История фотографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.

Оглавление

Как начиналась фотография…………………………………..3-6
Снимки Толбота и Дагера…………………………………….6-10
Фотоаппаратостроение в России до 1917 года…………….10-15
Отечественное фото после революции……………………..15-20
История советской фототехники…………………………....20-28
История и перспективы развития фотомонтажа………....28-37
Цифровые фотоаппараты…………………………………....37-41
Важнейшие открытия в зарождении фото………………...41-50

Файлы: 1 файл

реферат по АТО.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

     "Что  представляли собой павильоны  первых фотографов? Например, в мастерской  бр. Цвернер со стеклянной стеной и стеклянным же потолком стояло несколько камер-обскур. Дагеротипы изготовлялись разных размеров, от миниатюрных, которые вставлялись в перстень или медальон, до "кабинетного" размера. Выдержка при съемке длилась в ясную погоду несколько секунд, в пасмурную - до полуминуты. Павильон был убран узорчатой драпировкой, имелись фоны с обоями разного цвета. На столиках были разложены безделицы, которые очень хорошо получались на дагеротипах. Посетители иногда привозили с собой собственные вещи и даже кресла, в которых располагались привычно, как дома. К спинке кресел обязательно приставляли держатели для головы, иначе нельзя было получить четкого изображения при длительной выдержке."

     Одно  из первых крупных фотоателье принадлежало С.Л.Левицкому, который по возвращении из Парижа осенью 1849 года открыл в Петербурге дагеротипное заведение под названием "Светопись". Это была крупная по тем временам по тем временам мастерская. Сотрудники Левицкого выезжали с дагеротипным аппаратом на дом к заказчикам и там производили съемку. И сам Левицкий снимал много и успешно. В 1951 году серию больших дагеротипных портретов и групповых снимков, сделанных на пластинах размером 30х40 и 24х30 см, он отправил на Всемирную выставку в Париж и получил за них золотую медаль. Это была первая золотая медаль, выданная на всемирной выставке за фотографические работы. Журнал "Фотограф"(1864, №3-4) писал о Левицком: "Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются".

     Несмотря  на отсутствие в дореволюционной  России развитой фотографической промышленности, российские ученые внесли заметный вклад  в развитие мировой фотографии: С.Л.Левицкий в 1847 г. впервые применил кожаный мех на фотоаппаратах; И.Ф.Александровский, талантливый российский изобретатель морского вооружения, в 1854 году (по другим данным - в 1852) получил патент на стереоскопический аппарат; С.А.Юрковский в 1883 году разработал и построил шторный затвор; в 1889 году Э.Козловский получил привилегию на "трехсъемную фотографическую камеру" для цветного фотографирования; И.Поляков в 1899 году получил патент на фотоаппарат с автоматической регулировкой выдержки с помощью селенового фотометра; А.А.Поповицкий в 1902 году применил сферические зеркала вместо линзового объектива. Технические решения, предложенные Д.Езучевским, В.Срезневским, Л.Варнерке, Н.Апостоли, В.Дюбуком, нашли широкое применение в моделях фотокамер XIX - начала XX веков. К сожалению, как это нередко бывает у нас в России, далеко не на все изобретения авторам удавалось получить "привилегию" или наладить выпуск того или иного аппарата. Многие изобретения, не будучи внедрены на родине, уходили за границу.

     Любопытно, что на заре развития фотографии в  России, взаимоотношения её с государством складывались не всегда ровно. Известна история, когда в 1843 году петербургский  дагеротипист Давиньон задумал совершить  путешествие по России с целью  снять достопримечательности городов. Он побывал в Москве, на Украине, отправился затем в Сибирь. Дагеротипы из далекого края, неведомого Европе, сулили фотографу верный успех. В городах, которые проезжал Давиньон, жили на поселении декабристы. Фотограф сделал несколько портретов, в том числе портреты Волконского, Панова, Поджио. В III Отделение царской канцелярии поступил донос. По представлению из Петербурга фотограф был арестован. Следственная комиссия не обнаружила преступного умысла, но жандармы разыскали все "дощечки" с портретами, снятыми Давиньоном, и уничтожили их. ...Занятия дагеротипией вызывали подозрения у царских чиновников, и местным властям было сделано соответствующее внушение.

     Тем не менее, в XIX веке фотографическая  жизнь России была достаточно бурной, о чем свидетельствует, например, количество выходивших в те годы журналов по фотографии: с 1858 по 1879 гг. - 7; с 1880 по 1899 гг. - 6; с 1902 по 1918 гг. - 18. Самую продолжительную жизнь имели издания: "Фотографический вестник" (1887-1897 и 1904-1910 гг.); "Фотограф-любитель" (1890-1909 гг.); "Фотографический листок" (1906-1917); "Фотографические новости" (1907-1918); "Вестник фотографии" (первоначально журнал назывался "Повестки Русского фотографического общества"; 1908-1918); "Фотографическое обозрение". Конечно, тиражи выходивших тогда журналов отличаются от привычных нам по советским временам цифрам в 100 000 и составляли всего несколько тысяч экземпляров. Любопытно, что все фотографические журналы, выходившие до 1880 года, издавались только частными лицами. Тогдашнюю российскую фотопериодику можно условно разделить на три группы: издания торговых фирм; журналы, представляющие редактора-издателя и органы фотографических обществ (например журнал "Фотограф", издававшийся в 1880-84 гг. в С-Петербурге под редакцией В.Cрезневского - орган V отдела Императорского русского технического общества по светописи и ее применению; в нем публиковались материалы о всех наиболее важных открытиях в области фотографии как в России, так и за рубежом). Фотографией, как отраслью техники, занимался журнал "Промышленность", рассчитанный на читателей, соприкасающихся с техникой и промыслами. В 1863 году журнал из номера в номер с продолжением печатал пособие для начинающих фотографов.

     Издания торговых фирм напоминали больше комбинацию из рекламных блоков и прайс-листов, знакомых нам из современных журналов. Вот, например, одно из рекламных объявлений такого рода: "Бруно Зенгер и К°. С.-Петербург, Невский пр., №25-1. Фабрика и склад фотографических принадлежностей. Лучшие камеры собственной и заграничной работы разных систем. Аппараты для моментальных съемок. Начиная с 3 руб. новейших лучших систем. Специальные модели Зенгера камеры "Россия" и "Ермак". Большой выбор всех принадлежностей для светописи". Далее приводятся объективы, фотопластинки, фотобумаги, магниевый порошок, паспарту.

     При этом нельзя забывать, что принадлежности для съемки были тяжелыми и громоздкими. И если в павильонной съемке это  не было столь обременительно, то жанровая и пейзажная фотография требовала недюжинного напряжения сил и воли. Поскольку портативных камер не было, то, "отправляясь в экскурсию или путешествие, фотограф брал с собой громоздкий аппарат, тяжелый треножник, черное покрывало. Стеклянные пластинки большого размера тщательно, с осторожностью упаковывались в особый ящик. Нужна была, кроме того, складная палатка для лабораторных работ. Брали еще бутыль с коллодием и склянки с различными солями для очувствления пластинок. Все это имущество погружалось в экипаж. На месте съемки фотограф подыскивал помещение для походной лаборатории или расставлял палатку прямо в поле. В темноте он приготовлял пластинку, заряжал кассету и только после этого мог приступить к съемке" (С.Морозов, "Русская художественная фотография")

Отечественное фото после революции.

     Одной из главных причин зарождения и становления  советской фотоиндустрии можно  считать то, что после Октябрьской  революции фотография в нашей  стране стала мощнейшим средством  коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания. По-видимому, "…важнейшим для нас…" было не только кино, но и фотография. Вот что писал журнал "Советское фото" в передовой статье в номере за 1927 год: "Фотолюбитель дореволюционного периода в своей массе был представителем привилегированных и зажиточных классов. …Октябрьская революция и в этой области твёрдо и ясно поставила новые задачи… Фотография должна быть приближена к широким массам и найти здесь применение и задачи, более широкие и соответствующие вопросам современности." "Решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам вооружили советскую фотографию идейно и политически, направили работу советских фотографов: фотокорреспондентов, очеркистов и портретистов - на путь активного участия советской фотографии в строительстве комунистического общества, на отображение жизни и труда советских людей" ("Современная техника фотографического процесса", А.Д.Головня, Е.А.Иофис, Москва, 1949). Неудивительно поэтому, что определяющим течением советской фотографии стала фотожурналистика, публицистическая и репортажная фотография. "Именно в фотожурналистике время и его идеалы обрели средства выражения особой силы и действенности, которое можно было использовать в пропагандистских целях и которое было доступно самым широким массам"- Даниэла Мразкова, из статьи "Восьмое чудо света" 1977, (курсив мой-А.Г.). "В годы гражданской войны советские изобразительные искусства, кинематография и фотография были направлены на служение делу победы. В эти годы было положено начало советскому публицистическому фоторепортажу, ставшему главным, ведущим видом советской художественной фотографии" (С.Морозов, "Русская художественная фотография"). Несмотря на нелегкий первоначальный период создания фотопромышленности в советской России, надо признать, что в некоторых фотографических разработках мы шли не только в ногу со временем, но и действительно перегоняли западные страны. К сожалению, как это нередко бывает в России, многие прогрессиные конструкторские идеи не находили дальнейшего развития или опытные модели не были поставлены на поток. Например, признается, что отечественный фотоаппарат "Спорт", выпущенный в 1936 году (по другой версии в 1935), был первой в мире однообъективной 35мм зеркалкой, хотя на это первенство также претендует германская Kine-Exakta 1936 года выпуска.

     Тем, кто забыл, напомним, что в 1917 году произошла Октябрьская революция. Для нашей темы знаменательным был 1918 год, и не тем, в первую очередь, что велено было всем фотографам зарегистрировать негативы и снимки революции (11 окт.1918г - "Все профессиональные фотографы, имеющие негативы или копии снимков, изображающие революционные события начиная с 27 февраля 1917, обязаны зарегистрировать их самое позднее до 25 октября в областном кинематографическом комитете (Сергиевская ул. 20). Неповиновение этому приказу карается штрафом в размере до 5000 рублей."), а тем, что в этом же году в Москве и Петрограде были учреждены фотокинокомитеты. Был создан Государственный оптический институт (ГОИ), руководителем которого стал Д.С.Рождественский, (с 1932 по 1945 годы им руководил С.И.Вавилов), а в сентябре 1918 года в Петрограде было открыто первое высшее учебное заведение в Европе, в котором преподавали фотографию. В первый же год существования Высшего института фотографии и фотографической техники в него было принято свыше 500 студентов.

     27 августа 1919 Ленин подписал декрет о национализации фото- и кинопромышленности (практическое осуществление декрета возлагалось на организованный тогда же при Наркомпросе [Народный комиссариат Просвещения] Всероссийский фотокиноотдел - ВФКО), что можно считать началом советского этапа в истории фотокинотехники. Были национализированы склады иностранных фирм и фабрики фотопластинок, поскольку истощались запасы фотоматериалов, и необходимо было заботиться об их учете и бережном расходовании. Наряду с ВФКО агитационную работу изобразительными средствами вела также и Центропечать.

     1919-1921 годы ознаменованы появлением  первых советских фотожурналов, а в ноябре 1921 года возобновило  свою работу Русское фотографическое  общество (РФО).

     25 января 1919 года "Известия ВЦИК" опубликовали распоряжение Наркомпроса о льготах профессиональным фотографам. Их съемочные павильоны и лаборатории приравнивались к студиям живописцев и не подлежали заселению. Владельцы фотостудий освобождались от обязательной тогда для всех трудовой повинности. В том же 1919 году в Москве открылась фотография ВЦИК, принимавшая частные и общественные заказы. Заведовал ею сначала М.С.Наппельбаум, а затем П.А.Оцуп.

В 1920 году просветительный  отдел Политуправления Реввоенсовета  организовал музей-выставку, пропагандировавшую фотографические знания среди красноармейцев. Орган Политуправления - журнал "Политработник" (1920, №2) опубликовал статью, призывавшую обратить серьезное внимание на обучение красноармейцев фотогафии.

     К 1922 году относится первый регламентный документ "О порядке производства фотокиносъёмок событий внутренней жизни РСФСР". В 20-е годы стали создаваться первые объединения фотолюбителей. Считается, что одной из причин их появления стал дефицит фотоаппаратуры и фотоматериалов, и любители объединялись, чтобы коллективно использовать фотокамеры, принадлежавшие одному или двум членам кружка.

     В январе 1924 (по другим сведениям в  январе 1925) года образован Трест  оптико-механической промышленности (ТОМП), в который вошёл Государственный  оптический завод (ГОЗ) с присоединёнными к нему заводом "Метприбор" и мастерской "Русская Урания".

     А в сентябре 1924 года в Ленинграде открылась первая фотовыставка, организованная Ленинградским фотографическим  обществом. В середине 20-х годов (по разным источникам в 1925 либо в 1927) организованы курсы МГСПС (Московского губернского Совета профессиональных союзов) для руководителей фотокружков, где преподавал М.С.Наппельбаум. Вообще середина и конец 20-х годов отмечены оживлением фотографической жизни в стране: стали появляться фотокружки, объединения профессиональных фотографов, например объединение московских фоторепортёров ("Ассоциация фоторепортёров"). Начали действовать фабрики фотопластинок и фотобумаг (фабрика №3 Фотохимтреста - 1927 год, фабрика №4 в Ленинграде - 1929 год), а в 1930-31гг., начала выпускаться первая советская киноплёнка. Следствием активизации фотографической жизни в стране стал усиливающийся дефицит фотоаппаратуры, и в частности, дешёвой фототехники для народа.

     В 1926 (по другим данным в 1924 г.) году работами учёных ГОИ с участием ленинградских производственников (Д.С. Рождественского, В.А.Фока, В.Е.Тищенко, И.К.Качалова, Н.В.Гребещикова) была разработана технология варки оптического стекла, что позволило уже в 1927 году отказаться от его импортных закупок.

     1927 год отмечен несколькими эпохальными  событиями. Во-первых приказом  ВСНХ РСФСР о подготовке к  производству советской фотоаппаратуры в №5 "Советского фото" за 1927 год появилось сообщение о том, что созданный в апреле 1926 года Фотокинохимтрест "заканчивает оборудование первой в СССР фабрики фотобумаги".

29 декабря 1929 года решением Совета Труда  и Обороны СССР к ТОМП были  присоединены Изюмский и Ленинградский  заводы оптического стекла, Павшинский  завод точной механики. Это новое объединение получило название "Всесоюзный Трест Оптико-Механических предприятий" (ВТОМП), а в 1930 ВТОМП стало называться ВООПМ - "Всесоюзное Объединение Оптико-Механической промышленности". Заводу же ГОЗ "по просьбам трудящихся" было присвоено новое название - "Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ) имени ОГПУ" (сейчас, как известно, это ЛОМО). Естественно, что такая концентрация финансовых, сырьевых и людских ресурсов помогла в достаточно короткие исторические сроки наладить массовый выпуск недорогих фотоаппаратов.

Информация о работе История фотографии