Роль эмоции в регуляции психической деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:48, реферат

Краткое описание

Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в жизни человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..2
1.Понятие эмоции………………………………………………….3
2. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение….3
3.Аффект………………………………………………………………..6
4.Настроение………………………………………………………….6
5.Страсть…………………………………………………………………7
6.Эмоциональный стресс……………………………………..7
7.Отличие эмоций от ощущений и чувств……………...9
8.Список литературы……………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 25.58 Кб (Скачать)

План:

 Введение……………………………………………………………..2

1.Понятие  эмоции………………………………………………….3

2. Основные эмоциональные  состояния и их внешнее выражение….3

3.Аффект………………………………………………………………..6

4.Настроение………………………………………………………….6

5.Страсть…………………………………………………………………7

6.Эмоциональный стресс……………………………………..7

7.Отличие эмоций  от ощущений и чувств……………...9

8.Список литературы……………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 Эмоции и чувства  выражают наше отношение к  тому, что мы познаем, к нашим  поступкам. Знания об эмоциях  необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других  и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.

 Эмоции образуют  основную побудительную силу  и своим влиянием способны  изменить образ жизни, действий  и общения. Неспособность или  нежелание понять эмоциональное  состояние другого человека приводит  к психологической несовместимости  и нередко становится причиной  тех или иных конфликтов.

 Роль эмоциональных  побуждений трудно переоценить.  Духовный мир человека не определяется  рамками его профессии или  образования. Его эмоциональные  запросы и отношения могут  быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными,  ограниченными.

 Знание закона  земного тяготения Ньютона, периодической  системы элементов Менделеева  и других закономерностей расширяет  сферу общих знаний, но они  не охватывают чувственную природу  человека.

 Сознание человека, по мнению известного академика  В.И. Вернадского, есть особая  сила природы среди всех других. Социально-детерминированное сознание  человека есть знание, которое  может стать достоянием других  членов общества.

Сознание- это мышление вместе с кем-то. Осознать- значит приобрести потенциальную возможность передать свое сознание другому, более того- сочувствовать ему, сотрудничать с  ним.

 Стремление к  поддержанию у себя и у окружающих  положительного эмоционального  настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного «эмоционального  климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы  является рассмотрение роли эмоций  и чувств в жизни человека. 

1.Понятие  эмоции.

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический  процесс

импульсивной  регуляции поведения, основанный на чувственном  отражении

потребностной значимости внешних  воздействий, их бла­гоприятности или вредности

для жизнедеятельности  индивида.

Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически

обобщенные способы  поведения организмов в типичных си­туациях. "Именно

благодаря эмоциям  организм оказывается чрезвычайно  выгодно приспособлен к

окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя  форму, тип, механизм и

другие параметры  воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать

на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно

или вредно для него данное конкретное воздействие 

2. Основные эмоциональные  состояния и их  внешнее выражение.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны -объекты или

удовлетворяют, или  не удовлетворяют соответствующие  потребности. Отдельные

жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая  эмоции, настраивают

организм на соответствующее  поведение.

Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня

благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный

эмоциональный тон  ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические

или физические воздействия  придают соответствующее своеобразие

жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей

жизни, в критических  обстоятельствах эмоции выступают  как основная

поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной

системой, эмоции экстренно  включают энергетические механизмы  поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют

внешнее поведение  индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает

преодоление опасности  путем активизации ориентировочного реф­лекса,

торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для

борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения  состава крови,

повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов

внутренних органов.

     По  механизму происхождения эмоции  связаны с инстинктами. 

Так, в состоянии  гнева у человека появляются реакции  его отдаленных предков -

оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и

всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие

угрожающих поз.

Некоторое сглаживание  эмоций у социализированного человека происходит за

счет возрастания  роли волевой регуляции. В критических  же ситуациях эмоции

неизменно вступают в свои права и нередко берут  руководство "в свои руки",

осуществляя диктатуру  над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали,

что психическое  отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому,

что так или иначе  ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение

пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно

ориентированное.

Каждый психический  образ дает информацию о возможности  взаимодействия с

объектом отражения. Из множества вариантов поведения  че­ловек избирает тот, к

которому у него "лежит душа". Все живое изначально расположено к тому, что

соответствует его  потребностям, и к тому, посредством  чего эти потребности

могут быть удовлетворены.

     Человек  действует только тогда, когда  действия имеют смысл. Эмоции  и

являются врожденно  сформированными, спонтанными сигнализато­рами этих смыслов.

"Познавательные  процессы формируют психический  образ, 

эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения" 

3.Аффект

Аффект, как и любой  другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс  внутренней регуляции деятельности, и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными  характеристиками являются кратковременность  и высокая интенсивность, в сочетании  с выраженными проявлениями в  поведении и работе внутренних органов. У животных возникновение аффектов связано с факторами, непосредственно  затрагивающими поддержание физического  существования, связанными с биологическими потребностями и инстинктами. Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать  также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже  сложившуюся ситуацию,[1] мобилизуя  организм и организуя поведение  так, чтобы обеспечить быструю реакцию  на неё. 

4.Настроение

Настроение - относительно слабое, но долгое пора, существующее эмоциональное  переживание, определяющее психологическое  состояние человека в течение  довольно длительного времени, обычно несколько часов или дней. Настроение человека определяется его общим  настроем или отражает его настрой  в в данный момент времени. Оно  представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным переживаниям. Далеко не вечно человек может определить, какое у него в в данный момент настроение.

5.Страсть

Страсть- сильные, стойкие, длительные чувства человека, очевидно преобладающие над его остальными чувствами, настолько сильными, что не человек управляет ими, а они управляют человеком. Страсти играют ту же роль, что и акцентируемые черты характера. В страсти ослепительно выражен волевой ингредиент стремления, она представляет собой единство эмоциональных и волевых мотивов. Характерно сочетание элементов активности и пассивности. Для Христианской концепции любая страсть - фатальная, темная сила, ослепляющая человека. В ней сказывается роковая страсть низшей телесной природы человека над высшими духовными проявлениями. В противоположность Христианской концепции, для Рене Декарта разум и страсть перестают быть взаимоисключающими категориями. Его идеал - страстный человек. Страсть и любовь у Декарта не могут быть слишком большой, в великом человеке все велико. Как и всякие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительные - побуждающие человека к достижению высоких целей, приносящим пользу ему и людям.

 Отрицательные  (низменные) - те, в результате которых  человек наносит вред себе  и окружающим. 

6.Эмоциональный  стресс

Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое

перенапряжение, вызванное  сверхсильным воздействием, адекватная реакция на

которое ранее не сформирована, но должна быть найдена  в сложившейся ситуации.

Стресс - тотальная  мобилизация сил организма на поиск выхода из очень

трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже  начинает давать крен.

Пассажиры мечутся  по палубе корабля... Автомобиль попал  в аварию... - таковы

типичные картины  стрессовой ситуации.

Сверхсильные раздражители - стрессоры вызывают вегетативные изменения

(учащение пульса, повышение содержание сахара  в крови и т. д.) -организм

подготавливается  к интенсивным действиям. В ответ  на сверхтрудную обстановку

человек реагирует  комплексом защитных реакций.

Стрессовые состояния  неизбежно возникают во всех случаях  угрозы для жизни

индивида. Застойные  стрессовые состояния могут быть вызваны длительным

пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром  часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа

человека, когда он боится опозорить себя проявлением  трусо­сти,

профессиональной  некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому,

может быть порождено  систематическими жизненными неудачами. 

Понятие стресса  введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил 

стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма  на воздействия,

вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового  состояния Селье выделил три  этапа: 1) тревога; 2)

сопротивление; 3) истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия

центральной нервной  системы) и фазы противотока, когда  восстанавливаются

нарушенные психические  функции.

     Стадия  сопротивления (резистентности) характеризуется

возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном

воздействии силы организма  иссякают и наступает стадия истощения,

зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели

организма). 

7.Отличие  эмоций от ощущений  и чувств

В жизни часто  смешивают такие понятия, как  эмоции и чувства, однако явления  эти разные и отражают разный смысл. Эмоции не всегда осознаются, иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство  человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.  

Информация о работе Роль эмоции в регуляции психической деятельности человека