Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:32, реферат
По методике изучение социально-психологического климата в трудо-вом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5
1.1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5
1.2. Общая характеристика межличностных отношений 9
1.3. Особенности межличностных отношений 11
1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29
Заключение 36
Литература 38
Приложения 41
Внешний облик человека интерпретируется как комплекс многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне культуры и т.п. Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.
Если первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола»). Если же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция («эффект отрицательного ореола»).
Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин неидентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины – в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Там, где женщины видят возмущение, мужчины усматривают решительность. Чем многомерное личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам, видение мира им более дифференцированно. Ограниченные индивиды примитивизируют социальные объекты [6; 294].
Во взаимодействии людей проявляются не только оценочная система личностей, но и тип их интеллекта. Так, эмпирический тип жестко привязан к частностям, деталям, он с большим трудом усваивает системную организацию явлений, их разноплановость и динамичность. Мотивы поведения других людей он склонен примитивизировать. Абстрактный тип склонен к отвлечению от частностей.
Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.
Разностатусное положение
Соответствующие схемы использования внешних сигналов существуют во всех межролевых отношениях. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание – чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Многие из них предпочитают реагировать на изменения в социальной среде привычным образом, доверяясь своим установкам. В опытах А.А. Бодалева одна и та же фотография человека вызывала диаметрально противоположные предположения о его нравственно-психологических качествах в зависимости от предварительной ориентации испытуемых в отношении социального статуса человека3.
Социальная перцепция
На основе взаимооценок у людей
формируются соответствующие со
Среди причин, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние, то есть непосредственно не связанные с процессом межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими), и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.
К внешним причинам аттракции относят: 1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации; 2) эмоциональное состояние партнеров по общению; 3) пространственная близость.
К внутренним факторам, или собственно межличностным детерминантам аттракции относят: 1) физическую привлекательность партнера по общению; 2) демонстрируемый стиль общения; 3) фактор сходства между партнерами по общению; 4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка или отказ в поддержке).
Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.
По данным многочисленных исследований, нормальные межличностные отношения в коллективе способствуют высокой производительности труда, предупреждают возникновение конфликтных ситуаций, оказывают непосредственное влияние на качество совместной деятельности. Это связано с тем, что сбалансированные межличностные отношения поддерживают положительный эмоциональный настрой в коллективе [2; 51].
Подсчитано, что рост производительности труда находится в прямой зависимости от хорошего настроения рабочего и достигает 5-10% от среднего уровня [24; 97]. И наоборот, плохое настроение на такую же величину от среднего уровня снижает производительность труда. Таким образом, в зависимости от настроения работника она может колебаться в пределах от 10 до 20%. Следовательно, настроение работника можно рассматривать как важный производственный фактор. Взаимное уважение и взаимопомощь, внимание к личности члена коллектива присущи нормальному морально-психологическому климату и являются нормой взаимоотношений [29; 121].
Л.К. Рахматулина (1975) подчеркивает, что оптимальные психологические взаимоотношения в коллективе способствуют достижению наибольшей успешности в работе, получению членами коллектива максимального удовлетворения от своей деятельности.
Межличностные отношения являются одним из основных факторов, обуславливающих социально-психологический климат. Социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива, на выработку, принятие и осуществление совместных решений, на достижение эффективности совместной деятельности [17; 160].
Социально-психологический
На микроклимат межличностного общения в конкретной группе оказывают влияние также массовые социально-психологические явления. Они представляют собой одновременное проявление каких-то сторон психической деятельности, определенной общностью людей.
Социально-психологические
Наиболее ярко социально-психологические явления представлены в коллективном переживании, которое выражается в тождестве эмоционального настроя работников. Это может быть повышенное эмоциональное состояние, праздничное настроение, чувство бодрости, задора, делового энтузиазма. В дружном коллективе люди радуются успехам своих товарищей, проявляют чувство солидарности и участия. Если кого-то постигает горе, оно отзывается в сердцах его друзей, и это выражается в сопереживании. Коллективные переживания создают атмосферу, в которой оформляются и существуют межличностные отношения, создаются условия для проявления того или иного уровня работоспособности коллектива.
Особое значение имеет такое состояние массового сознания, как общественное мнение. Общественное мнение – это единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Выступая в качестве средства духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц или какой-то группы, общественное мнение выполняет роль регулятора отношений между людьми, регулятора поведения людей. В нем содержатся оценочные суждения, одобрение одних поступков и действий и порицание других. Формирование общественного мнения неизбежно в тех случаях, когда по вопросам, требующим практического решения, есть необходимость выработать единство действий. Это может проявиться в решении важных производственных дел [22; 143].
В практике межличностных
отношений проявляются
Симпатии и положительные
Конфликтные ситуации могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на результат совместной деятельности.
В целом, позитивное влияние конфликтов на качество деятельности коллектива заключается в следующем:
- конфликт выступает как средство активизации социальной жизни коллектива. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития;
- конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности коллектива. С его помощью руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения;
- конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка;
- поскольку основой
- известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл);
- в научных коллективах
Одновременно следует выделить различные аспекты негативного воздействия конфликта на качество жизнедеятельности группы:
- конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе и организации;
- частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности;
- во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива (Д.Л. Моисеев, 1997). По завершении конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций (А.Я. Анцупов, 1992; А.И. Шипилов, 1993). Это происходит в тех случаях, когда конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы [2; 53].
Информация о работе Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении