Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:32, реферат
По методике изучение социально-психологического климата в трудо-вом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5
1.1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5
1.2. Общая характеристика межличностных отношений 9
1.3. Особенности межличностных отношений 11
1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29
Заключение 36
Литература 38
Приложения 41
Необходимо отметить, что межличностные конфликты в организациях положительно влияют на эффективность совместной деятельности почти в три раза чаще, чем отрицательно.
Таким образом, важно отметить, чем более коллективный характер имеет деятельность групп, тем теснее связаны межличностные отношения и качество групповой деятельности.
Выводы к главе 1:
Эмпирическое исследование проводилось для определения особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении. В исследовании принимало участие 15 медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений медицинских сестер.
Объект исследования: медицинские сестры ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.
Основные задачи исследования:
Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».
В экспериментальном исследовании использовались три методики:
Источник методики: Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии – известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено неслучайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.
Процедура проведения
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. В социометрической карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы.
Социометрическая карточка представлена в приложении 1.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются: табличный и графический и индексологический.
Социоматрица - результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Анализ социоматрицы дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма –
схематическое изображение
Социометрические индексы. Индекс групповой сплоченности:
где, - показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;
K - общее число взаимных выборов;
- максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
Показатель K устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется в свою очередь, по формуле:
где, n – число членов в изученной группе.
2. Методика А.Ф. Фидлера
Источник методики: Рогов. Е.И. Психология группы – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Методика используется для оценки психологической атмосферы в группе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.
Инструкция. В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «+», тем более выражен этот признак в вашей группе. Текст методике представлен в «Приложении 2».
Обработка и анализ данных.
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «+», тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей
создается средний профиль, который
и характеризует
3. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто).
Источник методики: Рогов Е.И. Психология группы. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Психологический климат в трудовом коллективе это система отношений членов коллектива к коллективу как к целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание-нежелание работать в данном коллективе», «желание-нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание-незнание особенностей члена коллектива».
Инструкция. Просим
вас принять участие в
Тестовый материал данной методики см. в Приложении 3.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
1. Внимательно прочитать варианты ответа.
2. Выбрать один из них.
3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа.
Обработка результатов
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется 3 вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из 3 возможных форм: +1; 1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все 3 вопроса, относящихся к данному компоненту, или 2 ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак);
- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие 3 отрицательных ответа или 2 ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все 3 вопроса дан неопределенный ответ; ответы на 2 вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; 1 ответ неопределенный, а 2 других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида.
В каждой клетке такой таблицы должен стоять 1 из 3 знаков: «+»; «»;0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:
где, – количество положительных ответов, содержащихся в столбце;
– количество отрицательных ответов;
n – число членов коллектива, принявших участие в исследовании.
Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от 1 до +1) делится на 3 равные части: от 1 до 0,33; от 0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, а в третий – положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
Информация о работе Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении