Исследование проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Исторически сложилось, что проблема биологического и социального в развитии психики человека и его поведении волновала ученых-психологов не только в России, но и за рубежом. Актуальность этой темы основана на различиях биологических процессов в организме с социальными, и интерес к тому, чтобы найти связь между социальными и биологическими аспектами развития человека никогда не ослабнет. Исходя из актуальности, можно поставить ряд задач для данной работы:
Изучить отношение ученых к проблеме социального и биологического в развитии психики.
Рассмотреть проводимые исследования в данной области.
Обобщить полученные знания исходя из изученного материала.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..4-5
Глава 1. Понятие жизнедеятельности человека с позиции взаимосвязи с биологическим и социальным аспектами……………………………..5-9
Глава 2. Проблема биологических и социальных аспектов в развитии психики и их исследования………………………………………………………..9-18
Глава 3. Исследование проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов……………………………………………..18-24
Выводы……………………………………………………………………24-25
Список использованных источников……………………………………26
Практическая часть. Исследование теории К.Дункера…………….27-34

Файлы: 1 файл

проблемы биологического и социального в развитии психики и поведении человека.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Лист  для замечаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4-5

Глава 1. Понятие жизнедеятельности  человека с позиции  взаимосвязи с  биологическим и  социальным аспектами……………………………..5-9

Глава 2. Проблема биологических  и социальных аспектов в развитии психики и их исследования………………………………………………………..9-18

Глава 3. Исследование   проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов……………………………………………..18-24

Выводы……………………………………………………………………24-25

Список  использованных источников……………………………………26

Практическая  часть. Исследование теории К.Дункера…………….27-34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Человек — существо биосоциальное, характеризующееся членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, свидетельствующие, что если дети с самого раннего возраста растут вне общества, то они остаются на уровне развития животных — у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими генерациями. Принимая участие в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические способности, которые уже сформировались у человечества.   На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии своих психических способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных.

       Конечно, достижения в развитии  психических функций и способностей  накапливались постепенно, передаваясь  от поколения к поколению. Значит, достижения эти так или иначе  закреплялись. В противном случае их прогрессивное и к тому же все ускоряющееся развитие было бы невозможно.

Проблема  биологического и социального имеет  для научной психологии решающее значение. Это, прежде всего,  идея о том, что развитие психических функций и способностей, специфических для человека, представляет собой совершенно особый процесс. Процесс этот принципиально отличается не только от процесса развертывания биологически унаследованного поведения. Он отличается также и от процесса приобретения индивидуального опыта.

Исторически сложилось, что проблема биологического и социального в развитии психики  человека и его поведении волновала  ученых-психологов не только в России, но и за рубежом. Актуальность этой темы основана на различиях биологических  процессов в организме с социальными, и интерес к тому, чтобы найти связь между социальными и биологическими аспектами развития человека никогда не ослабнет. Исходя из актуальности, можно поставить ряд задач для данной работы:

  • Изучить отношение ученых к проблеме социального и биологического в развитии психики.
  • Рассмотреть проводимые исследования в данной области.
  • Обобщить полученные знания исходя из изученного материала.

 поскольку  данная проблема затрагивалась  в работах российских и советских  психологов, нужно упомянуть, что  данную проблему рассматривали в своих трудах такие выдающиеся деятели отечественной психологии, как Л.С.Выготский, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинникова, А.Н.Леонтьев и другие.

Глава 1. Понятие жизнедеятельности человека с позиции взаимосвязи с биологическим и социальным аспектами

       Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли последнего. Поскольку сознание, речь и прочее не передаются в порядке биологической наследственности, а формируются в жизни, то ученые оперируют понятиями индивид и личность. Под первым понимается биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Под вторым — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, она не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Такие внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию). Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др. [3,с.144]. Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, — этот процесс называется «интериоризация». Ранняя смерть помешала Л.С.Выготскому завершить оформление целостной теоретической системы. Дальнейшее развитие его идей осуществили психологи Харьковской школы А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.И.Зинченко, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович и др. в комплексной программе исследований развития психики. Концептуальным стержнем программы стало понятие предметной деятельности.

     Как отмечал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития определяется, прежде всего, активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы. Время жизни, или ее протяженность, пространство жизни (англ. life time, life span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: от нее во многом зависят, в частности, длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» — понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию. [8,с.34]

     Понятие жизненного цикла предполагает, что  ход жизни подчинен известной  закономерности, а его этапы («возрасты жизни», «времена жизни») представляют собой постоянный круговорот. Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития —«жизненный путь». Он характеризует процесс развития человека, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование личности. В последние годы системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли важное место в психологии развития. Особенное внимание современная наука уделяет проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.

     Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то — подчас болезненной — психологической  перестройкой, психология развития выработала особое понятие «возрастные кризисы», или «нормативные кризисы развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности, и т.д.

Зная  соответствующие биологические  и социальные законы, можно достаточно точно указать, в каком возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.

    Ни  одно психофизиологическое (например, наступление половой зрелости) или  социально-психологическое (например, поступление в школу или вступление в брак) событие в жизни человека не может быть понято вне соотнесения  его:

  • с хронологическим возрастом индивида в момент наступления события;
  • с когортной принадлежностью индивида, определяемой датой его рождения;
  • с исторической эпохой и календарной датой совершения этого события.

    Далеко  не одно и то же, вступил ли человек  в брак в 18 или в 30 лет; соответствовал ли возраст его вступления в брак среднестатистическим нормам для данного поколения или не соответствовал (для этого нужно знать год его рождения), произошло ли это событие во время войны или в мирное время (для этого нужна календарная дата вступления в брак). Хотя время индивидуальной жизни автономно от социальной структуры и истории, значение и смысл составляющих эту жизнь периодов и событий можно понять лишь в связи с ними.

    Американские  ученые Л.Р. Шеррод и О.Г. Брим (младший) резюмируют современные представления о жизненном пути человека следующим образом. Развитие является принципиально плюралистическим как в процессе, так и в результате: ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. [6]

     Развитие  происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению  сохраняется на всем протяжении жизни. Это значит, что развитие человека не ограничивается отдельным периодом его жизни и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие периоды. Различные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно имеет сходные траектории или даже сходные принципы.

     Развитие  разных людей протекает крайне неодинаково. Межиндивидуальные различия могут  включать биосоциальные процессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классовой  и иной принадлежности. Это значит, что межиндивидуальная изменчивость (вариабельность) может отражать изменчивость процесса развития.

     Развитие  в разных областях жизнедеятельности  детерминируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязаны: оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например биологии (развитие не является простым процессом созревания, развертывания чего-то заранее данного) или среды (развитие не является простым процессом воспитания и научения). [6]

     Структурным воплощением жизненного процесса и  жизненной перспективы является жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

     Согласно  первому подходу, представленному  работами отечественных авторов (С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева и др.), личность осознанно  выбирает и регулирует процесс жизни. При этом важную роль в формировании представлений ребёнка о целях и структуре жизненного пути играют родители. В конечном счёте, по выражению С.Л.Рубинштейна, «человек сам определяет своё отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию». Учёный полагает, что только определённые соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Информация о работе Исследование проблемы биологического и социального в работах отечественных психологов