Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:23, реферат
История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.
Как начиналась фотография…………………………………..3-6
Снимки Толбота и Дагера…………………………………….6-10
Фотоаппаратостроение в России до 1917 года…………….10-15
Отечественное фото после революции……………………..15-20
История советской фототехники…………………………....20-28
История и перспективы развития фотомонтажа………....28-37
Цифровые фотоаппараты…………………………………....37-41
Важнейшие открытия в зарождении фото………………...41-50
В этом же 1929 году основан НИКФИ (научно-исследовательский кино-фотоинститут), основными задачами которого были разработка и внедрение в промышленность новых, усовершенствованных сортов плёнок для кино и фотографии.
Весьма любопытны и важны для нашей темы заголовки статей, публиковавшихся в журнале "Советское фото" в 1929 году: "Даёшь дешёвый советский фотоаппарат", "Фото в СССР - одно из орудий классовой борьбы и социалистического строительства", "Фотолюбитель! Вступай на борьбу с религиозным дурманом", "Против коварной дряни товарной" (о браке фотопромышленности). Примерно к тем же годам относятся следующие слова А.В.Луначарского: "...Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой. И это со временем будет. В СССР будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности. И это будет гораздо скорее, чем думают скептики." Поистине пророческие слова.
Несмотря на то, что основным идейным рупором государства в области фотографии оставался журнал "Советское фото", до начала 30-х годов в СССР выпускались и другие периодические издания о фотогрфии.
Согласно официальной версии, первый советский крупносерийный фотоаппарат, был выпущен в 1930 году и назывался "Фотокор-1". Однако, эта информация требует комментариев. В статье "Фотоаппаратура советского периода " ("Субъектив" №3, 1996) Л.И.Балашевич пишет: "В ... 1929 году в Москве было проведено первое совещание фотоактива, на котором также прозвучало требование немедленно наладить выпуск недорогого фотоаппарата. Через год журнал "Советское фото" провел на своих страницах "Всесоюзный митинг" на тему о том, каким должен быть советский фотоаппарат. Нетрудно догадаться, что абсолютное большинство его участников, подобранных по классовому признаку, также высказались за выпуск дешевого массового складного фотоаппарата форматом 9х12 см ценой до 150 рублей. Лозунг "дешево и много" звучал уже тогда, когда отечественная фотопромышленность только зарождалась. Это был социальный заказ нищих, так как состоятельный и квалифицированный пользователь и ценитель был уничтожен или изгнан в ходе революции и после нее.
Первой отозвалась на этот заказ скромная артель Промкооперации "Фототруд" в Москве (позднее она получила название "АРФО", а в 1937 году была переименована в артель "ХХ Октябрь"). Она была организована на базе существовавших еще до революции мелких частных мастерских и занималась производством фотопластинок. Артель в 1929 году получила аванс от Центросоюза, который выступил в роли заказчика производства фотоаппаратов. Вот что увидела в артели комиссия Центросоюза во время знакомства с ходом подготовительного этапа работы. В артели не оказалось подходящих производственных помещений. Не было сырья. Даже кожу для меха камеры нужно было купить за границей, бархат для прокладок покупали у населения. Чтобы испытать прочность бумажной прокладки для меха, рабочий несколько дней подряд вручную сжимал и разжимал проклеенную гармошку меха и отсчитывал количество проделанных движений. Артель обещала выпустить в ноябре 1929 года первые 300-500 аппаратов, однако к концу года удалось собрать только 25 камер с помощью Калужского электромеханического завода (КЭМЗ) под руководством конструктора А.Б.Андреева…
Эти камеры имели немецкие объективы (анастигмат Кенгота 1:6,3) и затвор VАRIO. Но и в марте 1930 года серийное производство аппаратов в артели еще не было организовано, к сборке приступили только во второй половине года…Этот первый советский массовый фотоаппарат известен коллекционерам под названием "ЭФТЭ-1" по надписи, которая нанесена тиснением на кожаном ремешке камеры…. Объектив в серийных камерах был уже отечественный - "Перископ" 1:12 с фокусным расстоянием 150 мм и имел на оправе надпись: "Москва. Перископ. "ЭФТЭ" f=150 мм"…. Аппарат "ЭФТЭ" продавался по цене 45 рублей. Полукустарный способ его изготовления сказался на качестве - его владельцы жаловались на отвратительное качество кассет, которые с трудом открывались, громоздкость и другие недостатки.
С 1932 года на камерах "ЭФТЭ" стали устанавливать освоенный в Ленинграде на заводе "ГОМЗ" советский аналог затвора "VАRIO", носивший имя завода. Одновременно был освоен и более качественный объектив 4,5/135 мм. Модернизированная таким образом камера известна как "АРФО" по новому названию артели. Выпускался также и уменьшенный вариант камеры (АРФО-IV) форматом 6,5х9 см с объективом 4,5/105 мм и двойным растяжением меха, стоивший гораздо дороже - 125 рублей. Всего за две пятилетки существования артели было выпущено 130 000 фотоаппаратов. В 1939 году их производство было прекращено, и на этом закончился уникальный в условиях СССР опыт изготовления фотоаппаратуры на негосударственном предприятии."
"Вопрос
о создании и массовом
Во исполнение решения ВСНХ уже к 1 марта 1929 года были изготовлены чертежи фотоаппарата, прототипом которого послужила складная пластиночная камера форматом 9х12 см фирмы "Цейсс-Икон". Подготовка к его серийному производству была сопряжена с огромными трудностями. Не было достаточных площадей для организации производства, так как фотоцех располагался в здании заводоуправления. Ощущалась острая нехватка оптического стекла, не было качественного металла для изготовления ирисовых диафрагм и отсекателей затворов, не хватало даже материала для обклейки корпусов фотоаппаратов. Из-за крайне низкой квалификации рабочих и нехватки производственного оборудования брак при ряде операций достигал 100%. Объектив для камеры был рассчитан профессором Игнатовским, входившим в конструкторскую группу ВООМП, и изготовлен своими силами, но наиболее сложную часть аппарата - затвор - пришлось закупить в Германии. В феврале 1930 года для обеспечения начала серийного производства было приобретено 4000 затворов "COMPUR" по цене 7 золотых рублей за штуку. Несмотря на все трудности, к открытию XV съезда большевиков (25 июня 1930 г.) завод отрапортовал о сборке первой сотни советских фотоаппаратов, получивших название "ФОТОКОР-1".
Имеются данные о том, что часть камер 1930-1931 годов выпуска комплектовалась импортным затвором "Компур" (1-1/200 "В" и "Д") или более простым импортным же "VARIO" (1/25, 1/50, 1/100, "В" и "Д"), который использовался и в аппарате "ЭФТЭ" (а с 1932 года на камеры ставился отечественный затвор ГОМЗ с выдержками 1/25, 1/50, 1/100 "В" и "Д", рассчитанный А.А.Ворожбитовым и П. Г.Лукьяновым - прим. моё. Г.Абрамов). Камеры с импортными затворами стали уже редкостью, так как их было выпущено всего порядка 15000 штук (4400 в 1930 и 11400 в 1931 году).
Вот как оценивалось значение выпуска этой камеры современниками: "По качеству "Фотокор №1" не уступает лучшим заграничным камерам, и появление его на советском рынке произвело сразу переворот, как в отношении широкого развития фотодвижения, так и в смысле резкого снижения цен на заграничные камеры и объективы" (Поляк Г.Н., 1936)." Известно также, что до 1941 года было выпущено более 1 млн. "Фотокоров".
К
1933 году Всесоюзное объединение оптико-
Тем временем наступает 1934 год, когда в январе увидели свет первые 10 фотоаппаратов "ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные трудовой коммуной им Дзержинского в Харькове. Эти "ФЭД"ы являлись копией Leica II. Справедливости ради надо сказать, что копирование ранних моделей Leica приобрело почти всемирный масштаб, причем разные варианты копий выпускались как до, так и после II Мировой войны. Например, первая модель Canon (тогда еще Kwanon), а также ее варианты и более поздние модификации, американская модель Kardon фирмы Premeire Instruments (военный и гражданский варианты), а также многие другие, не говоря уже о китайских. На фоне начавшегося в наши дни ренессанса дальномерной техники, появились модели с резьбовым (М39) креплением оптики Leica. Примером тому может служить японские модели "Bessa" (Voigtlander, Cosina) и модель "Yasuhara T981" от фирмы Yasuhara. Эта камера имеет курковый взвод, TTL замер, синхронизацию на 1/125 и выдержки вплоть до 1/2000. Таким образом, необходимо признать, что история как советского, так и мирового фотоаппаратостроения развивалась, в немалой степени, и на базе этих камер. В СССР одних только ФЭД'ов с1937 по 1977 год было выпущено 18 моделей.
Тогда
же, в 30-е годы в незначительных объёмах
выпускались аналоги
В 1935 году появился, как уже говорилось выше, фотоаппарат "Спорт" конструкции А.О.Гельгара (первоначальное название "Гельветта"; название "Спорт" аппарат получил после нескольких усовершенствований завода "ГОМЗ"), ставший первой в мире однообъективной зеркалкой для съёмки на 35мм плёнку. Камера имела металлический корпус, шторный затвор с металлическими шторками (1/25 - 1/500 и "В") и заряжалась нестандартными кассетами по 50 кадров. Всего было выпущено около 20 тыс. штук.
Поскольку вышеупомянутые камеры "ФЭД" и "Спорт" были достаточно дороги и недоступны массовому потребителю, был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей. Из выпускавшихся в 30-е годы необходимо упомянуть такие камеры, как: "Лилипут", "Малютка", "Циклокамера", "Юра", "ФЭДетта", "Смена".
В сентябре 1937 года завод ГОМЗ в Ленинграде выпустил первые образцы профессиональной камеры "Репортёр" - аппарата высокого класса для работы на пластинах 6,5х9, форматной и роликовой плёнке (выпускался по 1939 год). Конструкцию, по-видимому, можно признать удачной, особенно учитывая, что выпускавшаяся впоследствии японская камера Mamiya Press (1962) конструктивно была построена по принципу "Репортера". А годом раньше, в 1936 году, в Ленинграде же начал выпускаться складной фотоаппарат "Турист" с пластинами 6х9 см. (выпускался до 1940 года).
В 30-е годы выпускался также и ряд простых пластиночных, так называемых "ящичных" фотоаппаратов, имевших характерный "ящичный" вид корпуса: "Рекорд", "Пионер", "Ученик", "Юный фотокор".
По окончанию войны возобновляется выпуск фотопаппаратов, причём особенностью фотоаппаратостроения в первые послевоенные годы являлось воспроизведение лучших трофейных образцов с последующим их совершенствованием. Уже в 1946 году появились новые модели: "Москва" - складная камера формата 6х9 (точная копия камеры Цейсс Супер-Иконта, модель А), "Комсомолец" - двухобъективная зеркалка, явившаяся предшественником "Любителя". Из довоенных моделей остался в производстве только "ФЭД" и пластиночные деревянные камеры типа "ФК", использовавшиеся в фотоателье Службы быта, - все остальные модели были заменены новыми.
В 1948 году (к 1 мая) на Красногорском механическом заводе (КМЗ) были выпущены первые 50 аппаратов "Зоркий" (первоначально на верхних щитках аппаратов гравировалось название: "ФЭД" и "гробик" - логотип без стрелки, затем "ФЭД 1948 г. Зоркий"; а свое окончательное название камера получила в 1949 году - к этому моменту слово "Зоркий" в коллективе завода было уже почти нарицательным; в частности заводская газета носила название "Зоркое око"), представлявших собою вариант аппарата "ФЭД" довоенного выпуска, но с усовершенствованным шторным затвором - был применен принцип т.наз. "жесткой" щели, что позволило значительно улучшить надежность работы затвора. В 1949 году КМЗ выпустил уже 31312 штук, а к 1980 году было выпущено 14 моделей камеры "Зоркий". Во многом, процессу увеличению выпуска 35 мм фотокамер в нашей стране весьма способствовало и то, что после войны из Германии в Киев (з-д "Арсенал") по репарации был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, выпускавший камеры Contax. К концу 40-х годов выпуск камер под новым названием "Киев" был уже налажен (в 1947 году были выпущены две первые модели, повторявшие конструкцию "Contax-II" и "Contax-III") и продолжался в разных модификациях до 1985 года. Любопытно, что первые "Киевы" выпускались из немецких комплектующих, и поэтому их коллекционная стоимость сегодня довольна высока. К середине 50-х годов, т.е. всего за 7-8 лет от начала выпуска "Киевов", была собрана уже стотысячная модель, посвященная ХХ съезду КПСС.
В
том же, 1948 году на восстановленном
харьковском заводе ФЭД начал
выпускаться фотоаппарат "ФЭД",
полностью соответствующий
Начиная с 1948 года постоянной статьей дохода для страны становится экспорт фотоаппаратов за границу. Впервые советские фотоаппараты стали экспортироваться за рубеж еще в предвоенные годы, но это были эпизодические поставки. В условиях острой конкуренции на зарубежных рынках фотоаппаратуры главными козырями нашей техники были низкие цены и хорошее техобслуживание. На руку нашим экспортерам играло и то, что за рубежом ни для кого не было секретом, что почти вся оптика в СССР делалась на военных заводах, а авторитет советской оборонной промышленности после войны был достаточно высок.
В 1949 году появился "Любитель"- двухобъективная зеркалка любительского класса с трёхлинзовым объективом типа "Триплет", явившаяся развитием модели "Комсомолец". С 1952 года на том же Красногорском заводе начал выпускаться "Зенит" - однообъективная 35мм зеркалка, представлявшая собою "Зоркий", с приделанным к нему зеркалом и пентапризмой. В том же году Ленинградским заводом ("ЛОМО") был выпущен аппарат "Момент" - первая попытка внедрения в нашей стране одноступенного процесса. В 1953 году свет увидел шкальный фотоаппарат "Смена" (ЛОМО), завоевавший впоследствии большую популярность в народе. С середины 50-х годов почти на все фотоаппараты стали устанавливаться синхроконтакты.
В течение ряда последующих лет большинство из выпускавшихся моделей камер претерпели многочисленные модификации. Так, к началу 60-х годов, выпускалась уже пятая модель фотоаппарата "Москва", вторая модель "Любителя", вторая модель "ФЭД", вторая, четвёртая и пятая модели аппарата "Зоркий". Также выпускались "Киев 4а", третья и четвёртая модели камеры "Смена". В начале 50-х годов был осуществлен переход на новый ряд выдержек (1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500...и т.д.) в соответствии с новым ГОСТом. Вот любопытная цитата из книжки А.Гусева "Спутник фотолюбителя", выпущенной в 1952 году тиражом в 200 000 экземпляров: "Ныне в Советском Союзе, в результате проведения индустриализации страны, создана передовая фотографическая промышленность. С каждым годом увеличивается массовый выпуск отличных и разнообразных фотоаппаратов с совершенными объективами и механизмами. Отечественная негативная пленка по основным фотографическим характеристикам не имеет равной в мире."