Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:32, реферат

Краткое описание

По методике изучение социально-психологического климата в трудо-вом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5
1.1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5
1.2. Общая характеристика межличностных отношений 9
1.3. Особенности межличностных отношений 11
1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29
Заключение 36
Литература 38
Приложения 41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 716.00 Кб (Скачать)

1) полностью положительное;

2) положительное;

3) полностью отрицательное;

4) отрицательное;

5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит 2 вопроса.

Обследование по данной методике может  проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5-10 мин.

 

2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении

 

Мы исследовали особенности межличностных отношений в медицинском учреждении. В исследовании приняло участие 15 человек. Группа состояла из медицинских сестер Брянской городской больницы № 1 ожогового отделения.

Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».

В исследовании были использованы 3 методики:

1. Метод социометрических измерений (социометрия)

Результаты исследования см. в Приложении 3. В таблице № 1 представлены общие суммы выборов.

 

Таблица № 1

Результаты социометрического  исследования медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1

Сумма

выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

5

7

5

5

4

4

4

4

4

5

4

4

5

5

4

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

всего

5

7

5

5

4

4

4

4

4

5

4

4

5

5

4

взаимные выборы

+

4

6

5

4

3

3

4

3

3

4

3

4

3

4

3

-

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0




 

Из таблицы №1 видно, что в  данной группе нет отверженных группой членов, т.к. всех членов кто-либо выбирал.


Лидером группы оказался № 2, у него самое большое количество выборов (7).

«Звезды» - 1,3, 4, 10, 13 и 14 номера (по 5 выборов).

«Предпочитаемые» - 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 и 15 номера (по 4 и 3 выбора).

По данным результатам можно  построить социограмму (см. рис. 1).Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма, соответствует максимальному количеству выборов, которое получил лидер – 7. Остальные участники группы расположены на социограмме в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов.















 

 

 

 

рис.1 Социаграмма межличностных отношений медсестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1

Стрелочками в социограмме показаны выборы, двойными стрелочками взаимовыборы.

Найдем индекс групповой сплоченности ( ):

 
=
=105

В результате расчетов получился достаточно хороший коэффициент сплоченности.

Уровень благополучия взаимоотношений в группе: все члены группы входят в 1 и 2 статусные группы (имеют от 3 и более выборов), поэтому уровень благополучия взаимоотношений – благоприятный.

Индекс изолированности: группа – благополучная, так как в ней нет изолированных членов группы.

В целом по методике можно сделать следующий вывод: отношения в группе благополучные, характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.

 

    1. Методика А.Ф. Фидлера 

Результаты исследования см. в Приложении 5.

Общие баллы, набранные всеми испытуемыми по данной методике см. в таблице 2.

Из таблицы № 2 видно, что в  коллективе преобладает дружелюбная  атмосфера. Члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной.

 

 

Таблица № 2

Результаты исследования медицинских  сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1 по методике  А.Ф. Фидлера

Особенности

Баллы группы

Средние оценки по группе

(шкала от 1 до 8)

Дружелюбие - враждебность

17

1,13

Согласие-несогласие

41

2,73

Удовлетворенность-неудовлетворенность

53

3,53

Продуктивность-непродуктивность

22

1,47

Теплота-холодность

68

4,53

Сотрудничество-несогласованность

19

1,27

Взаимная поддержка-неброжелательность

33

2,2

Увлеченность-равнодушие

26

1,73

Занимательность-скука

41

2,73

Успешность-безуспешность

19

1,27

Общая сумма

339

22,59


 

Небольшое отклонение по шкалам согласие-несогласие, взаимная поддержка–недоброжелательность, занимательность-скука, удовлетворенность-неудовлетворенность в сторону отрицательных качеств, говорит о том, что в коллективе наблюдается небольшое несогласие,  не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. Самое большое отклонение в сторону отрицательных качеств по шкале теплота-холодность. Это говорит о том, что не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу.

Общая сумма баллов по всем особенностям равна 22,59, при максимальной наиболее отрицательной – 80. Это означает, что в целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.

 

3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)

Результаты  исследования см. в приложении 5.

Таблица № 3

Результаты исследования медицинских  сестер Брянской городской больницы № 1 по методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)

Сводные данные

    

 

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

положительные ответы

11

15

6

отрицательные ответы

4

0

3


 

Теперь подсчитаем средние значения для каждого из компонентов:

 

1. Эмоциональный компонент:

Э =

= 0,47

2. Когнитивный компонент:

Э =

= 1

3. Поведенческий компонент:

Э =

= 0,6

 

 

 

 

   

 

 

            1     3       

2


       -1                  -0,33      0      +0,33       0,47  0,6    +1

1- эмоциональный комп.     2 – когнитивный комп.     3 – поведенческий комп.

Рис. 2 Результаты исследования медицинских сестер Брянской городской больницы № 1 по методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)

 

Из рисунка 2 видно, что эмоциональный компонент (цифра 1) попадает в отрезок от + 0,33 до +1. Таким образом, эмоциональный компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный.

Когнитивный компонент (цифра 2) равен +1. Это говорит о том, что когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.

Поведенческий компонент (цифра 3) попал в отрезок между +0,33 и +1. Поведенческий компонент оценивается как в целом благоприятный. 

Выводы к главе 2

 

1. Группа расценивается как благополучная, так как в данной группе медицинских сестер нет изолированных членов, а преобладают «звезды» и «предпочитаемые». Отношения в группе характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.

2. В коллективе преобладает дружелюбная атмосфера. Члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной. Но в коллективе наблюдается небольшое несогласие,  не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. В целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.

3.Эмоциональный и поведенческий компонент  межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.

4. Таким образом, поставленная нами гипотеза – «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью» подтвердилась. 

Заключение

 

В отечественной  психологии оценка межличностных отношений  является важным фактором их формирования, развития и коррекции. Существует тесная взаимосвязь между характером межличностных отношений в группе и формированием социально-психологических свойств личности. Существуют личностные качества, особенно значимые для группы, функционирующей в конкретных условиях деятельности. Отечественные психологи выделяют следующие параметры субъективных отношений: модальность, интенсивность, широта субъективных отношений, степень устойчивости субъективных отношений личности. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Исследования ученых подтверждают наличие определенной связи и взаимозависимости межличностных отношений и эффективности деятельности социальных групп. Чем более коллективный характер имеет деятельность групп, тем теснее связаны межличностные отношения и качество групповой деятельности.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений медицинских сестер.

Гипотеза  исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».

В ходе исследования мы получили следующие данные:

 По методике «Социометрия»: в данной группе медицинских сестер нет изолированных членов группы, а преобладают «звезды» и «предпочитаемые», поэтому группа расценивается как благополучная. Отношения в группе характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.

По методике А.Ф. Фидлера: в коллективе преобладает дружелюбная атмосфера; члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной; но в коллективе наблюдается небольшое несогласие,  не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. В целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.

По методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент  межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.

Таким образом, поставленная нами гипотеза – «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью» подтвердилась.

 

Литература

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. – 536с.
  2. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала: учеб. пособие для студентов вузов. /А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303с.
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. – 234с.
  4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. – 1994. - №1.
  5. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения //Вопросы психологии. – 1989. - №6.
  6. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. – Рязань, 1994. – 387с.
  7. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
  8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во Моск. ун-ва, 1987. – 425с.
  9. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень: ТОГИРРО, 1998. – 376с.
  10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 2000. – 624с.
  11. Ковалев В.В. Использование модульного социотеста в изучении межличностных отношений учащихся в школе //Инновации в образовании. 2001. №4.
  12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1996. – 189с.
  13. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984. – 345с.
  14. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.,1999. – 267с.
  15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207с.  
  16. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982. – 349с.
  17. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.
  18. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. Учебное пособие для экономистов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 336с.
  19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. – 379с.
  20. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 658с.
  21. Мясищев В.Н. Психология отношений //Избр. психол. труды. – М.; Воронеж, 1998. – 314с.
  22. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. – 168с.
  23. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь, 1990. – 275с.
  24. Панасюк А.Ю. Управленческая коммуникация. – М., 1994. – 436с.
  25. Пономарев В.И. и др. Эффективность труда руководителя. М., 1998. – 154с.
  26. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
  27. Рогов Е.И. Психология группы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 430с.  
  28. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990. – 385с.
  29. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 2000. – 390с.
  30. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., 1996. – 214с.

Информация о работе Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении