Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:48, реферат
Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в жизни человека.
Введение……………………………………………………………..2
1.Понятие эмоции………………………………………………….3
2. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение….3
3.Аффект………………………………………………………………..6
4.Настроение………………………………………………………….6
5.Страсть…………………………………………………………………7
6.Эмоциональный стресс……………………………………..7
7.Отличие эмоций от ощущений и чувств……………...9
8.Список литературы……………………………………………..11
План:
Введение………………………………………………………
1.Понятие эмоции………………………………………………….3
2. Основные эмоциональные
состояния и их внешнее
3.Аффект…………………………………………………………
4.Настроение………………………………………………
5.Страсть………………………………………………………
6.Эмоциональный стресс……………………
7.Отличие эмоций от ощущений и чувств……………...9
8.Список литературы……………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции и чувства
выражают наше отношение к
тому, что мы познаем, к нашим
поступкам. Знания об эмоциях
необходимы каждому для того,
чтобы лучше понять других
и самих себя. Не понимая себя,
невозможно понять другого
Эмоции образуют
основную побудительную силу
и своим влиянием способны
изменить образ жизни,
Роль эмоциональных
побуждений трудно переоценить.
Знание закона
земного тяготения Ньютона,
Сознание человека,
по мнению известного
Сознание- это мышление
вместе с кем-то. Осознать- значит приобрести
потенциальную возможность
Стремление к
поддержанию у себя и у
1.Понятие эмоции.
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс
импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении
потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности
для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически
обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. "Именно
благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к
окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и
другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать
на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно
или вредно для него
данное конкретное воздействие
2. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение.
Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или
удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные
жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают
организм на соответствующее поведение.
Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня
благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный
эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические
или физические воздействия
придают соответствующее
жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей
жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная
поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной
системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют
внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает
преодоление опасности
путем активизации
торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для
борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови,
повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов
внутренних органов.
По
механизму происхождения
Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков -
оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и
всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие
угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за
счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции
неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство "в свои руки",
осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоциональные проявления
связаны с деятельностью
что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому,
что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение
пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно
ориентированное.
Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с
объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к
которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к тому, что
соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности
могут быть удовлетворены.
Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и
являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов.
"Познавательные
процессы формируют
эмоциональные процессы
ориентируют избирательность
3.Аффект
Аффект, как и любой
другой эмоциональный процесс, представляет
собой психофизиологический процесс
внутренней регуляции деятельности,
и отражает бессознательную субъективную
оценку текущей ситуации. Его уникальными
характеристиками являются кратковременность
и высокая интенсивность, в сочетании
с выраженными проявлениями в
поведении и работе внутренних органов.
У животных возникновение аффектов
связано с факторами, непосредственно
затрагивающими поддержание физического
существования, связанными с биологическими
потребностями и инстинктами. Содержание
и характер аффектов человека претерпевает
значительное изменение под влиянием
общества, и они могут возникать
также в складывающихся социальных
отношениях, например, в результате
социальных оценок и санкций. Аффект
всегда возникает в ответ на уже
сложившуюся ситуацию,[1] мобилизуя
организм и организуя поведение
так, чтобы обеспечить быструю реакцию
на неё.
4.Настроение
Настроение - относительно слабое, но долгое пора, существующее эмоциональное переживание, определяющее психологическое состояние человека в течение довольно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим настроем или отражает его настрой в в данный момент времени. Оно представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не вечно человек может определить, какое у него в в данный момент настроение.
5.Страсть
Страсть- сильные, стойкие, длительные чувства человека, очевидно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти играют ту же роль, что и акцентируемые черты характера. В страсти ослепительно выражен волевой ингредиент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых мотивов. Характерно сочетание элементов активности и пассивности. Для Христианской концепции любая страсть - фатальная, темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая страсть низшей телесной природы человека над высшими духовными проявлениями. В противоположность Христианской концепции, для Рене Декарта разум и страсть перестают быть взаимоисключающими категориями. Его идеал - страстный человек. Страсть и любовь у Декарта не могут быть слишком большой, в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительные - побуждающие человека к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям.
Отрицательные
(низменные) - те, в результате которых
человек наносит вред себе
и окружающим.
6.Эмоциональный стресс
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое
перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на
которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
Стресс - тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень
трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.
Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен.
Пассажиры мечутся по палубе корабля... Автомобиль попал в аварию... - таковы
типичные картины стрессовой ситуации.
Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения
(учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) -организм
подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку
человек реагирует комплексом защитных реакций.
Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни
индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным
пребыванием в жизненно опасной обстановке.
Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа
человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости,
профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,
может быть порождено
систематическими жизненными неудачами.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил
стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия,
вызывающие физическую или психическую травму.
В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2)
сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия
центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются
нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется
возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном
воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,
зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели
организма).
7.Отличие эмоций от ощущений и чувств
В жизни часто
смешивают такие понятия, как
эмоции и чувства, однако явления
эти разные и отражают разный смысл.
Эмоции не всегда осознаются, иногда достаточно
четко человек не может сформулировать
какие эмоции он испытывает, например,
люди говорят «во мне все закипает»,
что это означает? Какие эмоции?
Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?.
Не всегда человек может определить
сиюминутную эмоцию, зато чувство
человек осознает практически всегда:
дружба, любовь, зависть, враждебность,
счастье, гордость.
Информация о работе Роль эмоции в регуляции психической деятельности человека