Эмпирическое изучение особенностей тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Исследование тревожности помогает лучше понять закономерности развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностых образований, особенно таких важных как самооценка и «Я – концепция». Профилактика высокого уровня тревожности, обучение способам её регуляции, коррекции крайне важны при подготовке детей и взрослых к сложным социальным и межличностным ситуациям.
Сегодня проблема тревоги в целом и личностной тревожности в частности привлекает большое количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения и психики, как здоровых людей, так и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому это тема имеет очень ценное прикладное значение.

Оглавление

Введение 3
Задачи и методы………………………………………………………………......4
I. Теоретические проблемы проявления школьной тревожности 5-20
1.1. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 5-13
1.2. Виды и формы тревожности. «Маски тревоги» 14-20
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей
тревожности у подростков 21-27
2.1. Организация метода исследования 21-23
2.2. Интерпритация результатов исследования 24-27
Заключение 28-29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

0744839_E6D55_issledovanie_osobennosti_lichnostnoy_trevozhnosti_u_shkolnik.docx

— 671.87 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение 3

Задачи и методы………………………………………………………………......4

I. Теоретические  проблемы проявления школьной  тревожности 5-20

1.1. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 5-13

1.2. Виды и формы тревожности. «Маски тревоги» 14-20

Глава II. Эмпирическое изучение особенностей

тревожности у подростков 21-27

2.1. Организация метода исследования 21-23

2.2. Интерпритация результатов исследования  24-27

Заключение 28-29

Список использованной литературы 30

Приложение 1 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема тревожности  как психологического феномена актуальна  и современна, сегодня так же, как и много лет назад. Несмотря на большое количество работ, посвященных  ей (более 5000 статей и монографий), большинство  важных вопросов остаются не разрешенными, и по сей день.

Выдающиеся зарубежные и отечественные  ученые, философы, психологи, в том  числе медицинские и клинические, врачи-неврологи, психотерапевты, психиатры, педагоги и др. специалисты, такие  как:. В.М. Астапов, В.Ф. Березин, Л.В. Бороздина, И. Вачков, А. И. Захаров, К. Изард, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж Тейлор и другие, изучали особенности возникновения и проявления тревоги и тревожности на разных возрастных этапах личностного формирования.

Исследование тревожности  помогает лучше понять закономерности развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностых  образований, особенно таких важных как самооценка и «Я – концепция». Профилактика высокого уровня тревожности, обучение способам её регуляции, коррекции  крайне важны при подготовке детей  и взрослых к сложным социальным и межличностным ситуациям.

Сегодня проблема тревоги  в целом и личностной тревожности  в частности привлекает большое  количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения  и психики, как здоровых людей, так  и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому это тема имеет очень ценное прикладное значение.

 

 

 

 

 

Задачи и методы

 

 

   Задачи

 

Методы

Организационные

Эмпирические

Статистические 

Исследование особенности личностной тревожности у  школьников 13-14 лет.

Тестирование всех школьников данного  класса

Личностная шкала проявления тревоги  по Дж  Тейлору.

ранжирование


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       I. Теоретические проблемы проявления школьной тревожности

1.1. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

 

Подростковым принято  считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными  навыками и полезным изменениями  в организме подростка и в  его окружении, но и связан с возникновением специфических состояний, которые  играют важную роль в период наибольшего  развития, но и опасным звеном. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности  ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости.

Подростковый возраст  богат переживаниями, трудностями  и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой  социальной позиции. Вместе с тем, это  потерь детского мироощущения, появление  чувства тревожности и психологического дискомфорта .

Рассматриваемый возраст  часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается  внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция  на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка.

Вопрос о причинах тревожности  является центральным и вместе с  тем наименее исследованным в  изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается  ли она как личностное образование  и/или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано  представление о способах преодоления  тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью .

Астапов считает, что при  понимании тревожности как свойства темперамента в качестве основных факторов признаются природные предпосылки  — свойства нервной и эндокринной  систем, в частности слабость нервных  процессов [4, с. 13].

Путимцева Н.Г. в качестве определяющих тревожность выделяет два основных фактора:

– отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания;

– присутствие во время стрессовой ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку  эмоциональную поддержку.

Все это, во-первых, свидетельствует, что источником тревожности в  указанных случаях является не столько  сама по себе угрожающая обстановка, сколько  неопределенность самой жизненной  ситуации, ее неоднозначность, степень  и характер информированности о  ней, а также о возможных последствиях.

Во-вторых, оно указывает на опосредующий фактор её развития – личностные особенности  людей, ее переживающих. В случае устойчивой тревожности влияние стресса, в  том числе и травматического, оказывается опосредованным внутри личностным фактором, что отражается в известных феноменах оценки и переоценки стрессовых ситуаций .

Согласно ряду проведенных исследований (Данилова Н.Н., Мерлин В.С., Рейковский Я., Стреляу Я., и др.), авторы объясняют  тревожность свойствами темперамента — «психодинамическая», где в  качестве основных факторов признаются природные предпосылки – свойства нервной и эндокринной систем в частности слабость нервных  процессов, и «тревожность ожиданий в социальном общении». Последняя  рассматривается как свойство личности и связывается, как это видно  из названия, с особенностями общения. Было установлено, что между этими явлениями прямой связи нет .

Существуют, однако, и противоположные  данные. Так, Л.М. Костина указывает  на то, что все-таки существует связь  между этими двумя типами тревожности .

Понимание тревожности как  относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении  личностных и социальных факторов, прежде всего, особенностей общения (что  может не сочетаться, а может и  сочетаться с признанием природной  предрасположенности, однако даже в  последнем случае ей отводится подчиненная  роль). Именно подобные подходы представляют для нас наибольший интерес.

Причиной возникновения тревоги  в подростковом возрасте часто является внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка, когда одно его  желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Внутреннее противоречивое состояние подростка  может быть вызвано: противоречивыми  требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и  стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

В основе внутреннего конфликта  в раннем подростковом возрасте (11 – 12 лет) может лежать внешний конфликт - между родителями, между семьей и школой, между сверстниками и  взрослыми. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый подросток становится тревожным, если его мать и бабушка  недолюбливают друг друга и воспитывают  его по разному. Лишь когда ребенок  принимает близко к сердцу обе  стороны конфликтующего мира, когда  они становятся частью его эмоциональной  жизни, создаются все условия  для возникновения тревоги.

В душе подростка конфликтуют  не воспитательные системы, а его  собственное желание не огорчать маму, его же собственное стремление нравиться бабушке. Точно также  не распад семьи сам по себе делает подростка тревожным, а внутренняя несовместимость добрых чувств к  обоим родственникам, ставшим друг другу врагами. Почему же сходные  внешне конфликты у одних детей  проникают в глубь души, тогда  как другие ребята остаются к ним  равнодушными? Причин много, но главная - какие отношения для ребенка  являются значимыми. Если ученику не дорого мнение учителя, он постарается  избежать конфликта, но душевных терзаний упреки педагога у него не вызовут. Другое дело, если резкую оценку его  поступков или способностей он получает от того, на чьи слова привык он внутренне  опираться, чьим именем дорожит.

Чем шире круг общения, тем  больше ситуаций, которые могут дать основание для тревоги. Но и другое неоспоримо: ребенок не может полноценно жить и душевно развиваться, если его отношения с миром обеднены.

Тревога возникает, по мнению А.М.Прихожан, лишь, когда конфликт пронизывает  всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.

К этим важнейшим потребностям относятся:

- потребность в физическом  существовании (пище, воде, свободе  от физической угрозы и т.д.);

- потребность в близости, в привязанности к человеку  или к группе людей; потребность  в независимости, в самостоятельности,  в признании права на собственное  "я";

- потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность  в смысле жизни и цели .

Одной из самых частых причин тревожности является завешанные требования к подростку, негибкая, догматическая  система воспитания, не учитывающая  собственную активность ребенка, его  интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система  воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются  у хорошо успевающих подростков, которых  отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией  на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют  на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому  самолюбию. К этой же области относится  навязывание подростку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.

Стремясь выработать у  ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя  нередко усугубляют и без того нелегкое положение, увеличивая пресс  требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без  сомнения, добросовестное отношение  к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором  процесс важнее результата и слабо  с ним связан. Если рабочий трудится, прежде всего, ради результата, например ради производства какой-либо детали, то подросток учится не для того, чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен  в конце задачника. Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более  на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании  с завышенными требованиями родителей  способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки  часто зависит отношение к  ребенку значимых для него людей. Подросток чувствует, что отношение  к нему прямо пропорционально  его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположение родителей, учителей, одноклассников .

Сама интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у  мальчиков и девочек различны. Если в младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. То к 11 годам интенсивность переживаний  у обоих полов выравнивается, а после двенадцати лет общий  уровень тревожности у девочек  в целом возрастает, а у мальчиков  несколько снижается, хотя именно среди  мальчиков встречаются ребята с  серьезными нарушениями в этой сфере

Различаются девочки и  мальчики тем, с какими ситуациями они  связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее разница. Девочки связывают  тревогу с другими людьми. Их волнует отношение окружающих, возможность ссоры и разлуки с близкими людьми. Девушки пятнадцати-шестнадцати лет тревожатся за родных и близких, опасаются доставить им неприятности, переживают за их душевное состояние, здоровье и т.д. Для них характерны такие высказывания: "Мне было бы очень тревожно, когда бабушку увели в больницу...", или "Я всегда беспокоюсь, когда мама задерживается на работе...".

К людям, с которыми девочки  могут связывать тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя. Девочки  боятся так называемых "опасных  людей" - пьяниц, хулиганов, бандитов. Мальчики и девочки больше всего  опасаются физической травмы. Но если для мальчиков физическая травма воспринимается как результат несчастного  случая ("попаду под машину", "в  руках разорвется взрывчатка") , то для девочек главной причиной являются действия этих самых "опасных  людей" ("нападут из-за угла", "начнет приставать") .

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей тревожности у подростков