Исследование проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Исторически сложилось, что проблема биологического и социального в развитии психики человека и его поведении волновала ученых-психологов не только в России, но и за рубежом. Актуальность этой темы основана на различиях биологических процессов в организме с социальными, и интерес к тому, чтобы найти связь между социальными и биологическими аспектами развития человека никогда не ослабнет. Исходя из актуальности, можно поставить ряд задач для данной работы:
Изучить отношение ученых к проблеме социального и биологического в развитии психики.
Рассмотреть проводимые исследования в данной области.
Обобщить полученные знания исходя из изученного материала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..4-5
Глава 1. Понятие жизнедеятельности человека с позиции взаимосвязи с биологическим и социальным аспектами……………………………..5-9
Глава 2. Проблема биологических и социальных аспектов в развитии психики и их исследования………………………………………………………..9-18
Глава 3. Исследование проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов……………………………………………..18-24
Выводы……………………………………………………………………24-25
Список использованных источников……………………………………26
Практическая часть. Исследование теории К.Дункера…………….27-34

Файлы: 1 файл

проблемы биологического и социального в развитии психики и поведении человека.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Вторая  задача: « Представьте себе, что  Вы врач. В вашу клинику поступил больной с неоперируемой опухолью желудка. В Вашем распоряжении имеются Х-лучи, обладающие свойством разрушать как больные, так и здоровые ткани. Придумайте способ, с помощью которого Вы могли бы разрушить опухоль так, чтобы здоровые ткани остались неповрежденными». 

Результаты  работы и их обработка

Работа  с первым испытуемым.

1-я  задача.

Краткий протокол.

Э. Читает задачу.

И. Продвижение  по площади?

Э.Нет. Послушай задачу еще раз.

И. по объездной  бы ехали.

Э.А  люди?

И. тоже по объездным путям пошли бы.

Э.Молодец. Быстро и правильно. 
 
 

Родословное дерево. 

     

     Обсуждение: В данном случае ФЗ (функциональное значение) о нахождении пути прошло быстро. Мыслительный процесс выдал  направить всех по объездным путям и затора на главной улице не будет. Это говорит о подвижности мыслительных процессов. 
 

     2-я  задача.

     Краткий протокол.

Э.Читает задачу.

И. Завязать в узел больные ткани.

Э. Больной  неоперируем.

И. Так  внутри у него что ли?

Э. Да.

И. направила  бы на желудок. Через поверхность.

Э. Но лучи повреждают и здоровые и больные  ткани, как ты это проведешь, не задев  здоровых?

И. эти  лучи были все должны быть целенаправленны  на больное место, сфокусировав их.

Э.Правильно. 

     Родословное дерево.

     

     Обсуждение:  В данном случае  осмысление того, что направить все лучи в одно место пришло очень быстро. Распознав в задаче  то, что нельзя направлять лучи просто и бессознательно, пришло решение целенаправленно все лучи направить на больное место.

Протокол  беседы.

Э. Тебе понравились задачи?

И. Вторая задача мне не понравилась, так как  я  считаю, что она не продумана.

Э. А  первая тебе не показалась сложной?

И. Нет.

Э.А  как ты считаешь, задачи похожи?

И. Нет, не похожи.

Э. Но ведь в обеих задачах суть сводится к тому, что из многих мест  собрать в одно.

И. Все  равно они не похожи. И вторая задача мне не нравится, она не продумана, потому что кожа – это тоже ткань, и она все равно повредится. 

     Протокол  беседы со вторым испытуемым.

Задача  №1.

Э.читает задачу.

И.Ну, ты же говоришь, что как – то надо ее защитить?

Э.Нет, послушай еще раз задачу.

И. Расстрелять всех и все.

Э.Ты думаешь, это поможет разгрузить улицу?

И.Конечно.

Э. Почему?

И. Одни испугаются и убегут.

Э.Это  не гуманный способ, его нельзя применять. Кроме того, люди могут начать напирать сзади и у тебя ничего не выйдет.

И. Слезоточивый газ.

Э.А ты представь, что ты полицейский.

И. взять и бросить что-нибудь, чтобы все разбежались.

Э. Этот способ не подойдет. Эти люди разбегутся, другие придут.

И. Тогда перекрыть движение и все.

Э. Непонятно, куда тогда денется блокада?

И. пусть идут разными способами.

Э.Что это значит?

И. пусть идут обходными путями на эту площадь.

Э.Правильно.

 
 

Обсуждение: В данном случае ФЗ  направить всех обходными путями- пришло не сразу. Ум пытался разогнать  людей полицейскими методами из фильмов, как разгоняют демонстрантов. Дошло до перекрытия движения, а потом нашелся способ – идти разными способами -  из которого и вытекли обходные варианты передвижения. 

     Задача  №2.

     Краткий протокол.

Э.читает задачу.

И. Х-лучи, которые разрушают и больные и здоровые?

Э.ДА.

И. Ну, не знаю, я не врач.

Э. А ты подумай.

И. Ну, есть у меня лучи, ну и что. Они же и здоровые и больные повреждают?

Э.Да.

И. Надо их как-то направить на это место.

Э.Так ведь они могут задеть и здоровые места.

И.Их надо чем-то как-то направить на это место.

Э. А вдруг они здоровые заденут, пока будешь направлять?

И. Надо направить туда, куда надо, а не вбок.

Э.И что из этого выйдет?

И. Их надо сфокусировать в одно место чем-нибудь и ничего не заденем.

Э.Правильно, молодец.

 

     Обсуждение:

     Как видно из краткого протокола, и родословного дерева, в данном случае решению  сфокусировать все в одном  месте предшествует решение направить на больное место. Наиболее оптимальный способ был найден очень быстро, так как функциональное значение – сфокусировать все в одном месте – пришло быстро, ум искал как направить на больное место и ФЗ вышло на передний план.

Протокол  беседы.

Э. Тебе понравились задачи?

И.Да, занятные задачки. Сразу и не поймешь, что  требуется сделать?

Э. А  какая тебе показалась сложнее?

И. Я  думаю, что первая. Блокада  улицы  – это тяжело для рассасывания людей.

Э. А  как ты считаешь, эти задачи похожи?

И. Нет, я думаю, что они разные.

Э. А  тебе не кажется, что они по структуре  похожи? И там, и здесь надо собрать  в одно место с разных сторон.

И. нет, я все равно думаю, что они  разные и даже так не похожи. 
 

     Обсуждение  результатов по 2-м  испытуемым

     В данном случае, оба испытуемых отрицают взаимосвязь между двумя задачами и в процессе решения они не опирались на предыдущую при решении второй задачи. Исходя из приложенных протоколов беседы после решения двух задач, оба испытуемых  считают, что две задачи отличаются в корне. В одной надо собрать всех на площади разными дорогами и не было разных сторон, их надо было найти, а в другой – объединить лучи и направить на больное место.  Таким образом, наша гипотеза о том, что для решения задач не требуется осознания сходства задач, подтвердилась. Оба испытуемых отказались принимать факт похожести обеих задач.

Информация о работе Исследование проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов