Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3
1.Основные эмоциональные процессы и управление ими………..4
2. Виды чувств……………………………………………………….8
3.Значение эмоций и чувств в жизни человека……………………10
Заключение…………………………………………………………..14
Список источников………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Значение эмоций и чувств в жизни человека вывод к 1 разделу.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

  Эмоции  порождают чувства, которые, в  свою очередь, являются источниками  эмоций. Сильное, абсолютно доминирующее  чувство называют страстью.

  Эмоции  также принято делить на положительные  и отрицательные. Однако и те  и другие способствуют психологической реакции, вызывают изменения в поведении. Положительные эмоции, как правило, вызывают радость, душевный покой и творческую приподнятость. Напротив, отрицательные  эмоции могут надолго вывести человека из строя, затормозить его реакции, снизить его работоспособность.

 

    3. ЗНАЧЕНИЕ  ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕКА

 

   В индивидуальном развитии человека  чувства играют важную социализирующую  роль. Они выступают как значимый  фактор в формировании личности, в особенности ее  мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

  Чувства  выполняют в жизни и деятельности  человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего  его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить  свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой  сознания, могут  произвольно регулироваться.

  Эмоции  влияют на выраженность переживаний  человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот.

  Эмоции  влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные  эмоции  порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более  того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные  кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или  поседение волос.

  Острое  эмоциональное  напряжение может   проявляться самыми различными  болезненными  ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством  неутолимого голода, жажды у других.

  Такие  функциональные  изменения  самочувствия  и деятельности внутренних  органов  обусловлены отклонениями в вегетативной  нервной системе.

  Эмоции  и мышление и мышление  взаимосвязаны и потому существует  связь между  характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно  влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.

  Эмоциональные  межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически  разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее  значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни  добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примерно так: « Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, я ничего не мог  с собой поделать».

  Ненормально  продолжительные аффекты мы можем  наблюдать у лиц с эпилептоидным  складом характера, врожденно  слабоумных, легко возбуждающихся  от мелкой неприятности на  несколько дней.

  Эмоции  выполняют функцию оценки, являясь  своеобразной системой сигналов, посредством которых субъект узнает о значимости происходящего. На это указывал и Грот (1879-1880) в своих работах, а также и ряд современников.9

 

  Умение  человека  сдерживать свои чувства,  откладывая их проявление до  более  подходящего момента,  зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

  От  доброго человека всегда исходит  душевная теплота, он более  эмоционален, чем рассудочный,  душевно холодный человек. Душевно  холодные люди не могут ни  сочувствовать чужому горю, ни  радоваться успеху, удаче близкого  человека. Типичную холодность представил И.С. Тургенев в образе Базарова в романе « Отцы и дети».

  Чувство  удовольствия, приятные ощущения  человек всегда стремится   не только усилить, но и повторить.  При этом он  действует неосознанно,  импульсивно, т.е. его  психологическое  состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствие продлить и сделать приятным, необходимо его сократить. « Всякое удовольствие усиливается от той страсти, которая может нас  лишить его,- писал Сенека.- Наслаждаться всегда, значит, не наслаждаться вовсе. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой».10

  При  некоторых формах  невроза   больной  может испытывать  и «чувство потери чувства», т.е.  мучительное бесчувствие, тягостное  эмоциональное опустошение, безвозвратную  утрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией, например, восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируется вовне. Больные «слышат» голоса,   звучащие в голове, видят «внутренним глазом», говорят о запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого  не существует.

  Человек  нередко  переживает чувство  собственной неполноценности, чаще  всего это бывает в детстве  и накладывает отпечаток на  формирование и развитие личности. Преодоление чувства  собственной  неполноценности более гармонично  протекает в молодом возрасте, когда организм и его нервная  система легче приспосабливаются к переменам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попытки перекомпенсирования более болезненны.

  Компенсация  чувства собственной  неполноценности  может быть   полезной  для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественной жизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя, курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряются проблемы.

    Алексеева Л.В. указывает на  то, что влияние эмоций на человека  гораздо значимее потребностей.11Человек легко отказывается от  удовлетворения потребности, если это связано у него с отрицательными переживаниями, или стремится получить удовольствие, понимая, что нельзя или вредно.

   Человек оказывается во власти  эмоции, даже если она и не  очень сильна. Он практически  беззащитен, когда плачет или  смеется!

  Итак, эмоции могут быть непосредственным  сигналом, оценкой, побудителем действия  или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Таким  образом, мы видим, что «непосредственное  отражение своих состояний», «переживание  отношения», « выражение отношения»-это  все характеристики эмоций.

2. Эмоции  возникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого  все живые  существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых для них потребностей.

3. К  классу  эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.  Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены  во все  психические процессы и состояния человека.

4. Эмоции  могут вызываться, как реальными,  так и воображаемыми ситуациями.

5. Эмоции  могут быть сигналом, оценкой,  побудителем действия или бездействия.

6.Чувства-  еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

7. Эмоции  следуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер  и связываются с представлением  или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

8. Человек  может испытывать разного рода  чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

  1. Анохин  П.К. Теория функциональной системы  как предпосылка к построению физиологической кибернетики// Биологические  аспекты кибернетики/ Гл. ред. А.М. Кузин.-М.: Изд-во АН СССР, 1962
  2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций/\ Психология эмоций, 1998г.
  3. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003
  4. Каменская Е.Н. Основы психологии.-Ростов н/Д: Феникс, 2003
  5. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  6. Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990
  7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1976г.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс, 2003

Информация о работе Эмоции и чувства