Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 234.31 Кб (Скачать)

На основании полученных результатов для руководителей  дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

  • Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению.
  • Психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к "победе" создает напряжение и тревогу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной  сухостью педагога, расширением сферы  экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное  влияние на характер профессионального  общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой  психологической помощи, становлению  профессионального коллектива. Некоторые  педагоги, подвергшиеся эмоциональному выгоранию, меняют профессию и всю  остальную жизнь скучают по общению  с детьми, другие же остаются работать, но, не зная как преодолеть «эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе со всей душой, как это было раньше.

«Человеческий фактор» всегда играл ведущую роль в системе  образования. От способности педагога быть воспитателем своих учащихся, учитывать их индивидуальные способности  и склонности, от их умения создавать  благоприятный социально-психологический  климат в коллективе зависит эффективность  учебной деятельности. Особенно данный показатель велик если педагог не испытывает негативных эмоций, которые  могут стать предвестниками развития синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания  – есть длительное, неблагоприятное  для развития личности педагога состояние, связанное с недостаточным, противоречивым и негативным воздействием на него социальной атмосферы (внешние обстоятельства) и завышенными требованиями к  себе.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • Анализ полученных данных показал, что существует определенная закономерность проявления синдрома эмоционального выгорания, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. Синдром эмоционального выгорания более выражен в группе педагогов в возрасте более 40 лет. Отдельные симптомы, такие как «неудовлетворенность собой», неадекватное эмоциональное реагирование»,  «эмоциональный дефицит» проявляются у педагогов всех возрастов.
  • Можно предположить, что среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка.
  • Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики (воспитанники), которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.

Характеризуя проведенное  исследование как завершенное на данном этапе, следует констатировать, что оно не исчерпало (и не может  исчерпать) все аспекты этой сложной  проблемы.

 

Список литературы:

  1. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика: Психологический журнал / – М. Спутник +, 2005.  № 6.
  2. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.  –  № 5. – С. 34.
  3. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М. В. Баробанова. - М.: Педагогика, 2005. – 527 с
  4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб, 2005.
  5. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: учебное пособие / В. В. Бойко. - М.: Наука, 2003. – 154 с.
  6. Боровикова, С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С. А. Боровикова; – М.: Просвещение, 2004. – 151 с. – ISBN 5–8431–0547–0.
  7. Борисова, М. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 23–27.
  8. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
  9. Васильев, И. А. Мотивация и контроль действий: учебное пособие / И. А. Васильев. - Харьков, 2004. – 168 с.
  10. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова.– СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
  11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.  Синдром   выгорания : диагностика и профилактика. -- СПб.: Питер, 2005.
  12. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2008. – 336 с.
  13. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек—человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.
  14. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.   Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия «Практическая психология».
  15. Гнездилова, О. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога / О. Гнездилова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.
  16. Д.Гоулман Эмоциональный интеллект.: ВКТ – 2009, 160 с.
  17. Демина, А. Д. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения: учебное пособие / А. Д. Демина. – М.: Просвещение, 2006. – 236 с.
  18. Демьянчук, Р. В. Как не «сгореть» у учительского стола: советы психолога / Р. В. Демьянчук; под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб. : Просвещение, 2006. – 93 с..
  19. Журавлева, Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его профилактики / Г. Журавлева // Народное образование. – 2005. - № 5. – С. 114–120.
  20. Зеер, Э. Кризисы профессионального становления личности / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Психологический журнал. – 1997. - № 6. – С. 35–44.
  21. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
  22. Ильин Е. П. И46     Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  23. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005.
  24. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии/Т. Крон//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#ссылка 3
  25. Когда обожжены нервы: статья / авторы С. Иевлева, Т. Шаталова ; Педагогическая библиотека. - Режим доступа : http://www.pedlib.ru/ katalogy/katalog.php?id=1&find_me=!&page=1/ (6 дек. 2008)
  26. Кожевникова, Э. Проблема профессионального отчуждения педагогов в аспекте возникновения дисфункционального стереотипа эмоционального поведения / Э. Кожевникова // Образование и наука. – 2006. - № 3. – С. 77-86.
  27. Кочунас, Р. Основы психологического консультирования: учебное пособие / Р. Кочунас. - СПб.: Питер, 2005. – 242 с.
  28. Кроль, В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. М. Кроль. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 324 с.
  29. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е.Лешукова//Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#
  30. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - М. : Сфера, 2004. – 141 с.
  31. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа / А. Лэнгле // Воросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
  32. Макаревич, Р. А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: учебное пособие / Р. А. Макаревич. - СПб.: Питер, 2007. – 267 с
  33. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. Вузов / Л. М. Митина. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
  34. Моцкин, Ю. В. Психологические основы профилактики перенапряжения: учебное пособие / Ю. В. Моцкин. – СПБ.: Алетейя, 2006 – 263 с.
  35. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. –256 с.
  36. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. –№ 1. – С. 16–21.
  37. Пряжников, Н. Стратегии преодоления «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. Пряжников, Е. Ожогова // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 2. – С. 87–94
  38. Родионов, В. Учительский стресс / В. Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая // Школьный психолог. - 2006. - № 4.- С. 24-29.
  39. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал, 2002, Т. 23, № 3.
  40. Филина, С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / С. Филина // Школьный психолог. – 2003. - № 36. – С. 45–50.

 


Информация о работе Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения