Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:32, реферат

Краткое описание

По методике изучение социально-психологического климата в трудо-вом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5
1.1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5
1.2. Общая характеристика межличностных отношений 9
1.3. Особенности межличностных отношений 11
1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29
Заключение 36
Литература 38
Приложения 41

Файлы: 1 файл

1.doc

— 716.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить, что межличностные конфликты в организациях положительно влияют на эффективность совместной деятельности почти в три раза чаще, чем отрицательно.  

Таким образом, важно отметить, чем  более коллективный характер имеет  деятельность групп, тем теснее связаны межличностные отношения и качество групповой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к главе 1:

 

  1. В отечественной психологии оценка межличностных отношений является важным фактором их формирования, развития и коррекции. Существует тесная взаимосвязь между характером межличностных отношений в группе и формированием социально-психологических свойств личности. Существуют личностные качества, особенно значимые для группы, функционирующей в конкретных условиях деятельности. Отечественные психологи выделяют следующие параметры субъективных отношений: модальность, интенсивность, широта субъективных отношений, степень устойчивости субъективных отношений личности. В качестве основных функций оценки межличностных отношений рассматриваются прогностическая и регулятивная функции.
  2. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
  3. Исследования ученых подтверждают наличие определенной связи и взаимозависимости межличностных отношений и эффективности деятельности социальных групп. Чем более коллективный характер имеет деятельность групп, тем теснее связаны межличностные отношения и качество групповой деятельности. 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных   отношений в медицинском учреждении

2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении

 

Эмпирическое исследование проводилось  для определения особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении. В исследовании принимало участие 15 медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений медицинских сестер.

Объект исследования: медицинские сестры ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.

Основные задачи исследования:

  1. Изучить литературу по вопросам межличностных отношений.
  2. Исследовать особенности межличностных отношений медицинских сестер.
  3. Провести анализ экспериментальных данных исследования межличностных отношений медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.

Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».

В экспериментальном исследовании использовались три методики:

  1. Метод социометрических измерений (социометрия);
  2. Методика А.Ф. Фидлера;
  3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто).
  4. Метод социометрических измерений (социометрия)

Источник методики: Большая энциклопедия психологических  тестов. – М.: Эксмо, 2007.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии – известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено неслучайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и  самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Процедура проведения

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. В социометрической карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы.

Социометрическая карточка представлена в приложении 1.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются: табличный и графический и индексологический.

Социоматрица - результаты выборов разносятся по матрице  с помощью условных обозначений. Анализ социоматрицы дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма –  схематическое изображение реакции  испытуемых друг на друга при ответах  на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости.

Социометрические  индексы. Индекс групповой сплоченности:

где, - показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

K - общее число взаимных выборов;

- максимально возможное число  взаимных выборов в данной  группе.

Показатель K  устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется в свою очередь, по формуле:

 

где, n – число членов в изученной группе.

2. Методика А.Ф. Фидлера

Источник методики: Рогов. Е.И. Психология группы – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

Методика используется для оценки психологической атмосферы в группе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.

Инструкция. В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «+», тем более выражен этот признак в вашей группе. Текст методике представлен в «Приложении 2».

Обработка и анализ данных.

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «+», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который  и характеризует психологическую  атмосферу в группе.

3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто).

Источник методики: Рогов Е.И. Психология группы. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

Психологический климат в трудовом коллективе это система отношений членов коллектива к коллективу как к целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание-нежелание работать в данном коллективе», «желание-нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание-незнание особенностей члена коллектива».

Инструкция. Просим вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе.

Тестовый материал данной методики см. в Приложении 3.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. Внимательно  прочитать варианты ответа.

2. Выбрать один  из них.

3. Поставить  знак «+» в пустой клетке  против выбранного вами ответа.

Обработка  результатов

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется 3 вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из 3 возможных форм: +1; ­1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой  категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все 3 вопроса, относящихся к данному компоненту, или 2 ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак);

- отрицательная оценка (сюда относятся  сочетания, содержащие 3 отрицательных ответа или 2 ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

- неопределенная, противоречивая  оценка (эта категория включает  следующие случаи: на все 3 вопроса дан неопределенный ответ; ответы на 2 вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; 1 ответ неопределенный, а 2 других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.

В каждой клетке такой таблицы должен стоять 1 из 3 знаков: «+»; «­»;0.

На следующем этапе обработки  для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

где, – количество положительных ответов, содержащихся в столбце;

   – количество отрицательных ответов;

          n – число членов коллектива, принявших участие в исследовании.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от ­1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от ­1 до +1) делится на 3 равные части: от ­1 до ­0,33; от ­0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, а в третий – положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Информация о работе Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении