Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

По мнению советского психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информация), и тем, что на самом деле известно. Тем не менее, многие явления эмоциональной жизни никак в психологические формулу не укладываются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более, эмоциональная!

Оглавление

Ведение………………………….…………………………………………………………3
Понятие об эмоциях………………………………………………………………………4
Эмоциональные качества личности……………………………………………………...7
Физиологические основы эмоций и чувств……………………………………………..9
Свойства и виды эмоций………………………………………………………………...10
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект)…………………………..12
Высшие эмоции и чувства………………………………………………………………17
Общие закономерности эмоций и чувств………………………………………………20
Выводы…………………………………………………………………………………...24Список литературы………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

   Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

   Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте - стремление устранить травмирующий раздражитель.

   Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного   осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

  Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим некоторые из них.

   Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма. Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха).  Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная буря"). В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

   Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

   В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

  Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

 

Высшие эмоции - чувства

 

   Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.

  Различаются практические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

   Практические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

    Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

    Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания. Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут подстраивать под себя и доводы разума.

   Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств". Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка. Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

   Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) - восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

  Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений,      художественное достоинство произведений искусства -один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.

    Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство - образное отражение сущностных сторон действительности - рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека. Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстети­ческая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

 

    Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

   Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.

   Любопытство - направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность - устойчивое состояние познавательной направленности личности.

  Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности.

 

Общие закономерности эмоций и чувств

 

   Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.

    Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

    Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

   Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Это контраст чувств.

    Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

   Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

   Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

   В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением отдельных представлений.

    Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выраже­ние сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья. Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

   Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.

   Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием. Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение - использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

Информация о работе Эмоции и чувства