Эмоции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:55, контрольная работа

Краткое описание

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Эмоции имеют различные характеристики, виды, которые подробно рассмотрены в данной работе.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие эмоций 4
1.1 Общее об эмоциях 4
1.2 Характеристики эмоций 6
1.3 Виды эмоций 7
2. Эмоции и настроение человека 15
2.1 Эмоции человека: принцип айсберга 15
2.2 Восстановление контакта с самим собой 18
Вывод 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Так, например, обида снимается выбросом агрессии (злости). Следовательно, агрессия (злость) должна считаться элементарной эмоцией, а обида - составной.

     Список  элементарных эмоций

     Список  элементарных эмоций - спорный. Разные списки элементарных эмоций предлагают Изард, Макдауэлл и другие исследователи.

     По  Гештальт-подходу элементарных эмоций всего пять: MAD - SAD - GLAD - SCARED - SEXY.

     1.MAD – злость, агрессия, отвращение. А  гнев, коллеги? 

     2.SAD – грусть, печаль, страдание. 

     3.GLAD - радость. 

     4.SCARED - страх.

     5.SEXY – удовольствие, нега, нежность.

     Все остальное - производные этих чувств. Например, Любовь - радость, когда любимый(ая) рядом; печаль, когда в разлуке; агрессия - в данном случае это желание  быть рядом; страх - страх потерять объект любви. 

     Составные эмоции - содержащие в своей основе базовые, далее неразложимые, эмоции. Составные и базовые эмоции соотносятся  между собой, как молекулы и атомы.

     Обида, вина, отчаяние, разочарование, ревность, жалость, зависть - все эти составные  чувства включают в свой состав гнев и грусть. И работа с ними должна идти через эти элементарные эмоции (гнев, грусть).

     Смотри  работу с обидой, виной и аналогичные  статьи.

       Виды составных эмоций 

     Среди составных эмоций можно выделить смешанные эмоции, эмоции-матрешки и эмоции-динамики.

     Смешанные эмоции - разные эмоции смешиваются  в одну как салат. Частично остаются и сами собой, частично трансформируются во что-то третье.

     Эмоции-матрешки: за проявленной эмоцией, если покопать или приглядеться, стоит ее глубинная причина - другая эмоция. Так, за злостью часто стоит страх.

     Эмоции-динамики - эмоции, составленные их обязательной последовательности сменяющихся состояний. Так, многие виды смешного являются последовательностью  напряжения и расслабления. Например, аникс - смех, основанный на неожиданности, резко превращающейся в озарение. 
 

       Когнитивно простые и сложные  эмоции 

     Эмоции, возникающие как реакция на элементарный стимул, являются когнитивно простыми (пример - заякоренные эмоции). Эмоции, возникающие в результате сложной деятельности понимания происшедшего, тем более с учетом расчета имеющихся интересов и возможных последствий, являются когнитивно сложными.

       Эмоциональные акции и реакции  

     Самое главное деление эмоций, это деление  их на эмоциональные акции и эмоциональные реакции.  

     Эмоциональная акция - это эмоции, которые человек  запустил сам, в той или иной степени  намеренно.

     Вы  сидите, заняты делом. Вдруг прибегает  ребенок, дарит вам конфету. Конфета, возможно, вам вовсе не нужна, но если вы любите детей, то из педагогических соображений вы, скорее всего, ему радостно улыбнетесь и от души поблагодарите. Тут радость и благодарность - ваша эмоциональная акция. Когда группа сотрудников идет поздравлять именинника, тем более своего шефа, выражаемые эмоции - не реакции, а эмоциональные акции.

     Эмоциональные акции отличаются от эмоциональных  реакций - процессов, возникших в  организме как ответ на внешнее  воздействие.

     Вас обрадовали - вы обрадовались. Вас испугали - вы боитесь.

     Например, соотношение эмоциональных акций и реакций у развитой личности - 50/50, у массовой личности - 20/80. У творческих детей и развитых взрослых значительная часть эмоций - это эмоциональные акции. Эмоции у шаблонных взрослых - как правило, непроизвольная и не поддающаяся контролю эмоциональная реакция организма на происходящие вокруг события.  

     Эмоциональные реакции могут быть в разной степени  как врожденными, так и выученными. Как правило, эмоциональные реакции  протекают как автоматизмы и  ощущаются как естественные.

     Врожденные  эмоции: эмоции, имеющиеся у ребенка с рождения.

       Созревание и научение  

     Возможно, с функциональным созреванием врожденные эмоции вскоре будут ярче и сильнее, но это - результат созревания, а  не научения, не воспитания. Впрочем, границы  зыбкие. Ребенок (такое бывает) родился негативным, только спит или плачет, улыбку не разглядишь. Через месяц научился улыбаться? Его научили или в нем проснулась, созрела улыбка врожденная? Вопрос неясный.

       Список врожденных эмоций 

     Список  врожденных эмоций - спорный. Как правило, к имеющимся у большинства детей с рождения относят:

     -удовольствие, иногда радость (комплекс оживления), Ощущение приятно-неприятно – дважды врожденная эмоция.

     -недовольство, переходящее в протест (ребенок  недовольно плачет и выплевывает  противное).

     -отвращение. Похоже, изначально у детей есть  только реакция отвращения. Чувство  отвращения - не врожденное и формируется  позже, когда отвращение соединяется  в недовольством. Смотри Чувство  отвращения в онтогенезе 

     -агрессия,

     Следующие эмоции с рождения иногда присутствуют, иногда нет, но очень вскоре практически у всех (кажется) появляются у всех детей стандартным образом:

     -страх. 

     -интерес 

     -подчинение 

     -страдание 

     -удивление 

     -испуг  (с поправкой, что это рефлекторная  реакция, но не эмоция)

     -гнев, (похоже, это составная эмоция Недовольство плюс Агрессия)

     Не  все врожденные эмоции являются базовыми, и не все базовые эмоции являются врожденными.

     Похоже, что многие эмоциональные состояния, не являющиеся врожденными, возникают  на основе этих врожденных. Являются производными от них или составными из них. Гнев, возможно, является суммой Недовольства и Агрессии.

     Также возможно, что какие-то приобретенные  эмоции являются самостоятельно, «с чистого  листа» выученными и творчески рожденными эмоциями.

     Многие  родители убеждены, что застенчивость их ребенок придумал сам, а не с кого ни срисовал.

     Странно было бы предположить, что список врожденных эмоций был задан роду человеческому  с какого-то одного момента и с  тех пор не менялся. Скорее всего, это развивалось в процессе эволюции и в процессе развития человеческой культуры. И те эмоции, которые сейчас еще врожденными не являются, но постоянно воспроизводятся в культуре, скорее всего через некоторое время окажутся - уже врожденными. Дети начнутся рождаться с ними, как с обязательным набором для жизни.

     Эмоция  обиды ранее никогда в списке врожденных не фигурировала. В настоящее время многие опытные специалисты-психологи отмечают, что у их детей эмоция обиды появляется сразу, буквально с рождения.

     Похоже, что в разных родах, семья (фамилиях) генетически передается разный список врожденных эмоций. Возможно, что эмоция, врожденная в одной фамилии (роду), не врожденна в другой фамилии, в другом роду.

     В разных родах (фамилиях) может быть разное преобладание одних врожденных эмоций над другими. В роду Ярилы  Бодрого будут дети с явно выраженными  с рождения радостью и гневом, а страх слабый и редкий, а в роду Тихона Смирного в палитре эмоций преобладает страх, а радость и гнев появляются редко и слабо.

     Выученные эмоции - все те эмоции, которым ребенка (а позже взрослого) научили по имеющимся культурным образцам. Или эмоции, которым он научился сам, но тоже по образцам существующей вокруг него культуры. Например, скорбь - эмоция выученная.

     Выученные эмоции относятся к классу оперативных  эмоций.

     Выученные эмоции отличаются от врожденных, которым  ребенок не обучается, а получает вместе с другими врожденными реакциями и врожденными способностями.

     Врожденный  арсенал эмоций - хорошо, но мало. Взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым, дети осваивают те состояния, которые  наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять. Интересно, что в первую очередь это эмоции негативного плана - родители ведутся на них легче всего. Дети осваивают такие эмоции, как:

     Стеснительность. Дети стеснительными не рождаются, дети стеснительными становятся. Дети рождаются смелыми (послушайте, как они плачут!), но осваивают стеснительность, потому что это оказывается выгодно. Смотри статью

     Скука. Изначально детям присущ интерес  ко всему. Скука - выученная эмоция, имеющая ситуативные выгоды.

     Обида. Обида – не врожденная эмоция. Маленькие  дети умеют выражать недовольство, а такому сложному поведению, как  чувство обида, им нужно учиться. Впрочем, это оказывается одной  из самых любимых эмоций.

     Растерянность. Дети обычно собраны, но скоро понимают, что растерянность прекрасно снимает с них ответственность, и скоро уже умеют быть вовремя растерянными.

     Копуша. Все аналогично: зачем быть все  шустрым, кто можно стать Копушей, оказаться в центре внимания и  за тебя все сделают?

     Усталость. Все время быть бодрыми – глупо, а когда-то устать – интересно и полезно. Раньше ребенок, когда уставал физически, или засыпал, или сердился, а теперь он «усталый»: посмотрите-ка!

     Болезни. Дети учатся болеть, когда им это  выгодно.

     Тупость. Дети сообразительные, и самые сообразительные из них понимают, что иногда бывает полезно отключать мозги и быть не способным как либо соображать вообще. Дети учатся не думать и тупеть.

     Расстройство, отчаяние, ужас. Когда перестаешь думать, уже несложно воспроизвести и такие взрослые эмоции, как расстройство, отчаяние и ужас. Ну и кошмар, конечно! "Я в шоке…"

     Скорбь - очень взрослая эмоция, показатель высокого уровня культуры. Осваивается  далеко не всеми. 
 

       Оперативные и реактивные эмоциональные  реакции 

     Эмоциональные реакции, в свою очередь, имеют разную природу. Часть эмоциональных реакций - оперативные эмоции, приобретенные и используемые человеком в связи с реальной или условной выгодой. Оперативные эмоции - либо осознанные, либо привычные реакции человека на окружающий мир, которые когда-либо были освоены для решения тех или иных жизненных задач, в которых есть реальная или условная выгода. Другая часть - реактивные эмоции, возникающие автоматически, без всякой цели и без какой-либо выгоды.

     Например, соотношение оперативных и реактивных эмоций у развитой личности - 60/40, у массовой личности - 10/90.  

     В свою очередь, реактивные эмоции имеют  три основные разновидности: рефлекторные эмоции, заякоренные эмоции и привитые эмоции. И все эти разновидности  эмоции отличаются и своим происхождением, и способом запуска, и характером протекания. Естественно, и методы работы с ними также различны: привитым эмоциям можно переобучать, заякоренные эмоции можно перебить новым якорем, рефлекторные же эмоции так не корректируются...

       Живые и бытовые эмоции  

     Бытовые эмоции - поверхностные эмоции, разменная  монета общения, где от эмоции остается только словесный ярлычок. Чаще говорятся, чем проживаются. Даже толком не изображаются, скорее называются.

Информация о работе Эмоции человека