Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:32, реферат
По методике изучение социально-психологического климата в трудо-вом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5
1.1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5
1.2. Общая характеристика межличностных отношений 9
1.3. Особенности межличностных отношений 11
1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29
Заключение 36
Литература 38
Приложения 41
1) полностью положительное;
2) положительное;
3) полностью отрицательное;
4) отрицательное;
5) противоречивое, неопределенное.
В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.
На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит 2 вопроса.
Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования – 5-10 мин.
Мы исследовали особенности межличностных отношений в медицинском учреждении. В исследовании приняло участие 15 человек. Группа состояла из медицинских сестер Брянской городской больницы № 1 ожогового отделения.
Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».
В исследовании были использованы 3 методики:
1. Метод социометрических измерений (социометрия)
Результаты исследования см. в Приложении 3. В таблице № 1 представлены общие суммы выборов.
Таблица № 1
Результаты социометрического исследования медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1
Сумма выборов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 | ||
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | ||
всего |
5 |
7 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 | |
взаимные выборы |
+ |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из таблицы №1 видно, что в данной группе нет отверженных группой членов, т.к. всех членов кто-либо выбирал.
Лидером группы оказался № 2, у него самое большое количество выборов (7).
«Звезды» - 1,3, 4, 10, 13 и 14 номера (по 5 выборов).
«Предпочитаемые» - 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 и 15 номера (по 4 и 3 выбора).
По данным результатам можно построить социограмму (см. рис. 1).Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма, соответствует максимальному количеству выборов, которое получил лидер – 7. Остальные участники группы расположены на социограмме в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов.
рис.1 Социаграмма межличностных отношений медсестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1
Стрелочками в социограмме показаны выборы, двойными стрелочками взаимовыборы.
Найдем индекс групповой сплоченности ( ):
В результате расчетов получился достаточно хороший коэффициент сплоченности.
Уровень благополучия взаимоотношений в группе: все члены группы входят в 1 и 2 статусные группы (имеют от 3 и более выборов), поэтому уровень благополучия взаимоотношений – благоприятный.
Индекс изолированности: группа – благополучная, так как в ней нет изолированных членов группы.
В целом по методике можно сделать следующий вывод: отношения в группе благополучные, характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.
Результаты исследования см. в Приложении 5.
Общие баллы, набранные всеми испытуемыми по данной методике см. в таблице 2.
Из таблицы № 2 видно, что в коллективе преобладает дружелюбная атмосфера. Члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной.
Таблица № 2
Результаты исследования медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1 по методике А.Ф. Фидлера
Особенности |
Баллы группы |
Средние оценки по группе (шкала от 1 до 8) |
Дружелюбие - враждебность |
17 |
1,13 |
Согласие-несогласие |
41 |
2,73 |
Удовлетворенность- |
53 |
3,53 |
Продуктивность- |
22 |
1,47 |
Теплота-холодность |
68 |
4,53 |
Сотрудничество- |
19 |
1,27 |
Взаимная поддержка- |
33 |
2,2 |
Увлеченность-равнодушие |
26 |
1,73 |
Занимательность-скука |
41 |
2,73 |
Успешность-безуспешность |
19 |
1,27 |
Общая сумма |
339 |
22,59 |
Небольшое отклонение по шкалам согласие-несогласие,
взаимная поддержка–
Общая сумма баллов по всем особенностям равна 22,59, при максимальной наиболее отрицательной – 80. Это означает, что в целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.
3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)
Результаты исследования см. в приложении 5.
Таблица № 3
Результаты исследования медицинских сестер Брянской городской больницы № 1 по методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)
Сводные данные
|
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
положительные ответы |
11 |
15 |
6 |
отрицательные ответы |
4 |
0 |
3 |
Теперь подсчитаем средние значения для каждого из компонентов:
1. Эмоциональный компонент:
Э =
2. Когнитивный компонент:
Э =
3. Поведенческий компонент:
Э =
|
|
1 3 |
2 |
-1 -0,33 0 +0,33 0,47 0,6 +1
1- эмоциональный комп. 2 – когнитивный комп. 3 – поведенческий комп.
Рис. 2 Результаты исследования медицинских сестер Брянской городской больницы № 1 по методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто)
Из рисунка 2 видно, что эмоциональный компонент (цифра 1) попадает в отрезок от + 0,33 до +1. Таким образом, эмоциональный компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный.
Когнитивный компонент (цифра 2) равен +1. Это говорит о том, что когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Поведенческий компонент (цифра 3)
попал в отрезок между +0,33 и +1. Поведенческий
компонент оценивается как в целом благоприятный.
Выводы к главе 2
1. Группа расценивается как благополучная, так как в данной группе медицинских сестер нет изолированных членов, а преобладают «звезды» и «предпочитаемые». Отношения в группе характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.
2. В коллективе преобладает дружелюбная атмосфера. Члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной. Но в коллективе наблюдается небольшое несогласие, не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. В целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.
3.Эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
4. Таким образом, поставленная
нами гипотеза – «Межличностные отношения
медицинских сестер отличаются доброжелательностью
и сплоченностью» подтвердилась.
В отечественной психологии оценка межличностных отношений является важным фактором их формирования, развития и коррекции. Существует тесная взаимосвязь между характером межличностных отношений в группе и формированием социально-психологических свойств личности. Существуют личностные качества, особенно значимые для группы, функционирующей в конкретных условиях деятельности. Отечественные психологи выделяют следующие параметры субъективных отношений: модальность, интенсивность, широта субъективных отношений, степень устойчивости субъективных отношений личности. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Исследования ученых подтверждают наличие определенной связи и взаимозависимости межличностных отношений и эффективности деятельности социальных групп. Чем более коллективный характер имеет деятельность групп, тем теснее связаны межличностные отношения и качество групповой деятельности.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений медицинских сестер.
Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».
В ходе исследования мы получили следующие данные:
По методике «Социометрия»: в данной группе медицинских сестер нет изолированных членов группы, а преобладают «звезды» и «предпочитаемые», поэтому группа расценивается как благополучная. Отношения в группе характеризуются привязанностью и дружбой, члены группы сплоченные.
По методике А.Ф. Фидлера: в коллективе преобладает дружелюбная атмосфера; члены коллектива сотрудничают друг с другом и считают свою работу продуктивной, успешной и интересной; но в коллективе наблюдается небольшое несогласие, не всегда члены коллектива могут получить взаимную поддержку, не все члены коллектива могут с теплотой относиться друг к другу, есть небольшая неудовлетворенность взаимоотношениями. В целом отношения в коллективе можно рассматривать как положительные.
По методике изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Таким образом, поставленная нами гипотеза – «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью» подтвердилась.
Информация о работе Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении