дата
|
события |
VIII в.
|
Ябир Ибн
Хаяйм обнаружил, что ляпис (азотнокислое
серебро) темнеет под действием
света и теряет целебные свойства.
|
XVI в.
|
Г. Фабрициус
заметил, что «роговое серебро» (хлористое
серебро) темнеет на свету. |
XVII в.
|
Р. Бойль обнаружил
светочувствительность солей золота.
|
1694 г.
|
В. Гомберг обнаружил
образование почернения поверхности
кости, обработанной раствором серебра
в азотной кислоте, т. е. открыл светочувствительность
азотнокислого серебра. |
1725 г.
|
А. Бестужев-Рюмин
открыл светочувствительность солей железа.
|
1727 г.
|
И. Шульце наблюдал
светочувствительность хлористого
серебра и впервые показал
эффект светописи. |
1737 - 1802
гг. |
Хелло, Шееле, Веджвуд
- первооткрыватели светочувствительности
бумаги, пропитанной азотнокислым серебром.
|
1777 г.
|
К.В. Шееле показал
действие спектральных лучей на хлористое
серебро и обнаружил его растворимость
в аммиачном растворе. Он же обнаружил
светочувствительность хлористого
серебра к сине-фиолетовой части
видимого спектра. |
1780 г.
|
Доберейнер
открыл светочувствительность щавелевокислого
железа. |
1782 г.
|
Сенебье наблюдал
при облучении хлористого серебра
спектральными фиолетовыми лучами
синее окрашивание. |
1801 г.
|
И. В. Риттер открыл
ультрафиолетовые лучи по их действию
- почернению хлористого серебра. |
1802 г.
|
Т. Веджвуд получил
копированием негативное изображение
на коже или бумаге, пропитанной
раствором азотнокислого серебра;
этот способ не могли применять на
практике, поскольку не было известно
закрепление - фиксирование изображения.
|
1802 г.
|
Х. Дэви применил
способ Веджвуда для получения в
солнечном микроскопе снимков с
мелких объектов, но также без фиксирования.
|
1810 г.
|
Зеебек действовал
спектрально разложенным светом
на мокрый слой хлористого серебра
и наблюдал появление цветов, близких
к спектральным, но закрепить эти цвета
оказалось невозможным. |
1812 г.
|
В.Волластон
опубликовал важное сообщение о
применении в камере-обскуре положительного
мениска - вогнуто-выпуклой линзы.
|
1813 г.
|
Дж.Н. Ньепс начал
опыты по получению светописных отпечатков
на литографском камне и пластинках олова,
покрытых лаками своего изобретения, -
он назвал этот способ гелиографией.
|
1816 г.
|
Ньепс улучшил
камеру-обскуру, применяя камеры ящичного
типа с простой сферической линзой;
для увеличения резкости он изобрел
ирисовую диафрагму. |
1816 г.
|
Дж.Н. Ньепс получил
изображение в приспособленной
им камере на бумаге с хлористым
серебром, но без фиксирования.
|
1819 г.
|
Гершель открыл
растворяющий хлористое серебро
серноватистокислый натрий. |
1822 г.
|
Дж.Н. Ньепс разработал
окончательный способ получения
изображений гравюр и рисунков, применив
асфальтовое покрытие, последующее
травление и оттиски с образованного
рельефного клише. |
1823 г.
|
Дж.Н.Ньепс разработал
фотографический метод получения
изображения на светочувствительном асфальте
за счет фотополимеризации. |
1824 г.
|
Начало работ
Дагерра по закреплению люминесцентного
изображения в камере-обскуре.
|
1828 г.
|
Дж.Н. Ньепс изобрёл
аналогичный способ получения снимков
на посеребрённых пластинках и применил
для усиления теней пары йода. |
1829 г.
|
Заключение
нотариального договора между Ньепсом
и Дагерром об образовании "Коммерческого
предприятия Ньепс-Дагерр для совместной
работы над усовершенствованием
способа, изобретенного Ньепсом
и усовершенствованного Дагерром".
|
1831 г.
|
Дагерр предложил
Ньепсу возобновить опыты с йодистым
серебром для получения изображения
на посеребренной плсатинке. Это
предложение Ньепсом было отвергнуто.
|
1835 г.
|
Талбот сделал
первый светописный снимок. |
1835 г.
|
Дагерр открыл
проявляющее действие скрытого (слабого)
изображения на посеребрённой пластинке.
Это, в сущности, было началом дагерротипии.
|
1837 г.
|
Дагерр заключил
с сыном Ньепса Исидором особый договор
о праве присвоения усовершенствованному
способу одного его имени, т.е. дагерротипия,
но с указанием в публикации также имени
Нисефора Ньепса. |
1839 г.
|
Талбот описал
способ фиксирования снимков на хлористой
бумаге крепким раствором поваренной
соли или йодистого калия. |
1839 г.
|
Академик Ф.Араго
7 января сделал в Академии наук в Париже
сообщение об изобретении Дагерра, а 30
июля Французская палата депутатов одобрила
закон о переходе изобретения в собственность
государства и о назначении пожизненной
пенсии Дагерру и Исидору Ньепсу. |
1840 г.
|
Дж.Ф. Годдар повысил
светочувствительность дагерротипных
пластинок, применив обработку парами
йода вместе с бромом. |
1840 г.
|
Гершель наблюдал
цветообразование на хлоросеребрянной
бумаге, предварительно вычерненной
на солнце: под действием солнечного
спектра возникали основные цвета
- красный, зелёный, синий; аналогичные
опыты проводил Пуатвен. |
1840 г.
|
Выпущена фотокамера
конструкции Сегье с кожаным
приспособлением для наводки
на фокус (масса камеры - 14 кг) |
1841 г.
|
Годен выпустил
камеру с линзой малого фокусного
расстояния. |
1841 г.
|
Талбот применил
растворы азотнокислого серебра
с прибавлением галловой кислоты
для проявления скрытого или слабого
изображения на йодосеребрянной
бумаге; впоследствии аналогичный способ
применяли для мокроколлодионных
пластинок. |
1842 г.
|
Фокс Тальбот
разработал процесс проявления скрытого
фотографического изображения проявляющим
раствором, содержащим галловую кислоту.
Он же предложил негативно-позитивный
процесс и способ оптической печати
с помощью «волшебного фонаря»
(фотоувеличителя). |
1843 г.
|
Талбот получил
английский патент на применение своего
способа для увеличения изображений.
|
1843 г.
|
Левандовский
предложил впервые измеритель освещения
для дагерротипного процесса. |
1844 г.
|
Талбот издал
книгу "Pencil of Nature", впервые иллюстрированую
снимками, полученными по его способу.
|
1844 г.
|
Мозер создал первый
стереоскопический фотоаппарат
для дагерротипии. |
1847 г.
|
Левицкий С.Л.
впервые сконструировал камеру с
мехами для удобства наводки на фокус.
|
1847 - 1849
гг. |
Беккерель получал
цветное изображение спектра на серебряной
полированной пластинке, подвергнутой
хлорированию, причём изображение было
стойким при слабом освещении и длительно
сохронялось в темноте. Это был прототип
интерференционного метода. |
1848 г.
|
Клод сконструировал
более совершенный прибор - фотографометр
- для дагерротипного процесса. |
1849 г.
|
Л. Бланкар-Эврар
усовершенствовал гелиографию, применив
коагуляцию альбуминового слоя парами
уксусной кислоты. |
1850 г.
|
Бланкар - Эврар
описал способ изготовления хлоросеребряной
альбуминовой фотобумаги, которая впоследствии
была широко освоена промышленностью;
этот тип фотобумаги находил преимущественное
применение до 1890 г. |
1850 г.
|
Ф. Жилло разработал
цинко-графический способ перевода
штриховых рисунков с литографского
камня на цинк для получения выпуклого
клише. |
1850 г.
|
Ле Грей первый
указал на возможность применения коллодия
в фотографии. |
1851 г.
|
Реньо и Либиг
применили независимо друг от друга
пирогалловую кислоту для проявления
бумажных негативов. |
1851 г.
|
Ромьё создал рецепт
приготовления хлоробромосеребряной
бумаги для позитивной печати. |
1853 г.
|
Во французскую
Академию наук представлено описание
способа получения позитивного
изображения под названием "паннотипия".
|
1853 г.
|
Лемерсье и
другие впервые разработали полутоновую
фотолитографию на основе асфальтового
принципа. |
1855 г.
|
Ньепс де Сен-Виктор
начал изготовление полутоновых
гелиогравюр путём травления
асфальтового слоя на стальной пластинке.
|
1855 г.
|
Пуатвен установил
принцип пигментной печати; однако
проявленные горячей водой изображения
теряли полутона. |
1858 г.
|
В России начал
издаваться первый русский фотографический
журнал "Светопись". |
1858 г.
|
Барнет рекомендовал
печатать с обратной стороны пигментной
бумаги, чтобы укрепить слой с изображением
на подложке и сохранить полутона.
|
1861 г.
|
Максвелл первый
эксперементально доказал возможность
передачи натуральных цветов путём
аддитивного сложения трёх частичных
изображений - красного, зелёного и
синего. |
1862 г.
|
Расселл ввёл щелочной
пирогалловый проявитель сухих коллодионных
пластинок, который впоследствии с успехом
применяли для бромосеребряных желатиновых
пластинок. |
1862 г.
|
Л. Дюко дю Орон
создал основы субтрактивного метода
цветной фотографии. |
1863 г.
|
Мейнье перименил
роданистый аммоний в вираже с хлорным
золотом. |
1865 г.
|
Вартон Симпсон
разработал способ получения целлуидиновых
фотобумаг, имеющих слой из хлоросеребрянной
коллодионной эмульсии. |
1869 г.
|
Кро опубликовал
аналогичный способ цветной фотографии,
разработанный им независимо от Дюко дю
Орона. Описание он представил во Французкую
Академию наук ещё в 1867 г. |
1873 г.
|
Бёржес начал
производство бромосеребряных эмульсий
для продажи; рецепт не был указан,
но так как он использовал щелочное
пирогалловое проявление, то, видимо, применял
сверхэквивалентное количество бромида;
cветочувствительность не превышала светочувствительности
коллодионных слоёв. |
1873 г.
|
Виллис открыл
платинотипный способ получения
изображений, представляющий интерес
для художественной фотографии.
|
1873 г.
|
Болтон предложил
производить эмульсификацию в очень
малом количестве желатины и позднее
повышать её содержание, т. е. вводить
желатину в два приёма. |
1873 г.
|
Кеннет взял
английский патент на изготовление бромосеребрянных
сухих желатиновых плёнок, поступавших
в продажу: плёнку размачивали, плавили
и наносили на стеклянную пластинку.
|
1873 г.
|
Кинг усовершенствовал
броможелатиновый процесс, применив промывание
эмульсии для удаления растворимых
солей. |
1876 г.
|
Эдер и Тот
ввели свинцовый усилитель: смесь
растворов красной кровяной соли с солями
свинца. В этом расворе производили отбеливание,
а чернение - сульфитом натрия. |
1877 г.
|
Рэттен применил
промывку после осаждения твёрдой
фазы бромосеребрянной эмульсии спиртом.
|
1877 г.
|
Ли использовал
для фотобумаг щавелевожелезный проявитель.
|
1877 г.
|
Л.Варнерке (В.Малаховский)
сконструировал фотокамеру с роликовой
кассетой для фотографирования на съемный
коллодионный слой на желатинированной
бумаге. |
1877-1879
гг. |
В. В. Лермантов
впервые высказал идеи по поводу электрохимического
механизма процесса проявления и серебряной
природы скрытого фотографического изображения.
|
1878 г.
|
Перри рекомендовал
прибавление йодистых солей к
броможелатиновым эмульсиям. |
1878 г.
|
Беннет обнаружил
повышение светочувствительности эмульсии
при избытке бромида, выдерживая эмульсию
длительное время (32 С) после добавления
желатины. |
1878 г.
|
Абней впервые
использовал метод фотометрии для
фотографического потемнения. |
1878 г.
|
На выставке
в Париже экспонировалась стереоскопическая
камера Езучевского и была отмечена бронзовой
медалью. |
1878 г.
|
В Русском фотографическом
обществе создан V, фотографический, отдел.
|
1878 г.
|
Начато фабричное
производство сухих фотопластинок
в Англии; в Лондоне - фирма "Рэттен
и Уайнрайт", в Ливерпуле - "Маусон
и Сван". |
1878 г.
|
Менсфилд для
повышения светочувствительности
предложил вместо длительного короткое
нагревание на кипящей водяной бане.
|
1879 г.
|
Эдер применилжелезный
проявитель в виде двух отдельных
растворов - щавелевокислого калия и сернокислого
железа, - смешивая их перед употреблением.
|
1879 г.
|
Сван ввёл в
практику производство позитивной бромосеребряной
желатиновой фотобумаги с проявлением.
|
1879 г.
|
Эдвардс составил
усилитель в одном растворе из
йодной ртути и тиосульфата натрия;
позже последний стали заменять сульфитом
натрия. |
1880 г.
|
Начато широкое
применение бромосеребряных бумаг
для печати при искусственном
свете и с увеличением. |
1880 г.
|
Ригель разработал
феррогаловый способ: светокопирование
черными линиями на белом фоне.
|
1880 г.
|
Эдер и Тот
установили проявляющее свойства пирокатехина;
таким образом было открыто влияние
изометрии производных бензола
на проявляющую способность. |
1880 г.
|
В Лондоне выпущена
для продажи готовая платинотипная
фотобумага для позитивной печати с горячим
проявлением. |
1880 г.
|
Варнерке ввёл
в практику сенситометр с 25 полями
возрастающей непрозрачности, применявшийся
до 1900 года. |
1880 г.
|
Эдер внёс уточнения
в рецептуру и технологический
режим процесса синтеза эмульсий.
|
1880 г.
|
Абней уточнил
аммиачный метод синтеза эмульсий.
|
1881 г.
|
Эдер и Пиччигелли
опубликовали способ применения хлоросеребряной
желатиновой эмульсии с проявлением
для позитивной печати и изготовления
диапозитивов. |
1881 г.
|
Бертло и
Вьелль открыли светочувствительность
ароматических диазосоединений. |
1881 г.
|
Эдер указал
на способ усиления путём отбеливания
в кислом растворе бихромата калия
с последующим чернением в
пирогалловом проявителе. |
1882 г.
|
В Лондоне выпущена
для продажи платинотипная бумага
для холодного проявления. |
1882 г.
|
С.Г. Юрковский
изобрел моментальный затвор, а в
1883 году - затвор при пластинке (шторно-щелевой).
|
1882 г.
|
Гендерсон опубликовал
способ созревания холодным путём для
получения высокочувствительных эмульсий.
|
1882 г.
|
Шуман описал созревание
смешанных бромойодосеребряных
эмульсий. |
1882 г.
|
И. В. Болдырев разработал
способ изготовления прозрачной гибкой
«смоловидной пленки», на которую наносился
коллодионный фотографический слой.
|
1883 г.
|
Шуман сообщил
о значительности сенсибилизирующей
способности цианина к красным лучам бромосеребрянных
желатиновых эмульсионных слоёв. |
1883 г.
|
Колас выпустил
в продажу железогалловую светокопировательную
бумагу. |
1883 г.
|
Штольце впервые
построил характеристическую кривую в
координатах сила света - непрозрачность.
|
1883 г.
|
Шлёттергосс запатентовал
копировальный автомат для массовой
печати. |
1883 г.
|
Фармер предложил
ослабитель в состове красной
кровяной соли и тиосульфата натрия
для плотных негативов. |
1883 г.
|
Атту и Клейтон
впервые выпустили в продажу ортохроматические
пластинки, сенсибилизированные эозином.
|
1884 г.
|
Эдер предложил
особо ценный краситель эритрозин
для ортохроматических слоёв.
|
1884 г.
|
Обернеттер
начал производство аристотипной фотобумаги,
покрытой слоем хлоросеребряной желатиновой
эмульсии. |
1884 г.
|
Эгли и Шпиллер
использовали гидроксиламин как
проявитель. |
1884 г.
|
Истмен сконструировал
поливную машину для производства фотобумаг
и фотоплёнок, положив начало интенсивному
развитию фотоэмульсионной промышленности.
|
1884 г.
|
Фогель выпустил
впервые азалиновые пластинки, сенсибилизированные
смесью краситилей хинолинрот и хинолинбляу
(цианин) , обладавшие панхроматической
цветопередачей. |
1884 г.
|
Начато производство
фотопластинок в Германии фирмами
"Шлейснер" и "Гауф" |
1885 г.
|
Якобсен применил
для этой цели фенилгидразин. |
1885 г.
|
Вест показал
возможность применения ароматических
диазосоединений для фотографических
целей. |
1885 г.
|
Филипенко И.И.
построил походный фотографический
прибор - комплект из фотоаппарата и устройства
для проявления на свету. |
1886 г.
|
Фойхтлендер продолжил
работу над усовершенствованием
объективов типа апланат с целью
увеличения их светосилы. |
1886-1887
гг. |
Срезневский В.И.
создал фотоаппарат для воздушного
фотографирования, съемки под водой и
регистрации солнечных затмений. |
1887 г.
|
Грин изготовил
впервые светочувствительную фотобумагу
и получил на ней светописное
изображение, в 1917 году взял патент на
это изобретение. |
1887 г.
|
Х. Гудвин предложил
использовать целлулоид в качестве основы
для фотоматериалов. |
1887 г.
|
Пиччигелли
разработал способ печати на платинотипной
бумаге с получением сразу видимого
изображения. |
1890 г.
|
Герц (G.P.Goerz) совместно
с О. Аншютцем выпустил камеру для
моментальной фотографии со щелевым затвором.
|
1891 г.
|
Хертер и
Дриффилд создали законченную сенситометрическую
систему, в основу которой была положена
современная характеристическая кривая.
|
1891 г.
|
Хертер и
Дриффилд применили в качестве модулятора
количества освещения вращающийся
диск с вырезами. |
1891 г.
|
Богиш открыл ценные
проявляющие вещества - метол, глицин,
амидол, - нашедшие широкое применение
в фотографической практике.
|
1891 г.
|
Липпман изобрёл
интерференционный метод цветной
фотографии. |
1893 г.
|
Ваткинс предложил
полуавтоматический способ проявления
по времени появления первых следов изображения.
|
1893 г.
|
Акционерное общество
анилинового производства "Агфа"
в Берлине, а позднее в Вольфене
(на плёночной фабрике) начало производство
пластинок. |
1894 г.
|
Немецкая фирма
НПГ открыла производство разных сортов
бромосеребряных фотобумаг, отличающихся
структурой подложки и характером поверхности.
|
1894 г.
|
Арндт и Пруст
разработали светокопировальную бумагу
сепиаблитц, образующую коричневые линии
на белом фоне. |
1894 г.
|
Джоли предложил
трёхцветный растр в виде окрашенных
линий, нанесённых на стеклянную пластинку,
и описал способ получения диапозитива
в натуральных цветах, напечатанного
с негатива при съёмке через растр
и рассматриваемого через тот
же растр. |
1894 г.
|
Фирма "Истмен-Кодак"
выпустила матовую бромосеребряную фотобумагу
"Платинобромид" с прибавлением в
эмульсию крахмальной муки. |
1894 г.
|
Астроном Шейнер
сконструировал сенситометр с вращающимся
диском: сначала с плавным вырезом,
а затем со ступенчатым. |
1896 г.
|
Карпов И.И. демонстрировал
на промышленной выставке зеркальную
камеру "Рефлекс". |
1897 г.
|
Валента изготовил
более чувствительную бумагу с железоаммонийной
лимоннокислой солью, дающую при
копировании зеленые линии. |
1897 г.
|
Дюко дю Орон
предложил способ трипак в виде комбинации
трёх слоёв с двумя промежуточными светофильтрами,
который применяли для аддитивной цветной
проекции. |
1900 г.
|
Усагин И.Ф. демонстрировал
свои цветные изображения спектров
на Международной выставке в Париже
и получил высокую оценку Липпмана.
|
1900 г.
|
Мартенс сконструировал
поляризационный денситометр, являющийся
эталонным прибором для юстирования
других конструкций. |
1900 г.
|
Истмен выпустил
в продажу панорамную пленочную
камеру с вращающимся объективом
и щелевым затвором, позволявшим
производить моментальные снимки.
|