Эмпирическое изучение особенностей тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Исследование тревожности помогает лучше понять закономерности развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностых образований, особенно таких важных как самооценка и «Я – концепция». Профилактика высокого уровня тревожности, обучение способам её регуляции, коррекции крайне важны при подготовке детей и взрослых к сложным социальным и межличностным ситуациям.
Сегодня проблема тревоги в целом и личностной тревожности в частности привлекает большое количество исследователей, занимающихся изучением особенностей поведения и психики, как здоровых людей, так и людей с патопсихологическими особенностями, поэтому это тема имеет очень ценное прикладное значение.

Оглавление

Введение 3
Задачи и методы………………………………………………………………......4
I. Теоретические проблемы проявления школьной тревожности 5-20
1.1. Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 5-13
1.2. Виды и формы тревожности. «Маски тревоги» 14-20
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей
тревожности у подростков 21-27
2.1. Организация метода исследования 21-23
2.2. Интерпритация результатов исследования 24-27
Заключение 28-29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

0744839_E6D55_issledovanie_osobennosti_lichnostnoy_trevozhnosti_u_shkolnik.docx

— 671.87 Кб (Скачать)

Девочки начинают опасаться  вымышленных страшилищ - мертвецов, чудовищ, а также волнуются в  ситуациях, традиционно тревожных  для людей. Эти ситуации по Юнгу, называют архаическими, т.к. они пугали наших еще предков: это темнота, гроза, пожар, высота. В пятнадцать-шестнадцать  лет острота таких переживаний  снижается.

То, что больше всего тревожит мальчиков можно назвать одним  словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также  наказаний, которые можно от родителей  или "начальников" вне семьи: учителей, милиционера, директора школы. Если при проверках девочки не справится  с заданием, то мальчиков в таких  ситуациях волнует лишь возможность  грядущего наказания. "Мне страшно, когда меня вызывают к доске, потому что..." - вариант первый: "Я боюсь  растеряться и плохо ответить" (девочка); вариант второй: "Вдруг  получу "2", дома обязательно влетит" (мальчик). Видимо жизненный опыт мальчиков  к пятнадцати-шестнадцати не развил в них чувства личной ответственности за свои неудачи. Провал неприятен лишь тем, что за ним последует наказание. А не злоупотребляем ли мы этим воспитательным средством по отношению к мальчикам? Не в этом ли одна из причин той безответственности, в которой женщины нередко упрекают современных мужчин?

Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Подростковая пора - важнейший этап в жизни  человека, в течении которого принципиально  меняется его психологический облик. Меняется и характер тревожных переживаний .

Ведущий страх в данном возрасте - страх "быть не тем", о  ком хорошо говорят, кого уважают, ценят  и понимают. Другими словами, это  страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников  или семья. Конкретными формами  страха быть "не тем" являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей  социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга  обязанности, т.е. обо всем том, что  объединено в понятии "совесть", которая является центральным психологическим  образованием данного возраста, они  вздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность думать и говорить.

Есть еще один источник: это ожидание войны, за которой неминуемо  последует гибель человечества, конец  света. Подобные опасения получили название "макроэтических" (война, катастрофа). По-видимому это объясняется существенными  недостатками в антивоенной пропаганде - вряд ли младшие подростки воспринимают ее достаточно правильно, она у них  порождает чувство неизбежности катастрофы и собственной беспомощности: «Больше всего я боюсь войны, мы все погибнем, никто нас не спасет». С подобными переживаниями  трудно совладать - ведь никакие конкретные действия ребенка не помогут их преодолеть. Остается их лишь вытеснить из сознания, обесценить. Это и происходит с годами: для старших подростков проблема войны и мира в значительной мере утрачивает свою остроту.

Как указывает А.М. Прихожан, А.И.Захаров, ведущей причиной тревожности старших  подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного  случая, а в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки  несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей .

Разнообразнее становятся и  объяснения, которые они дают своей  тревоге. Так, девочки чаще называют причиной своего беспокойства собственные  действия, слова, поступки, а тревожащим их последствием нередко оказывается  чувство вины или стыда. Это говорит  о возрастающей ответственности  за себя, об упрочнении моральных норм. А вот мальчики 14-15 лет нечасто  связывают тревогу с внутренними  причинами ( "мои ошибки", "мои  угрызения совести"). Но и внешние  санкции (наказания, замечания, двойки) в этом возрасте утрачивают для них  свою остроту: девятиклассники довольно реже, чем младшие подростки опасаются  взрослых - родителей или учителей .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и формы  тревожности. «Маски тревоги»

 

Две наиболее распространенные классификации (DSM – Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям Американской Ассоциации Психиатров (APA). DSM – III – R (1987) и ICD – 10-я версия Международной Классификации болезней) выделяют тревожные нарушения, встречающиеся во всех возрастных группах, и особо говорят о расстройствах, типичных для детского возраста... Кроме того, в обоих классификациях отмечается, что тревога может существовать как изолированный синдром, так и проявляться в рамках других нарушений.

В классификации DSM – III – R выделяет три варианта тревожных расстройств, в которых тревога играет ведущую роль:

- расстройство изоляции (при разлуке);

- поведение избегания;

- расстройство в виде чрезмерной  тревожности.

Тревожное расстройство при разлуке особенно свойственно маленьким детям, зависящим  от опекающих их лиц, и возникает  в связи с тем, что они переживают ряд страхов в период своего. Нередко  предчувствие разлуки влечет за собой  возникновение различных болезненных  расстройств (головные боли, рвота), не связанных с соматическими заболеваниями. В некоторых случаях возникают  вспышки раздражения с плачем и требованиями не оставлять одного дома.

Описываемые расстройства развиваются от дошкольного  возраста до 18 лет, а продолжительность  этих состояний не более 2 недель.

Сходные проявления представлены и в классификации  ICD – 10 под названием «Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки в детском возрасте». Однако этот раздел дополнен положением о «Фобическом расстройстве детского возраста», где подчеркивается, что фобии могут проявиться в необычно раннем возрасте и касаться широкого круга проблем и различных ситуаций, имеющих связь с определенной фазой развития ребенка.

Второй  вариант тревожных расстройств, также встречающихся в детском  возрасте, выделяется в классификацию  DSM – III – R как «Расстройство в виде избегания» и характеризуется устойчивым и чрезмерным избеганием контактов с незнакомыми людьми, что приводит к нарушению социальной функции. При этом ребенок не утрачивает контактов с наиболее близкими ему людьми. Это расстройство возникает у детей с 2,5 лет и длится по меньшей мере 6 месяцев.

В классификации ICD – 10 описанная категория тревожных расстройств присутствует в разделе «Социальное тревожное расстройство детского возраста».

«Расстройство в виде чрезмерной тревожности» рассматривается  в DSM – III – R как третий вариант тревожных расстройств детского возраста. Существенной особенностью является переживание очень высокого уровня тревоги, не имеющей реальных оснований. Дети с такими расстройствами очень застенчивы и все время беспокоятся о событиях, которые могут произойти в будущем. Такие дети требуют постоянной моральной поддержки со стороны взрослых.

В целом в предложенных классификациях дается сходное определение тревожных  состояний, характерных для детского возраста.1

Традиционно принято выделять два типа тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная  некоторой конкретной ситуацией, которая  объективно вызывает беспокойство. Это  состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную  роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим  человеку серьезно и ответственно подойти  к решению возникающих проблем.

Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных  жизненных ситуациях, в том числе  и таких, которые объективно к  этому не располагают. Она характеризуется  состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное  и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится  в настороженном и подавленном  настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.2

Доктор психологических  наук, А. М. Прихожан так же, указывает  на такие типы тревожности: устойчивая тревожность в какой-либо сфере  — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную – и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости  от изменения их значимости для человека. Основной вопрос здесь — как соотносятся  общая тревожность и ее частные  виды. Являются ли частные виды тревожности  — школьная, арифметическая, межличностная, тестовая, компьютерная и т.п. — отдельными, замкнутыми на «своей» сфере переживаниями, или они представляют собой лишь способ выражения общей тревожности, зафиксировавшейся на данной сфере… Тревожность, определяемая только по ситуационному  показателю, может являться формой проявления общей, либо представлять собой  собственно форму частной тревожности. Именно смена разных показателей  тревожности является убедительным доказательством наличия общей  тревожности, которая может приобретать  разные формы.3 Форма тревожности — особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

А. М. Прихожан подтвердила  наличие двух основных категорий  тревожности: открытая — сознательно  переживаемая и проявляемая в  поведении и деятельности в виде состояния тревоги; скрытая —  в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к  реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным  путем — через специфическое  поведение. Выделены три формы «открытой» тревожности.

1. Острая, нерегулируемая  или слабо регулируемая тревожность  — сильная, осознаваемая, проявляемая  внешне через симптомы тревоги,  самостоятельно справиться с  которой индивид не может. Эта  форма была представлена примерно  одинаково во всех возрастах. 
        2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней.

3. «Культивируемая» тревожность  — в этом случае тревожность  осознается и переживается как  ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.  «Культивируемая» тревожность выступает  в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом  как основной регулятор его  активности, обеспечивающий его  организованность, ответственность.  Во-вторых, она может выступать  как некоторая мировоззренческая  и ценностная установка. В-третьих,  она нередко проявляется в  поиске определенной «условной  выгоды» и выражается через  усиление симптомов. Как разновидность  «культивируемой» тревожности может  быть рассмотрена форма, которую  Прихожан условно назвала «магической». «Культивируемая» тревожность встречается  преимущественно в старшем подростковом  — раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи отмечаются  и на более ранних этапах. Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Особым вариантом «неадекватного спокойствия» можно считать форму, обозначенную как «субъективно скрытая тревожность». В последней выраженность всех внешних признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием», но одновременно (по самоотчетам) сопровождается смутным, диффузным переживанием. Последнее наблюдается у подростков и старших школьников. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации» — встречалась достаточно редко и присутствовала примерно в равной степени во всех возрастах.4

Кандидат психологических наук Б. И. Кочубей и психолог-консультант Е. В. Новикова  также выделяют различные «маски тревоги», характерные для детей и подростков. Ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но нам необходимо научиться распознавать тревожность и «под маской».

Страх – первая производная  тревоги. Его преимущество – в  том, что у него есть граница, а  значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих граница.

Следующая форма борьбы ребенка  со своей тревогой - выработка ритуальных, магических действий, которые защищают от возможной опасности. Прибежище многих детей, их спасение от тревоги – мир их фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.

С фантазиями сопоставимы  и односторонние увлечения, которые, полностью захватывая воображение  ребенка, не оставляют места ни для  каких других интересов. Эти увлечения, которые нужны ребенку только для компенсации чувства неполноценности, которое он испытывает вне сферы  этих увлечений.

Тревожные дети нередко приходят к простому умозаключению: чтобы  ничего не бояться, нужно сделать  так, чтобы боялись меня. Поэтому  тревожность является важнейшим  источником агрессивного поведения.

Маска агрессии тщательно  скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка (чаще всего  эта форма защиты от тревоги проявляется  именно в подростковом возрасте).

 Апатия, вялость, безынициативность  – один из частых исходов  тревожных переживаний. Конфликт  между противоречивыми стремлениями  оборачивается отказом от любых  стремлений. Ущемление интересов  ребенка ведет к потере всяких  интересов, неудовлетворение основных  потребностей – к снижению  уровня этих потребностей.

Наиболее частый источник апатии – завышенные и непоследовательные требования взрослых к ребенку. Маска  апатии ещё более обманчива, чем  маска агрессии.

Распространенный способ ухода от тревоги превращение  её в заболевание. Конечно, разные болезни  имеют различное происхождение. Однако, при любом случае часто  повторяющихся простудных, желудочно-кишечных, головных болей и особенно аллергических  реакций следует помнить о  наличии конфликтной ситуации ребенка, разрешить которую ему удается  только ценой собственной здоровья.5

Существуют разнообразные  классификации тревожности (тревожных  явлений). Среди них различают, имеющие  медицинскую направленность, использующиеся психиатрами, психоневрологами и психотерапевтами для установления диагноза пациента (DSM – III – R; ICD – 10; Калуев А.В.); психологические, выделяющие всевозможные типы, виды и формы тревожности (Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д. и др.). Авторский подход Кочубея Б. И., Новиковой Е. В. к вопросу о «ликах и масках тревоги» как формах защиты детей и подростков, разработанный с целью применения их психологами – практиками, для того, чтобы во время заметить нарушения в эмоциональной сфере подростка и начать целенаправленную эффективную работу по регуляции и преодолению повышенной тревожности.

Информация о работе Эмпирическое изучение особенностей тревожности у подростков