Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:10, реферат

Краткое описание

Человек в процессе жизнедеятельности испытывает множество самых раз-личных состояний: приятных, неприятных, интенсивных, едва заметных, дли-тельных, коротких. Среди этого многообразия нужно выделять эмоциональные явления. Они также, весьма различны. Когда мы видим восход и закат солнца, ходим на прогулку с друзьями, посещаем кино, театры, играем с маленькими детьми, разговариваем, задаём себе вопрос и пытаемся найти на него ответ, мечтаете о чём – либо, то, наряду с этими формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к окружающему миру.

Оглавление

1.Введение………………………………….............................................................1
1. Понятие об эмоциях………………………………………………………………………….2
2.Общее представление о чувствах……………………………………………………..5
3. Физиологические основы эмоций и чувств……………………………………..13
4.Свойства и виды эмоций……………………………………………………………………14
5.Общие закономерности эмоций и чувств…………………………………………18
6.Список литературы…………………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.05 Кб (Скачать)

Содержание реферата:

1.Введение………………………………….............................................................1

1. Понятие об эмоциях………………………………………………………………………….2

2.Общее представление  о чувствах……………………………………………………..5

3. Физиологические основы эмоций и чувств……………………………………..13

4.Свойства и виды  эмоций……………………………………………………………………14    

5.Общие закономерности  эмоций и чувств…………………………………………18

6.Список литературы…………………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек в процессе жизнедеятельности испытывает множество самых раз-личных состояний: приятных, неприятных, интенсивных, едва заметных, дли-тельных, коротких. Среди этого многообразия нужно выделять эмоциональные явления. Они также, весьма различны. Когда мы видим восход и закат солнца, ходим на прогулку с друзьями, посещаем кино, театры, играем с маленькими детьми, разговариваем, задаём себе вопрос и пытаемся найти на него ответ, мечтаете о чём – либо, то, наряду с этими формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Прочитанная книга, выполненная работа могут вас радовать или разочаровывать, вызывать удовольствие или наоборот. Восхищение, безразличие, любовь, радость, огорчение, ненависть, апатия, стресс, страсть — это разнообразные чувства и эмоции. Они — одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» — отмечает Ф. Энгельс.     Так что же такое эмоции и чувства? Рассмотрим два этих понятия поподробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понятие об эмоциях.

Разговор об эмоциях  мы начнем с вопроса, что же такое эмоции?

1.Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (Депрессия, волнение, эмпатия и много другое), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

2. Эмоции (франц. emotion — волнение, возбуждение, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эти реакции имеют ярко выраженную субъективную окраску и охватывают все виды чувствительности и переживаний. Они связаны с удовлетворением или неудовлетворением различных потребностей организма.

3. Эмоции(син. чувствования, аффективность), субъективное переживание счастья, чувства удовлетворённости (положительные эмоции) или неудовлетворённости и горя, печали (отрицательные эмоции) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или представления. Эмоции вместе с умом и волей составляют основную триаду психологических процессов классической психологии.

 Все эти определения  очень похожи, из всех них, общими  чертами я могу сказать, что  эмоции это - особый «язык» тела, с помощью которого мы можем передать любую информацию, выразить своё отношение по любому поводу, не только к какому-либо предмету, живому существу, но и к человеку. Ярким примером может послужить жалость к бездомным животным, признание в любви, покупка автомобиля и многое другое. Во всех этих случаях, без эмоций все эти действия потеряли бы свой смысл, всё было бы скучно и радостное известие без использования эмоций можно было сравнить с известием печального характера, потому что и то и другое без применения интонации, мимики лица, жестикуляции будет выглядеть сравнительно одинаково. 
Что бы описать любое действие, выразить отношение к предметам и явлениям      

2

окружающей действительности, проявить реакцию на воздействие  внешних и внутренних раздражителей, человек использует эмоции. Эмоции включает в себя большой спектр значений: низшие и высшие эмоции, чувства и эмоциональные состояния.

1.Низшие эмоции — это человеческие потребности: голод, жажда, потребность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание боли, смерти) и половые (сексуальные) влечения. Низшие эмоции называются драйвы. Они сообщают организму об опасностях, и тогда начинают свою деятельность автоматические системы регуляции  гомеостазa ( работа внутренних процессов организма и их взаимодействие)и системы контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела . Совместная работа драйвов и гомеостатических процессов обеспечивают основу жизнедеятельности организма. Таким образом, наш организм способен к саморегуляции.

2.Высшие эмоции - это базовые эмоции: страх, тревога, агрессия, гнев, радость, грусть, стыд, печаль, вина и многие другии, так же имеются мимические проявления. Эмоции, возникающие на основе социальных потребностей человека, длительные и устойчивые называются чувствами. Дружба, любовь, симпатия и антипатия, зависть, ревность, ответственность, счастье и др. Чувства выражаются через эмоции. Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Такая способность чувства создает эмоциональные состояния.

3.Чувства- эмоции возникающие на основе социальных потребностей человека, длительные и устойчивые.  Дружба, любовь, симпатия и антипатия, зависть, ревность, ответственность, счастье и другие. Одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Такая способность чувства создает эмоциональные состояния.

4. Эмоциональные состояния — это единство противоположных переживаний. Доминирующая эмоция позволяет отнести эмоциональное состояние к группе положительных или отрицательных психических состояний. Стресс, скука, отвращение, состояние счастья, одиночество, депрессия, состояние страха (фобии), горя (утрата близкого), невроз и другие.

Все эти эмоциональные  состояния: драйвы, эмоции, чувства, тесно связаны с

3

мыслительными процессами. Они являются внутренним побудителем процессов, которые дают сигнал на внешнее поведение индивида в различных ситуациях. Так например человек испытывает чувство радости, его душевное состояние находится в счастливом положение и его внутреннюю радость мы можем увидеть, ощутить, через физическое демонстрирование, с помощью жестов, мимики лица( улыбка, смех «сияние глаз», и другое), речи( это могут быть слова: я счастлива, я рада, и другие).

Эмоции бывают положительные, связанные с переживанием приятного (интерес, энергичность, влюблённость, драйв), и отрицательные, когда переживается неприятное (скорбь, скука, гнев, восхищение, ярость); стенические, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими её активность.

Во множестве эмоциональных  проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. 
Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого - гнев. Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются "слабыми местами" для данного индивида. Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев. Эмоции выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он видит и чувствует. Интересная, удачная мысль, творческая деятельность сопровождаются

4

эмоциями. В эмоциях отражаются физическое и психологическое состояния человека и его организма. Следовательно, эмоции — необходимый атрибут любых проявлений жизни. И роль эмоции, во-первых, отражают в своем качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека.

Общее представление  о чувствах.

Житейское понимание слова «чувство» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение и ощущений («чувство боли»), и возвращение сознания после обморока («прийти в чувство»), и самооценка (чувство собственного достоинства, чувство собственной неполноценности) и многое другое. Многофункциональное использование слова «чувство» выражается и в словах «чувствовать», «предчувствовать», «чувствительность». Так, говорят «я почувствовал», вместо того чтобы сказать «я ощутил», или «я чувствую» вместо того чтобы сказать «я думаю (полагаю, предвижу)». Говорят также об органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об органах ощущений, об анализаторах. С другой стороны, говорят об «острых ощущениях», хотя ясно, что речь идет об эмоции страха. И так что же такое «чувство»?

Разведение понятий  «Чувство» и «Эмоции»

  Мак-Дугалл пришел к выводу, что развести эти два понятия можно «на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются». Он пишет, что существуют две первичные и фундаментальные формы чувства -удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия и страдания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Такие сложные чувства в обыденной речи называют эмоциями. Мак-Дугалл полагает, что эти сложные «производные эмоции» целесообразно называть чувствами. Они возникают после того, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Попытку У. Мак-Дугалла развести эмоции и чувства

5

нельзя признать удачной. Даваемые им критерии для такого разведения слишком неопределенны, а отнесение того или иного эмоционального явления к чувствам или эмоциям мало обоснованы и понятны.

Э. Клапаред пытался развести эмоции и чувства с точки зрения функционального подхода к психическим явлениям. Он задался вопросом - для чего нужны те и другие - и отвечает: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются. С позиции того, что мы сейчас знаем об эмоциях и их функции, эту попытку отделить их от чувств тоже не назовешь удачной.

Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы. Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разделяет чувства и эмоции.

Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).

Г. А. Фортунатов (1976) тоже считает, что не следует отождествлять  понятия «чувство»» и «эмоция». Например, нельзя чувство патриотизма, ответственность  за порученное дело или чувство любви матери к детям называть эмоцией, хотя эти чувства проявляются через эмоциональные переживания.

В. А. Крутецкий (1980), хотя и пишет , что «чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает, к

6

другим людям и к самому себе», все же отмечает, что, в сущности, эти два понятия отличаются друг от друга. Чувство - это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоция же - более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Разводят чувства и  эмоции по их свойствам В. В. Никандрови Э. К. Сонина(1996), К. К. Платонов (1972) полагает, что чувство - это форма отражения, возникшая из сочетания понятийной формы психического отражения с эмоциями. Так, чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, он должен овладеть понятием «Родина», т. е. знать и понимать, что это такое и какие переживания могут быть у человека в связи с этим понятием.

 В. Вундтом, говорил  о чувствах как о классе эмоциональных явлений. Такова же позиция и Г. А. Фортунатова, относящего к эмоциям чувственный тон, эмоциональные процессы и состояния (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат для выражения чувств человека. Если следовать этому определению, то придется признать, что эмоций без чувств не бывает. Таким образом, чувства, с точки зрения вышеуказанных авторов, выступают как родовое понятие для эмоций.

Информация о работе Эмоции и чувства