Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 234.31 Кб (Скачать)

В-третьих, стал разнообразнее  психодиагностический инструментарий. На данном этапе зарубежные психологи  измеряют выгорание с помощью  нескольких тестов: MBI, SBS и The Tedium Scale [39]. Самым распространенным тестом по измерению выгорания является MBI, все остальные разрабатываются на его основе. Однако опросник MBI критикуется многими специалистами за то, что он чаще измеряет личностные черты и установки, чем ситуационные факторы выгорания.

В-четвертых, помимо использования  лонгитюдного метода проводятся кросс-культурные исследования выгорания. Например, результаты сравнения пяти профессиональных групп (образование, социальная служба, медицина, психиатрия и тюрьма) показали схожие профили выгорания у специалистов США и Голландии.

В-пятых, предметом исследования американских психологов выступил антипод  феномена выгорания. В качестве такового К. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду [41]. К. Маслач считает, что повышение вовлеченности в работу более эффективно, чем обучение сотрудников эффективным копинг-стратегиям.

В-шестых, наблюдается «выход»  синдрома выгорания из узкого толкования его в рамках трудовой деятельности и приобретение им статуса экзистенциального  явления. «Выгорающий» или «выгоревший» человек ощущает сложную симптоматику душевных потерь вследствие длительного  психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает психическое (субъективное) и физическое неблагополучие, снижается или утрачивается трудовая активность и работоспособность, исчезает удовлетворенность качеством жизни и осуществлением смысла жизни. В.Е. Орел пишет: «Американские психологи выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности» [34].

Таким образом, на современном  этапе американской науки исследования выгорания ведутся как в психологии стрессовых состояний, так и в  рамках психологии профессиональной деятельности и экзистенциальной психологии.

Синдром психического «выгорания»  широко исследуется в зарубежной психологии уже более двадцати пяти лет. В отечественной психологии интерес к этому явлению возник относительно недавно.

В моделе немецких исследователей Энзмана и Клейбера выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации.

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». Авторы динамической фазовой модели «burn-out» - Р.Т. Голембиевский и Р.Ф. Голембиевский - выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений.

Японские исследователи  считают, что для определения  выгорания к трехфакторной модели Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение). Большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен (например, исключение фактора «персональные достижения» сближает синдром выгорания с депрессией). Существует также двухфакторный подход - Д.В. Дайрендонк, У.Б. Шефли - согласно которому в синдром «выгорания» входят:

- эмоциональное истощение  - «аффективный» фактор, относится  к сфере жалоб на плохое  физическое самочувствие, нервное  напряжение;

- деперсонализация - «установочный»  фактор, проявляется в изменении  отношений к пациентам или  к себе.

При рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, Пинес и Аронсон это явление рассматривают как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

A. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «burn-out» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В противоположность двум предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

В настоящее время нет  единого взгляда на структуру  синдрома burnout, но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [36].

1.2. Личность педагога и эмоциональное выгорание.

Выбор сферы деятельности "Человек - человек" и процесс  накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как 3 этапа  становления качеств личности профессионала. 1 этап - репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3 этап - "как?" - после 40 лет. Затем - либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.[30]

Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное  выгорание. Эмоциональному выгоранию  в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает  в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние  внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим  выгорание у воспитателей ДОУ, можно  отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся  высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относятся  личностный фактор, который проявляется  в неудовлетворенности своей  самореализацией в различных  жизненных и профессиональных ситуациях.

К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:

  • характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
  • загруженность рабочего дня;
  • высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
  • большое количество детей в группе;
  • нечеткая организация деятельности;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
  • социальные условия.
  • Среди субъективных факторов выделяются:
  • индивидуальные свойства нервной системы;
  • уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
  • мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
  • опыт, знания, навыки.

Основываясь на понимании  эмоционального выгорания как динамического  процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:

  • напряжения;
  • резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
  • истощения.

Напряженными для педагога могут быть ситуации :

  • взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
  • взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
  • взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
  • низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

 

 

Таким  образом, в данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования синдрома эмоционального выгорания.        

 Анализ литературы  по данной тематике позволяет  нам сформулировать теоретическую  позицию, согласно которой синдром  эмоционального выгорания развивается  в процессе профессиональной  деятельности в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.   

 Эмоциональное выгорание  – это динамический процесс  и возникает поэтапно, в полном  соответствии с механизмом развития  стресса, когда налицо все три  фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.        

 Важно отметить, что  авторы статей и работ по  эмоциональному выгоранию, говорят  о нем неоднозначно. В одном  случае как о профессиональной  деформации, которая негативно отражается  на профессиональной деятельности, а в другом – как о механизме  психологической защиты, который  позволяет регулировать психику  и защищать ее от негативных  эмоциональных воздействий.        

 Эмоциональное выгорание  инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические  особенности сотрудника детского  образовательного учреждения и  специфические особенности профессиональной  деятельности эмоционального характера.  Проведя обзор факторов, влияющих  на развитие выгорания, мы можем  прийти к выводу, что многочисленные  исследования данных факторов  не дали ответа на вопрос  о том, что же является главным  в возникновении этого явления.  Какова его основная причина  – личностные черты или характеристики  деятельности, особенности взаимодействия  с клиентами или факторы рабочей  среды? Решение данных проблем  особенно важно, прежде всего,  для разработки мер по предупреждению выгорания.

из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (90% респондентов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания).
  2. По методике В.В.Бойко из симптомов синдрома эмоционального выгорания наиболее ярко выражен в фазе напряжения симптом неудовлетворенности собой – 50% , в фазе резистенции – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 55%, в фазе истощения – симптом эмоционального дефицита – 45%.
  3. В фазе напряжения наиболее ярко выражен симптом неудовлетворенности собой  у воспитателей после 40 лет – 60%.
  4. В фазе резистенции наиболее ярко выражен симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования у респондентов до 40 лет – 83,3%
  5. В фазе истощения наиболее ярко выражен симптом эмоционального дефицита у воспитателей до 28 лет (50%) и воспитателей после 40 лет (50%)
  6. По методике В.В.Бойко из фаз синдрома эмоционального выгорания наиболее ярко выражена фаза напряжения – 45%.
  7. По методике MBI видно, что у респондентов высокий уровень редукции личных достижений – 35%, но важно отметить, что у респондентов до 28 лет высокий уровень эмоционального истощения.
  8. У педагогического коллектива в целом благоприятное состояние, так как преобладающие показатели находятся на уровне нормы  и выше нормы.

На основании полученных результатов для руководителей  дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

Информация о работе Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения