Связь эмоций с потребностями человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 08:57, реферат

Краткое описание

Отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь положительное и отрицательное значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека.

Файлы: 1 файл

Связь эмоций с потребностями человека..doc

— 107.50 Кб (Скачать)

 
.Связь эмоций с потребностями  человека. 
 
Эмоции, какими бы разными они не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» [4]. С.Л. Рубинштейн, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщённые мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, в основном связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определёнными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам . 
 
Отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь положительное и отрицательное значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менее однозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное - как положительное, так и отрицательное - эмоциональное значение. Одно и то же событие может быть и с положительным и с отрицательным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность 
 
5 вопрос 
 
Много интересных наблюдений красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает [7]. Вот, что в своё время писал Спиноза: «Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого…»  
 
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или ещё более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому…» 
 
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был этот эффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом…» 
 
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти, и наоборот, может быть уничтожена любовью…» 
 
«Ненависть, совершенно побеждённая любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем, если бы ненависть ей вовсе не предшествовала…» 
 
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, - это любовь. О смысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком, как с духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью. 
 
Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего ни кем не может быть замещён, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был. 
 
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством. 
 
Мир человеческих взаимоотношений не только уникален в сравнении с миром отношений всех других живых существ, но и достаточно сложен. Люди вступают друг с другом во множество различных видов взаимоотношений. Основные из них следующие: личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субординационные. Рассмотрим каждый из названных видов взаимоотношений. 
 
Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определенными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Кроме определенной эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей носят субъективный характер, выражают собой Сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми. К одному и тому же человеку разные люди могут относиться по-разному: с уважением и неуважением, с симпатией и антипатией, с доверием и недоверием. Наконец, личное отношение к человеку практически не зависит ни от его возраста, ни от положения в обществе, ни от профессии, ни от других социально-демографических характеристик данного человека. 
 
Совершенно другое содержание вкладывается в понятие «деловые взаимоотношения». Эти взаимоотношения основаны не на чувствах, а на ответственности людей за выполняемую ими работу, на обязательствах, которые люди берут на себя в совместной деятельности, или на обязанностях, которые возлагаются на них. Деловые отношения, как и личные взаимоотношения, могут быть хорошими и плохими, однако качество деловых взаимоотношений людей определяется не теми эмоциями, которые они испытывают в отношении друг друга, а организованностью их совместной деятельности. Деловые взаимоотношения считаются хорошими, если люди, вступившие в эти взаимоотношения, хорошо справляются с работой. При этом вполне может быть и так, что в ходе работы между ними сложатся как личные симпатии, так и личные антипатии. Если личные взаимоотношения людей определяются их психологическими особенностями и тем, как эти люди воспринимают и понимают друг друга, то деловые взаимоотношения зависят от должностей, от ролей, выполняемых людьми в совместной деятельности. 
 
Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях и выражаются в эмоциях, проявляемых одним человеком в отношении другого человека. Это надо понимать так. То или иное отношение данного человека к другому человеку определяется тем, какие чувства, положительные или отрицательные, один человек переживает в отношении другого человека. То или иное отношение одного человека к другому проявляется в возникновении при общении этих людей определенных чувств, соответственно, также положительных или отрицательных. 
 
Рациональные взаимоотношения людей — это такие, которые, во-первых, основаны на разумных расчетах и выводах, во-вторых, строятся, исходя из ожидаемой или реальной пользы, которую один человек может принести или на самом деле приносит другому человеку. Рациональные взаимоотношения не совпадают с эмоциональными и могут быть даже противоположными им. Так, например, человек может испытывать по отношению к другому человеку приятные чувства, но вместе с тем понимать, что никакой пользы или выгоды для себя от общения с ним он не получит. И наоборот: человек может испытывать неприязнь к другому человеку, но, тем не менее, вступать с ним в рациональные, то есть основанные на расчете, отношения, исходя из возможной выгоды, которую он может получить от общения с данным человеком. Рациональными также называют отношения между людьми, которые начинаются и побуждаются не эмоциями, а трезвыми расчетами, тщательным взвешиванием сложившихся обстоятельств и принятием разумного решения, как наиболее выгодно, целесообразно действовать при данных обстоятельствах. 
 
Официальные — это взаимоотношения между людьми, которые установлены и поддерживаются официально, в соответствии с какими-либо правовыми нормативными актами. К таким актам могут относиться существующие законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т.п. В официальные отношения люди чаще всего вступают по должности, и это объединяет официальные отношения с деловыми взаимоотношениями. 
 
Однако между официальными и деловыми взаимоотношениями есть различия. Не все официальные отношения являются деловыми, равно как не все деловые отношения выступают как официальные. Так, например, врач по должности обязан относиться к больному со вниманием и уважением, и это его отношение будет официальным, но не деловым. Другой пример: люди могут вступать друг с другом в деловые взаимоотношения, противоречащие закону. Такие их отношения будут деловыми, но официальными их назвать нельзя. 
 
Неофициальными называются такие взаимоотношения между людьми, которые не носят официального характера в указанном выше смысле слова, то есть не регулируются никакими правовыми актами. Неофициальными иногда называют взаимоотношения между людьми, которые складываются между ними помимо должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны находиться друг с другом. 
 
Координационные — это такие взаимоотношения между людьми, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, которые лишь согласуют, координируют свои действия друг с другом, но не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу. 
 
Субординационные — это взаимоотношения между людьми, имеющими различный статус, занимающими разные дожности или различное положение в обществе. Это неравноправные взаимоотношения, при которых одни люди подчиняются другим людям, оказываются зависимыми от них. Такими, то есть субординационными, являются, например, взаимоотношения между руководителями и подчиненными. 
 
Тема 1 
 
Эволюционная теория Ч. Дарвина 
 
В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и 
 
животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи 
 
биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В 
 
ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к 
 
биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между 
 
поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин 
 
показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в 
 
экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных 
 
детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила 
 
название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе 
 
эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, 
 
способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. 
 
Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в 
 
частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть 
 
не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И 
 
действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком 
 
случае высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько 
 
очевидна, что не поддается никакому оспариванию. 
 
Рудиментная теория эмоций 
 
После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, 
 
по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в 
 
положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. 
 
Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты ( Т. Рибо и его 
 
школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали 
 
развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из 
 
аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась 
 
Рудиментная теория эмоций. 
 
С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш 
 
страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве 
 
и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, 
 
рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у 
 
наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как 
 
заторможенное бегство, а гнев ( как заторможенная драка. Иначе говоря, все 
 
выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно. 
 
Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет 
 
вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего ( человек 
 
безэмоциональный. 
 
Теории Джемса ( Ланге 
 
Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь 
 
казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный 
 
психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно 
 
доказали абсурд этой мысли. 
 
Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник 
 
живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем 
 
самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. 
 
Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных 
 
эмоций ( любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие 
 
телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно 
 
органические изменения по теории Джемса ( Ланге являются первопричинами 
 
эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они 
 
порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала 
 
под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения 
 
в организме и только затем ( как их следствие ( возникает сама эмоция. 
 
Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная 
 
теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала 
 
видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным 
 
реакциям, а с другой ( она не имела недостатков тех теорий, которые никак 
 
не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного 
 
существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения 
 
ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, 
 
наиболее близко стоящими к ядру личности. 
 
Вначале теория Джемса ( Ланге встретила упреки в "материалистичности", 
 
в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его 
 
сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти 
 
упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие 
 
эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к 
 
таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, 
 
неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как 
 
религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое 
 
переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и 
 
высших эмоций. 
 
Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических 
 
теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была 
 
шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое 
 
непосредственно от него развилось 
 
Альтернатива к теории Джемса и Ланге 
 
Экспериментальные атаки на теорию Джемса ( Ланге велись в двух 
 
направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны 
 
психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по 
 
отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла 
 
книга У. Кеннона. 
 
Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, 
 
наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи 
 
друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне 
 
удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных 
 
переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых 
 
Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, 
 
представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень 
 
медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и 
 
развиваются довольно быстро. 
 
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса ( Ланге оказался 
 
следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических 
 
сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. 
 
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на 
 
самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с 
 
ними, возникают почти одновременно. 
 
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур 
 
головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже 
 
не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В 
 
экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что 
 
электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять 
 
эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх. 
 
Активационная теория Линдсея ( Хебба 
 
Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции 
 
Джемса ( Ланге и Кеннона ( Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием 
 
электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла 
 
активационная теория Линдсея ( Хебба. Согласно этой теории эмоциональные 
 
состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола 
 
головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления 
 
равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. 
 
Активационная теория базируется на следующих основных положениях: 
 
Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, 
 
является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с 
 
деятельностью ретикулярной формации. 
 
Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры 
 
эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд 
 
других. 
 
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и 
 
органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на 
 
психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют 
 
деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости 
 
от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось 
 
экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между 
 
уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической 
 
деятельности. 
 
Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности 
 
человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для 
 
достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком 
 
слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека 
 
(а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, 
 
обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень 
 
эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от 
 
особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, 
 
от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. 
 
Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной 
 
мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и 
 
делает практически неуправляемой. 
 
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую 
 
роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно- 
 
психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В 
 
связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека 
 
динамическими особенностями когнитивных процессов. 
 
теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 
 
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса 
 
Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание 
 
возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а 
 
когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные 
 
результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, 
 
что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и 
 
усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными 
 
результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или 
 
диссонанс. 
 
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается 
 
человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него 
 
избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: 
 
или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они 
 
соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить 
 
новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. 
 
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко 
 
используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в 
 
различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве 
 
основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе 
 
когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо 
 
большая роль, чем органическим изменениям. 
 
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических 
 
исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали 
 
рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. 
 
Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер 
 
эмоционального переживания. 
 
когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер 
 
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и 
 
их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. 
 
Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что 
 
эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной 
 
оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое 
 
возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание 
 
ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, 
 
испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при 
 
физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в 
 
которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать 
 
испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или 
 
отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то 
 
же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или 
 
как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. 
 
Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и 
 
мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила 
 
название когнитивно-физиологической. 
 
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных 
 
положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" 
 
физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В 
 
одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать 
 
у них состояние эйфории, в другом ( состояние гнева. После принятия 
 
соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по 
 
инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. 
 
Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, 
 
соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. 
 
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных 
 
переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их 
 
переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные 
 
состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в 
 
отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его 
 
личного отношения к тому, кому он сопереживает. 
 
Тема 3 
 
Любовь - как нравственно-этическое чувство 
 
В широком смысле любовь - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины  
 
Любовь - чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом. 
 
Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться от близости с объектом любви. Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Но любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна. 
 
Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т.е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой - в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка - Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; 
 
Любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность. 
 
Индивидуальная половая любовь - межличностное единство с другим человеком. Однако, можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая зависит от развития личности. 
 
О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: “Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви...иначе я замерзну и превращусь в камень.” Так говорил великий художник о любви к женщине. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть. “Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,” - говорит Э. Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. 
 
Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. 
 
Осознание любви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.  
 
Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. 
 
Таким образом, актуальность исследования любви как нравственного чувства обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии личности. 
 
Знакомство с литературой вызвало у меня интерес к исследованию личностных особенностей человека. Эта тема была разработана такими известными психологами как: Колберг Л., Эльконин Д. Б., Фельдштейном Д.И., Леонтьевым А.Н., Рубинштейном С. Л.., и многими другими.  
 
Предметом исследования является любовь как нравственное чувство. 
 
Объектом исследования является любовь. 
 
Цель моего исследования изучение любви как нравственного чувства с точки зрения различных направлений психологии и как защитный механизм, идеал. А также как психологической концепции у нарцистической личности.  
 
Цель исследования определила постановку задач, которые решались в ходе исследования:  
 
Изучение любви как нравственного чувства с точки зрения теории нравственного развития личности по Колбергу 
 
Невозможность любить как стремление к идеальной любви 
 
Эмоции и чувства. Способы любить и быть любимым 
 
Заключение 
 
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что внимание на изучение любви как нравственного чувства в психологии сориентировано достаточно давно, но данные знания в жизненных ситуациях применяются очень редко или не в полной мере. 
 
При написании работы использовалась специальная литература по психологии личности и общей психологии, включая учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных психологов на тему влияние любви как нравственного чувства на жизнь человека. 
 
В первой части работы рассмотрена любовь как нравственное чувство с точки зрения теории нравственного развития личности по Колбергу. 
 
В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека).  
 
При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития. 
 
В результате исследования теории Колберга о нравственном развитии личности можно сделать следующие выводы о том, что чем выше ступень нравственного развития, тем бесконфликтнее система отношений, в которую способны вступать люди. 
 
При это на развитие уровня морального сознания влияют два основных фактора: уровень 
 
развития интеллекта и способность понимать позиции другого человека. И, 
 
конечно, немаловажным фактором является воспитание и окружение человека, 
 
то есть наличие или отсутствие проблем, связанных с любовью окружающих.  
 
Вторая часть работы посвящена проблеме: невозможность любить как стремление к идеальной любви. 
 
Здесь рассматривается любовь с точки зрения психологической концепции у нарцистической личности. 
 
Когда человеческая жизнь оказывается лишенной встречи и отношений подлинной любви, то обычно это происходит потому, что человек из эгоизма или из робости держит двери своего сердца запертыми и забаррикадированными. Он либо не может, либо не желает пойти на риск откровенности, на риск открыть перед другими наиболее чувствительные участки своей души. Без готовности пойти на такой риск, без стремления к нему человеческая жизнь будет непрерывным страданием, похожим на страдания умирающего голодной смертью, а весь мир будет казаться холодной тюрьмой. Чтобы ответить на призыв любви, необходимы смелость и решительность, потому что самораскрытие таит опасность быть серьезно раненным. Но без открытости любовь оказывается невозможной, а без любви человеческая жизнь будет лишена чего-то очень важного.  
 
Заключительная часть посвящена любви с точки зрения эмоций и чувств изучаемых в психологии, здесь же рассматриваются основные способы любви, с точки зрения «любить и быть любимым». 
 
Когда человек идет на риск любви, то он, как правило, получает ответную любовь. Те, кто хотят любить, в конце концов, найдут любовь. И тогда будет найдено это зеркало, отражающее мой образ как любимого человека, и это будет началом истинного самопризнания и самопразднования. Вот почему Виктор Франкл говорит, что источником истинного самоуважения является оценка, "даваемая нам теми, кого мы полюбили".  
 
Кто-то хорошо сказал, что вторая по трудности вещь в мире – это жить и возрастать вместе с другим человеком. В то время, как первая по трудности вещь в мире – жизнь в одиночестве. Любовь есть длительный процесс, длинная плавная дуга, которая может быть правильно проведена лишь медленным движением, это совсем не похоже на резкий зигзаг из острых углов, который можно мгновенно провести одним росчерком пера раз и навсегда. Мужчина или женщина должны быть готовы к длительному путешествию, в котором приходится преодолеть много миль, прежде чем обретешь радость любви. На этом пути нам придется преодолевать и глухие темные леса и подвергаться многочисленным опасностям. Они должны быть на редкость осторожными в любви. Любовь требует осторожности и особой внимательности ко всему, что может ее отравить. Любовь требует много мужества, настойчивости и самодисциплины.  
 
Но путешествие в страну любви – это путешествие к полноте жизни, так как только в опыте и переживаниях любви человек может познать самого себя, может полюбить себя таким, каков он есть, каким он станет в будущем. Только в опыте любви человек находит ту полноту жизни, которая прославляет величие Божие. Только в любви может человек найти источник непрекращающегося вечного праздника. 
 
Тема 5 
 
ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 
 
Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий.  
 
Часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное. Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами.  
 
Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические. Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности. Кроме того, эмоции делят на положительные и отрицательные - по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия.  
 
Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.  
 
Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте.  
 
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. 
 
Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется эмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроение большинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Люди весьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому и наоборот. 
 
Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи, выпадение или поседение волос. 
 
Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями - чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других. 
 
Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе. 
 
Итак, эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия, лежать в основе энергетики самого индивида. 
 
2. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 
 
Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица. 
 
Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесячного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться. 
 
С возрастом у ребенка развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности. 
 
В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций. 
 
Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы. 
 
С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное - неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; вначале их два - «возбуждение - успокоение» и «удовольствие - неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т. п. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию с ситуацией ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией. 
 
Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи. 
 
Таким образом, в развитии эмоций намечаются следующие ступени: 
 
1. элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;  
 
2. разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;  
 
3. обобщенные мировоззренческие чувства.  
 
Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. 
 
Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. 
 
Итак, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями проявления эмоций и чувств.


Информация о работе Связь эмоций с потребностями человека