Эмоции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:55, контрольная работа

Краткое описание

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Эмоции имеют различные характеристики, виды, которые подробно рассмотрены в данной работе.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие эмоций 4
1.1 Общее об эмоциях 4
1.2 Характеристики эмоций 6
1.3 Виды эмоций 7
2. Эмоции и настроение человека 15
2.1 Эмоции человека: принцип айсберга 15
2.2 Восстановление контакта с самим собой 18
Вывод 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

       Управляемы ли эмоции? - А какие?  

     Внешне  неразличимые эмоции могут на самом  деле иметь совершенно разную природу, отчего одна эмоция может быть управляемой, а другая - нет. Так, эмоции делятся  на эмоциональные акции и реакции, а эмоциональные реакции - на оперативные  и реактивные эмоциональные реакции. Эмоциональные акции - как правило, вполне управляемы, эмоциональные реакции управляемы плохо, а некоторые их разновидности (заякоренные эмоции) - практически неуправляемы.

      

     Грамотное исследование по поводу эмоций всегда указывает, о какой разновидности эмоций идет речь. Грамотный исследователь эмоций не будет говорить об эмоциях вообще: он будет уточнять, о каких конкретно эмоциях он говорит в конкретном случае.

 

        2. Эмоции и настроение человека

                 2.1 Эмоции человека: принцип айсберга 

      Известно, что плавающий айсберг виден  только на одну десятую своей величины. Девять десятых остаются под водой. Сходная оценка была предложена и  по отношению к человеческим эмоциям. То, что мы видим, составляет лишь десятую  часть того, что есть на самом деле. Это предложение подразумевает не то, чтобы люди показывали во вне лишь одну десятую своих эмоций, как бы некую часть, предназначенную для других, а что они сами осознают лишь малую часть своих собственных эмоций. Мы скрываем основную массу своих эмоций даже от самих себя посредством подсознательного механизма, называемого репрессией.

      Разумеется, невыраженные, непроявляемые эмоции - вещь весьма обычная. Очень многие эмоции, которые мы признаем "про  себя", мы никогда не выражаем внешним  образом. Имеются две основные причины для непроявления таких признаваемых нами эмоций. Первая - мы сомневаемся в том, что другие нас поймут. Они лишь удивятся и, пожалуй, усомнятся в наших умственных способностях. Такого рода сомнения затронут самую чувствительную область в нас самих, центр нашего человеческого существования и поведения, - наш собственный образ, а следовательно, и наше само-принятие, само-уважение, само-празднование. Вторая возможная причина невыражения эмоций, быть может, еще более серьезная. Я боюсь, что мое эмоциональное попущение может быть использовано против меня либо случайно, бездумно, либо с жестоким умыслом. Вы можете это сделать не сразу, но даже если вы используете мои эмоции не в отчетливой форме, я всегда буду думать, что вы просто жалеете меня, боитесь меня или отдаляетесь от меня из-за того, что я когда-то доверил вам некоторые мои чувства.

      Невыраженные  эмоции нельзя назвать явлением положительным, однако репрессия эмоций, низведение их в область подсознательного, оказывается  еще более разрушительным, потому что, хотя мы и знаем, что нас что-то ранило, но когда мы при этом репрессируем наши чувства, то мы не знаем, почему мы это делаем. Мы прячем источник нашей боли в темнице подсознательного. Но, к несчастью, репрессированные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. Они изнутри оказывают свое влияние на личность и поведение человека. Например, человек, репрессировавший чувство вины, будет стремиться всегда, хотя и подсознательно, наказать себя. Он никогда не позволит себе испытать чувство безграничной радости или успеха. Репрессированные страхи и гнев могут проявляться физически в виде бессонницы, головных болей или язвы. Если такие страхи или гнев будут восприняты сознательно, и человек расскажет о них в деталях кому-либо другому, то вполне вероятно, что у организма уже не будет необходимости проявлять это в виде бессонницы, непрестанных головных болей или язвы.

      Имеются три основных мотива репрессий. Мы хороним  нежелательные эмоции, потому что:

     1) Мы так запрограммированы. Так  называемые "родительские наставления", преподанные нам в раннем возрасте, постоянно звучат в нашем сознании. Наши глубочайшие инстинкты подвергаются действию воспитания в течение первых пяти лет нашей жизни со стороны родителей или тех, кто был постоянно возле нас и оказывал на нас влияние. У ребенка из семьи, где не принято бурно выражать свои чувства, естественно, будет проявляться тенденция к подавлению таких эмоций, как нежность и стремление привлечь к себе внимание. Ребенок, который вырос в семье, где имели место постоянные конфликты между родителями, может быть, имел вполне подходящие условия для проявления гнева, но невольно учился подавлять такие чувства, как сострадание, раскаяние и т.п.

     2) Мы "морализуем" эмоции. В зависимости  от наших взглядов мы склонны  называть те или иные эмоции "хорошими" или "плохими". Например, чувствовать благодарность - это хорошо, а чувствовать гнев или ревность - это плохо. В чистом виде это звучит глупо, но по существу родители часто говорят своим детям: "Ты не имеешь права испытывать такое чувство" или "Ты не должен был чувствовать гнев, а должен был бы чувствовать сострадание". Есть одно вполне законное чувство, которое, однако, в нашем обществе почти повсеместно находится под запретом, - это чувство жалости к самому себе, чувство саможаления, вплоть до того, что само слово "саможаление" стало почти бранным словом.

     3) И, наконец, последнее, что заставляет  нас отказаться от вполне законных  чувств, это так называемый "конфликт  значимости". Например, если стремление  быть мужчиной стало существенной составной частью моей идентичности и моего собственного образа, той значимостью, на которую я поставил самую высокую ставку, то определенные эмоции будут наносить ущерб этому образу. Я буду тщательнейшим образом проверять свои эмоции, чтобы сохранить мужественность. В течение первых сорока лет моей жизни я не смел позволить себе бояться кого-либо или чего-либо. Во всяком случае, я твердо держал это в голове и именно так всегда говорил.

     Эти три причины могут быть сведены  к одному простому мотиву. Эмоции, возникающие внутри, если они окажутся несовместимыми с само-принятием, могут угрожать надежности, вызвать крен в башне моего само-образа. Я не могу себе это позволить. Но тогда у меня будут возникать психосоматические проявления, головные боли, аллергии, язвы, подверженность гриппозным вирусам и всевозможные спазмы. Похороненные эмоции подобны отверженным людям - они заставляют нас платить высокую цену за свое отвержение. Сам ад не располагает такими злобными фуриями, которые сравнились бы с отверженными эмоциями.

     Утраченные  или репрессированные эмоции в действительности не утрачиваются. Тем или иным образом  они продолжают нам напоминать, что  на самом деле мы еще не расстались с тем, что пытались отвергнуть. Помимо того, что этот встроенный в организм источник боли доставляет те или иные беспокойства в виде физических недугов, главная трагедия репрессии заключается в том, что весь процесс человеческого возрастания прекращается, во всяком случае, на время. Психологи называют это состояние "фиксацией", понимая под этим остановку внутреннего роста и развития.

 

        2.2 Восстановление контакта с  самим собой 

      Восстановление  наших утраченных эмоций является абсолютно  необходимым для нашего человеческого  возрастания. В той мере, в какой  мы их репрессировали, в той мере мы утратили контакт с самим собой. Мы теряем самих себя за нашими масками и защитными действиями. Идя на риск чрезмерного упрощения. Когда бы вы ни проявили готовность остановиться и спросить свои эмоции, как бы им хотелось проявиться, они обязательно скажут вам о том, каковы они на самом деле. Зигмунд Фрейд, открывший подсознательное, утверждает, что все репрессированные эмоции постоянно стремятся проникнуть обратно в область сознания. В результате, согласно Фрейду, все мы постоянно прибегаем к реакции профанирования" ("риэкшн формэйшн") или каким-либо иным способам дальнейшей репрессии. Например, мы прибегаем к поведению, которое имеет вид смелости и решительности, с целью компенсировать страх, который мы подавили. Поскольку мы подавили эмоции, старавшиеся проникнуть на поверхность, они могут быть удерживаемы в репрессированном состоянии только при помощи усилий такого рода, т.е. показной смелости.

      Итак, первое, что следует в таком  случае делать - это предпринять  разумный анализ своих эмоций. Действительно ли вам хочется узнать, что в вас захоронено? Если бы какой-нибудь врач предложил вам сыворотку на искренность, которая выявила бы все ваши ответы на поставленный вопрос, так ли уж вы рвались бы в качестве добровольца для такого опыта? Готовы ли вы пересмотреть те представления, которые у вас сложились о самом себе? Готовы ли вы допустить, что некоторые искренние мотивы ваших поступков на самом деле могут быть выявлены как фальшивые? Готовы ли вы очутиться перед фактом, что вы заняли позицию невинного наблюдателя, обвиняя других в тех вещах, которые не хотите признать в самих себе? Достаточно ли вы любите истину и в самом деле хотите узнать самих себя? Каждый человек для себя должен ответить на эти вопросы, но ответить честно.

      К счастью, природа добрее и милосерднее наркотиков. Подсознание раскрывает себя постепенно, в соответствии с нашими силами. В той мере, в какой мы любим, уважаем, понимаем себя и испытываем праздничное чувство от своей собственной реальности, мы становимся более податливыми к усвоению содержания своего подсознательного и более открытыми ко всему процессу принятия себя. В той мере, в какой мы осознаем себя обладающими многочисленными желательными качествами, мы становимся готовыми с доверием встретить то, что для нас, быть может, будет и нежелательным. Таким образом желание и даже страстное стремление знать правду о себе является отправной точкой. Только полное принятие полной истины может привести нас к полноте жизни.

 

     Вывод 

     Эмоции  и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

     Эмоции  выполняют функцию регулирования  активности субъекта, путём отражения  значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его  жизнедеятельности, тем самым способствуя  ориентации человека в различных ситуациях.

     Внешне  неразличимые эмоции могут на самом  деле иметь совершенно разную природу, отчего одна эмоция может быть управляемой, а другая – нет.

     Все эмоции могут быть  либо положительными либо отрицательными, стеническими или астеническими и различными по содержанию.

     Так же у человека можно обнаружить невыраженные эмоции, которые нельзя отнести к  положительным.

     Помимо  этого, человек обладает врожденными  эмоциями, которые из поколения в  поколение меняются, их список дополняется.

     Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с памятью, восприятием и мышлением. 
 

 

   Список использованной литературы 

1. Вейн А. М., Вознесенская Т. Г., Воробьева О.В. Вегетативные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение / Под редакцией А. М. Вейна. — Москва: Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.

Дружинин  В. Психология. – СПб.: Питер, 2001. – 656с.

2. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. — Москва: Педагогическое общество России, 1999. — 620 с.

3. Изард  К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.

4. Ильин  Е.П. Эмоции и чувства. –  СПб.: Питер. 2008. – 782с.

5. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983, стр. 114, 184, 272.

6. Леонтьева  В. О. "Классификация эмоций"

7. Маклаков  А. Общая психология. М., 2005. – 785с.

8. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 1981 – 383с., стр. 309, 310.

9. www.psychologos.ru

Информация о работе Эмоции человека