по которой идёт расчет :

 

 

n— количество единиц в первой выборке

n— количество единиц во второй выборке.

n—выборка, имеющая наибольшую сумму рангов

Tx—сумма больших рангов

 

Гипотеза (H0) — достоверны ли различия показателя уровня тревожности у девушек и мальчиков в данной выборке.

Расчёты по гипотезе:

Таблица 3

Предварительный

ранг

Пол

Показатель

Уровня тревожности

Окончательный ранг

Мальчики

Девочки

ранг

показатель

ранг

показатель

1

м

3

1

1

3

   

2

ж

4

2

   

2

4

3

ж

7

3,5

   

3,5

7

4

м

7

3,5

3,5

7

   

5

м

8

5

5

8

   

6

м

9

6

6

9

   

7

м

11

7

7

11

   

8

ж

12

8

   

8

12

9

м

13

9

9

13

   

10

ж

14

10

   

10

14

11

м

18

11

11

18

   

12

ж

19

12

   

12

19

13

м

20

13

13

20

   

14

м

21

14

14

21

   

15

ж

22

15

   

15

22

16

м

23

16

16

23

   

17

ж

24

17

   

17

24

18

м

26

18

18

26

   

19

м

29

19

19

29

   

20

м

33

20,5

20,5

33

   

21

м

33

20,5

20,5

33

   

22

ж

40

22

   

22

40

Σ

 

163,5

 

89,5


 

После того как мы рассчитали сумму рангов, где у мальчиков  сумма больше, что у девочек (таблица 3),  можно переходить к расчёту  критерия:

Формула

 

U= 14*8+(14*15/2) – 163,5

U=53,5

Итак, мы получили значение U=53,5. Чтобы проверить, достоверны ли наши различия, обратимся к таблице «критических значений критерия Манна-Уитни для проверки гипотезы» (приложение 1). По уровню значимости p=0,05 табличное значение равно 26, по уровню значимости p=0,01табличное значение равно 18. Составим график (График 1):

График 1

 


18              26                  53,5

Из данного графика  можно сделать заключение, что:

  • С вероятностью 95 % различия показателя уровня тревожности между девочками и мальчиками не достоверны
  • С вероятностью 99 % различия показателя уровня тревожности между девочками и мальчиками не достоверны

 

Вывод: наша гипотеза не нашла подтверждения.

 

 

 

Заключение

 

В целом проведенное нами исследование показало, что для тревожных  подростков характерно неумение оценить  свои действия, найти оптимальную  для себя зону трудности задания, а также определить вероятность  желательного исхода события. Вследствие этого такие подростки действительно  значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, объективно оказываются неуспешными в ситуациях, в которых отсутствуют заданные внешние критерии. Такое положение, однако, нередко остается вне влияния  родителей и педагогов, поскольку  в школе основное внимание уделяется  ситуациям с внешне заданными  критериями, что позволяет тревожным  детям добиться определенного успеха. Подобная привязанность к внешним  критериям и практическое отсутствие внутренних, затрудненность в выборе и оценке собственных действий, создают  условия для субъективного переживания  неуспеха даже в тех случаях, где  реальных оснований для этого  нет.

Низкая тревожность требует  повышенного внимания к мотивам  деятельности и повешения чувства  ответственности. Такие подростки  характеризуются высоким уровнем  самооценки, завышенным уровнем притязания, они повышенно внушаемы, с неустойчивым поведением, с недостаточной зрелостью  аффективно – волевой сферы, они  не способны адекватно оценить ситуацию, склонны идти по пути наименьшего  сопротивления, они эмоционально поверхностны, слабость реакции на неуспехи и т.д.

В результате анализа  теоретического и эмпирического исследования  можно заключить, что повышенная тревожность является негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность человека.

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей тревожности у подростков