Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:55, контрольная работа
Цель исследования: эмпирическое изучение воображения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
• обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной теме;
• экспериментальное исследование воображения у детей младшего школьного возраста;
• анализ итогов работы и их интерпретация.
Срс № 2 Компьютерные технологии обработки данных.
. Выполнила: Студентка группы ПОБ – 211 Никулина Алина Валериевна
Тема: Исследование воображения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: воображение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: эмпирическое изучение воображения детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Методологической базой исследования выбранной темы являются труды Н. Кузанского, М. Монтеня, Т. Рибо, Э. Канта, Г. Гегеля, К. Юнга, А. Адлера, З. Фрейда , С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, И.П. Фарман, А. Р. Лурии, Н.И. Шевандрина, К.М. Гуревича, М.К. Акимовой, Е.Е. Туник, В.И. Загвязинского, Я.Э. Голосовкера и других авторов.
Диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса
"Закончи рисунок"
В данном исследовании был выбран метод диагностики воображения у школьников младшего возраста на основе теста "Закончи рисунок" из образной батареи тестов Е. Торренса. Данный способ исследования можно отнести и к проективному методу.
С точки зрения Е.Торренса, деятельность воображения начинается с появления чувствительности к недостаткам, отсутствию элементов, дисгармонии, проблемам и так далее. Согласно терминологии Е. Торренса, "...происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков".
Материал данного метода, используемый в исследованиях и диагностике, позволяет активизировать деятельность воображения, не ограничивая его (воображения) свободу действий; выявляет одно из главных его качеств — видение целостности объекта (явления, проекта, ситуации) раньше его составляющих частей. Возможность реконструировать, моделировать объект, комбинировать его составные части, используя анализ и синтез воображения, уже изначально «заложена» природой в детей, в их психический процесс воображения.
Данный тест способствует многозначному нахождению решений поставленных задач, предложенных заданий, развитию видения перспективы. Предложенный вариант теста представляет собой набор картинок с изображением некоторых элементов, незаконченных линий, фигур, используя которые участникам нужно нарисовать каждую картинку - проявляя своё воображение, применяя свои идеи, - закончив рисунок так, чтобы получилось осмысленное изображение. Тест предполагает использование 10-ти картинок, которые не повторяются и не дублируются по своим исходным данным (составляющим элементам), что даёт наиболее продуктивные и надёжные результаты. Детям раздаются отдельные листы бумаги с изображением простых элементов отдельных предметов, линий. Затем им предлагается, на основе каждой из предложенных картинок, нарисовать как можно больше рисунков, причём создание каждого рисунка может производиться как, внутри контура, так и за его пределами; при любом, удобном для ребёнка, развороте листка бумаги с изображенной на нём фигурой. Время исполнения рисунков не ограничивается во избежание торопливости, неуверенности, тревожности детей. Слева или справа от каждого рисунка нужно написать название законченного рисунка. В тесте использованы следующие оценочные показатели: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Тестирование проводилось в декабре 2012 года. В школе № 56 г. Волгограда. В групповом варианте, в естественных условиях. Возрастной контингент участников 8-9 лет (учащиеся 2 класса). Количество человек в классе - 24. Принимали участие дети обоих полов и практически в равном количестве участников. При выполнении данной методики были использованы: стимульный материал (см. Приложение) - листы бумаги формата А4 с незаконченными изображениями фигур, карандаши простые и цветные, ручки, фломастеры. Прежде, чем раздать листы с заданием, детям было объяснено что именно они будут делать (такой шаг дает возможность вызвать у них заинтересованность и создать мотивацию к выполнению задания).
Перед началом выполнения теста школьникам была зачитана инструкция к проведению теста. Для этого был использован следующий текст: "Ребята! Девочки и мальчики! Мы думаем, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам творческой работы. Эта работа покажет всем нам, насколько хорошо вы можете придумывать новое, оригинальное и решать различные ситуации. Для этого вам потребуются и ваше воображение, и способность думать, и умение создавать новые образы.
Мы надеемся, что вы дадите свободу своему воображению, и ваши замечательные результаты порадуют всех нас. Вам это понравится!
Итак, перед вами лист с десятью незаконченными рисунками. Если вы дорисуете к ним свои дополнительные линии, изображения, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь применять новые идеи. Дорисовывать можно что хотите, чем хотите и как хотите; лист можно поворачивать. После завершения рисунка дайте ему название, которое следует написать в строке слева или справа от рисунка." Затем тестируемым были розданы листы с 10-ю незавершёнными фигурами и было предложено приступить к работе.
Целью применения этого метода было определение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста. При исследовании необходимо чёткое осознание концепции воображения, критериев воображения, таких как продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность.
Сначала следует определить, стоит ли результат засчитывать, т.е, релевантен ли он заданию. Те варианты, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются результаты, в которых не выполнено основное условие задания: использование исходного элемента; это те результаты, в которых рисунок участника никак не связан с незавершёнными фигурами, изображениями.
Обработка ответов.
Каждую релевантную идею следует отнести к одной из категорий ответов. Для этого составляем списки тестируемых школьников, списки критериев воображения, определяем баллы выполнения заданий теста. Записываем все данные в соответствующие им графы.
Определяем баллы за продуктивность (количественный показатель): его высчитываем по выполненному числу замыслов, композиций, идей с использованием исходного изображения. Максимальный балл - 10.
Определяем баллы за гибкость: этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия, что иногда не совпадает, идеи. Засчитывается от 0 до 1 балла за каждый неповторяемый нюанс. (Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий ответов, следует применить новые категории с обозначениями "Х1", "Х2" и т.д., что требуется очень редко). Низкий показатель гибкости указывает на ригидность мышления, низкий уровень информированности, ограниченность/неразвитость интеллектуального потенциала и/или низкую мотивацию, самомотивацию, заинтересованность.
Определяем баллы за оригинальность: это результаты, в которых тестируемые:
- проявляют
оригинальность, находчивость, пластичность,
фантазии; здесь засчитывается максимальн
- объединяют
несколько исходных фигур,
- за объединение двух рисунков - 2 балла;
- за объединение 3-5 рисунков - 5 баллов;
- за объединение 6-10 рисунков - 10 баллов (максимальная).
Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность. Высокие значения этого показателя характеризуют высокую творческую и интеллектуальную активность, неконформность, устойчивость жизненных позиций. Оригинальность решения способствует умению конструировать.
Определяем баллы за разработанность: при оценке тщательности разработки ответов, баллы даются за каждую значительную деталь, идею, дополняющую исходный стимульный элемент как в границах его контура, так и за его пределами. При этом, однако, добавленный элемент каждого рисунка должен быть значительным, иначе его разработанность не оценивается. Таким образом, по 1 баллу даётся за:
- каждую существенную
добавленную деталь. При этом
каждый класс деталей
- цвет (если он дополняет основную идею рисунка; создаёт фон);
- специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею): тени, объём, тональность;
- украшение (если оно имеет смысл);
- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному изображению: так, одинаковые предметы, фигуры разного размера могут передавать идею пространства, перспективу;
- поворот рисунка
на 90 градсов и более; необычность
ракурса (например, вид изнутри);
выход за рамки задания
- каждое дополнение в названии сверх необходимого минимума.
Если линия разделяет рисунок на две значимые части, то подсчитывают баллы в обеих частях и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - пояс, шарф и т. д., то она оценивается одним баллом.
Максимальное количество баллов равно 10-ти.
Таким образом, данный метод даёт возможность достаточно полного изучения воображения у детей младшего школьного возраста; его особенностей и диагностики его развития.
Анализ результатов исследования и их интерпретация
При анализе рисунков учитывался личностный стиль тестируемого, многообразие проявленных ассоциаций, новизна идей и принципы их творческого воплощения; минимум внимания обращалось на "профессиональную" технику художественного оформления рисунков.
Проведя тестирование на определение уровня развития воображения школьников и получив данные по критериям воображения, мы получаем следующие диагностические данные, представленные в таблице (см.Знач. показ. Теста уч. 2 кл).
Проведя расчеты, мы получаем общие (суммарные) и средние баллы критериев воображения (см.файл Знач. показ. Теста уч. 2 кл)
Рассмотрим средние диагностические данные критериев воображения школьников на примере гистограммы: (см. файл Знач. показ. Теста уч. 2 кл)
Рассмотрим диагностические результаты критериев воображения (в среднем по классу) и их интерпретацию.
Продуктивность. Этот показатель не является специфическим для воображения, но применение его позволяет наблюдать ход творческой мысли под воздействием воображения. Полученные данные показывают, что активность продуктивности в классе выше среднего. Это говорит о наличии у детей устремлений, проектов, идей, которые они готовы воплощать.
Гибкость. Данный показатель оценивает разнообразие идей и стратегий воображения, способность находить связь между различными аспектами.
Здесь полученные данные говорят о том, что дети имеют развивающееся мышление, стремление к информированности, устойчивый развивающийся творческий и интеллектуальный потенциал, волевую самомотивацию и непосредственную заинтересованность.
Оригинальность.
Показатель оригинальности характеризует
способность выдвигать/
Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны при высокой успеваемости, способности к изобретательской и конструктивной деятельности, конкретности и точности. Низкие значения - характерны при недисциплинированности, отставании, нерадивости, халатности, невнимательности. Полученные нами данные показывают конструктивную направленность развития способностей, изобретательской деятельности и успеваемости детей в классе.
Информация о работе Исследование воображения детей младшего школьного возраста