Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:32, реферат
По методике изучение социально-психологического климата в трудо-вом коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто): эмоциональный и поведенческий компонент межличностных отношений оценивается как в целом благоприятный, а когнитивный компонент межличностных отношений благоприятный.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5
1.1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5
1.2. Общая характеристика межличностных отношений 9
1.3. Особенности межличностных отношений 11
1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21
2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29
Заключение 36
Литература 38
Приложения 41
Тема: «Изучение межличностных
отношений в медицинском
Содержание
Введение
Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравится меньше, и те, кто нам вообще не нравится. То есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. При этом мы достаточно быстро определяем, кто нам нравится, а кто нет. Любой коллектив, включенный в какую-либо деятельность, испытывает на себе влияние сил единения и разобщения, являющихся отражением межличностных отношений.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Особое место при оценке личности
в системе межличностных отноше
Целью работы является изучение межличностных отношений медицинских сестер.
Задачи работы:
3. Провести анализ эмпирических данных исследования межличностных отношений медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений медицинских сестер.
Объект исследования – медицинские сестры ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.
Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».
В отечественной психологической литературе процесс формирования, развития и коррекции взаимоотношений часто связывают с оценкой этого процесса.
В.Н. Мясищев, пишет, что «…формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими и другими критериями поступков и переживаний человека» [20; 236].
Л.Я. Гозман отмечает, что «при исследовании эмоциональных отношений необходимо постоянно помнить об их двойственном содержании – они выступают одновременно и как объективный процесс взаимодействия, и как субъективная оценка людьми друг друга. Если первая сторона эмоциональных отношений изучается в русле проблематики общения, то вторая требует более широкого контекста изучения. Считается, что, для того чтобы оценочный аспект эмоциональных отношений стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими психологическими и социально-психологическими явлениями. Кроме того, необходимо вскрыть родовидовые отношения, связывающие его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.»1.
Межличностные отношения формируются на основе взаимных оценок. Однако внешний вид, стиль общения, поведения и деятельность человека оцениваются сослуживцами не сами по себе, а с тем, чтобы получить представление о нравственных, деловых, коммуникативных и других качествах. Именно на основе качеств сослуживца у окружающих формируется то или иное отношение к нему.
Среди всего спектра качеств, которыми обладает сослуживец, определяющее значение в формировании отношения к нему имеют его нравственные и деловые качества. Причем, как показывают исследования, в тех коллективах, где совместная деятельность носит индивидуально-групповой характер, взаимоотношения в преобладающей степени завися от нравственных качеств.
Важнейшей особенностью взаимоотношений является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль. Содержание и степень выраженности эмоций и чувств, которые люди могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяют эмоции и чувства, способствующие взаимодействию и препятствующие ему. К первой группе относят чувства симпатии, уважения, положительные эмоции, ко второй – чувство неприязни, антипатии, отрицательные эмоции. Включаясь в межличностные отношения, индивид прогнозирует характер возможных симпатий и антипатий. Последнее связано с его возможностями правильно оценивать себя, других людей, их отношение к себе [2; 19].
Г.М. Андреева отмечает, что личность оценивается другими членами группы через индивидуальную долю в общем объеме деятельности, меру участия каждой личности в общем усилии. Такая оценка предполагает некоторые нормативы, с помощью которых она осуществляется. Г.М. Андреева показывает, «что существует такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они в определенном смысле как бы «предписываются» членам группы»2.
И.С. Кон выделяет четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание:
1) интериоризация, т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы;
2) социальное сравнение, прежде
всего с другими членами
3) самоатрибуция, т.е.
4) смысловая интерпретация жизненного переживания.
Особенности
этих процессов обусловлены
Особое место при оценке личности в системе межличностных отношений занимают параметры субъективных отношений. Именно оценка параметров позволяет психологу осуществлять качественный анализ данных, полученных в результате исследований.
Б.Ф. Ломов выделяет следующие параметры субъективных отношений [18; 332]:
1. Модальность. Любое отношение может быть положительным, отрицательным, нейтральным или амбивалентным. Некоторую особенность представляет собой определение того или иного отношения как нейтрального: нейтральность равнозначна безразличию, т.е. отсутствию какого бы то ни было субъективного отношения.
2. Интенсивность.
Интенсивность не является
3. Широта
(узость или богатство)
4. Степень
устойчивости субъективных
Кроме того, отечественные психологи (В.Н. Мясищев, Г.М. Андреева и др.) выделяют функции оценки взаимоотношений. В качестве основных рассматриваются прогностическая и регулятивная функции. Прогностическая функция оценки взаимоотношений означает, что при совместной деятельности людей необходим прогноз возможных действий друг друга на основе тех межличностных отношений, которые сформировались между ними ранее. Суть регулятивной функции заключается в том, что прогноз субъектом отношения к нему сослуживцев влияет на характер его будущей деятельности и поведения [2; 20].
Таким образом, по мнению
отечественных психологов, заметную
роль в формировании
По мнению В.Н. Мясищева, отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира (Мясищев, 1995).
Термин «межличностные» указыва
Для межличностных отношений
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие [16; 195]:
У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.
Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.
Социальная перцепция –
Существуют устойчивые установки людей в отношении друг к другу – аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости – отрицательные установки.
Воспринимаемый социальный объект также не пассивен – он стремится создать определенное впечатление, формирует свой определенный образ – имидж, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении поведения и внешнего облика партнера по общению [11; 139].
Информация о работе Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении