Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
В-третьих, стал разнообразнее психодиагностический инструментарий. На данном этапе зарубежные психологи измеряют выгорание с помощью нескольких тестов: MBI, SBS и The Tedium Scale [39]. Самым распространенным тестом по измерению выгорания является MBI, все остальные разрабатываются на его основе. Однако опросник MBI критикуется многими специалистами за то, что он чаще измеряет личностные черты и установки, чем ситуационные факторы выгорания.
В-четвертых, помимо использования лонгитюдного метода проводятся кросс-культурные исследования выгорания. Например, результаты сравнения пяти профессиональных групп (образование, социальная служба, медицина, психиатрия и тюрьма) показали схожие профили выгорания у специалистов США и Голландии.
В-пятых, предметом исследования американских психологов выступил антипод феномена выгорания. В качестве такового К. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду [41]. К. Маслач считает, что повышение вовлеченности в работу более эффективно, чем обучение сотрудников эффективным копинг-стратегиям.
В-шестых, наблюдается «выход»
синдрома выгорания из узкого толкования
его в рамках трудовой деятельности
и приобретение им статуса экзистенциального
явления. «Выгорающий» или «выгоревший»
человек ощущает сложную
Таким образом, на современном
этапе американской науки исследования
выгорания ведутся как в
Синдром психического «выгорания» широко исследуется в зарубежной психологии уже более двадцати пяти лет. В отечественной психологии интерес к этому явлению возник относительно недавно.
В моделе немецких исследователей Энзмана и Клейбера выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации.
Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». Авторы динамической фазовой модели «burn-out» - Р.Т. Голембиевский и Р.Ф. Голембиевский - выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений.
Японские исследователи
считают, что для определения
выгорания к трехфакторной
- эмоциональное истощение - «аффективный» фактор, относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
- деперсонализация - «установочный» фактор, проявляется в изменении отношений к пациентам или к себе.
При рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, Пинес и Аронсон это явление рассматривают как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
A. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «burn-out» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В противоположность двум предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома burnout, но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [36].
1.2. Личность педагога и эмоциональное выгорание.
Выбор сферы деятельности "Человек - человек" и процесс накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала. 1 этап - репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3 этап - "как?" - после 40 лет. Затем - либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.[30]
Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим
выгорание у воспитателей ДОУ, можно
отнести специфику
К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К внешним, объективным условиям
педагогического труда
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:
Напряженными для педагога могут быть ситуации :
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования синдрома эмоционального выгорания.
Анализ литературы
по данной тематике позволяет
нам сформулировать
Эмоциональное выгорание
– это динамический процесс
и возникает поэтапно, в полном
соответствии с механизмом
Важно отметить, что
авторы статей и работ по
эмоциональному выгоранию,
Эмоциональное выгорание
инициируется комплексом
из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
На основании полученных результатов для руководителей дошкольных образовательных учреждений были составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания: