Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Показатели развития симптомов в фазе резистенции
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.4
У воспитателей после 40 лет
в фазе резистенции преобладают такие
сложившиеся симптомы, как неадекватное
избирательное эмоциональное реагирование
(50%) и эмоционально-нравственная дезориентация(60%).
У воспитателей до 40 лет сложился такой
симптом, как неадекватное избирательное
эмоциональное реагирование (83,3%). У
воспитателей до 28 лет сложились следующие
симптомы: эмоционально-нравственная
дезориентация (50%) и редукция профессиональных
обязанностей (75%).
Результаты исследования уровня истощении по методике В.В. Бойко
Таблица 3
№ |
Возраст |
Стаж работы |
Симптомы |
Фаза истощении | |||
Эмоц-ый дефицит |
Эмоц-ая отстраненность |
Деперсонализация |
Психосом-ие и психовегет-ые нарушения | ||||
1 |
24 |
1 |
0 |
3 |
0 |
5 |
82 |
2 |
24 |
3 |
22 |
8 |
18 |
17 |
65 |
3 |
25 |
3 |
18 |
3 |
3 |
13 |
37 |
4 |
27 |
3 |
14 |
20 |
13 |
6 |
53 |
5 |
29 |
5 |
10 |
3 |
3 |
6 |
22 |
6 |
30 |
5 |
5 |
10 |
5 |
5 |
25 |
7 |
34 |
10 |
26 |
12 |
8 |
5 |
51 |
8 |
38 |
16 |
22 |
2 |
5 |
10 |
39 |
9 |
38 |
19 |
7 |
3 |
0 |
11 |
21 |
10 |
40 |
19 |
0 |
8 |
0 |
8 |
18 |
11 |
41 |
18 |
17 |
7 |
22 |
24 |
63 |
12 |
44 |
21 |
10 |
12 |
13 |
15 |
50 |
13 |
47 |
24 |
12 |
25 |
28 |
10 |
70 |
14 |
47 |
25 |
5 |
16 |
7 |
15 |
43 |
15 |
49 |
26 |
22 |
2 |
15 |
18 |
57 |
16 |
50 |
29 |
18 |
10 |
8 |
5 |
41 |
17 |
51 |
17 |
10 |
2 |
11 |
15 |
38 |
18 |
52 |
20 |
25 |
0 |
10 |
8 |
43 |
19 |
56 |
34 |
25 |
2 |
8 |
15 |
50 |
20 |
62 |
39 |
22 |
2 |
18 |
20 |
62 |
До 28 лет |
Не сложив-ся |
1=25% |
3=75% |
2=50% |
2=50% |
0=0% | |
Складыва-ся |
1=25% |
0=0% |
1=25% |
1=25% |
2=50% | ||
Сложив-ся |
2 =50% |
1=25% |
1=25% |
1=25% |
2=50% | ||
До 40 лет |
Не сложив-ся |
3=50% |
4=66,7% |
6=100% |
4=66,7% |
5=83,3% | |
Складыва-ся |
1=16,7% |
2=33,3% |
0=0% |
2=33,3: |
1=16,7% | ||
Сложив-ся |
2=33,3% |
0=0% |
0=0% |
0=0% |
0=0% | ||
После 40 лет |
Не сложив-ся |
2=20% |
5=50% |
3=30% |
2=20% |
0=0% | |
Складыва-ся |
3=30% |
3=30% |
5=50% |
5=50% |
8=80% | ||
Сложив-ся |
5=50% |
2=20% |
2=20% |
3=30% |
2=20% | ||
Не сложив-ся |
6=30% |
12=60% |
11=55% |
8=40% |
5=25% | ||
Складыва-ся |
5=25% |
5=25% |
6=30% |
8=40% |
11=55% | ||
Сложив-ся |
9=45% |
3=15% |
3=15% |
4=20% |
4=20% |
Анализируя показатели таблицы
можно сказать, что у 4 воспитателей
сформирована фаза истощения, среди
которых 2 воспитателей до 28 лет, до 40 лет
– нет, после 40 лет - 2. У 11 воспитателей
(до 28 лет - 2, до 40 лет – 1, после 40 лет
– 8) данная фаза находится в стадии
формирования.
Показатели развития симптомов в фазе истощения
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.5
Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме "выгорания" становится неотъемлемым атрибутом личности.
В фазе «истощение» доминирующим является симптом «эмоционального дефицита», сформировался у 45 % воспитателей, у 25 % находится в стадии формирования. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома «эмоционального дефицита».
Следующим по степени выраженности
является «симптом психосоматических
и психовегетативных нарушений». Симптом
сложился у 20 % воспитателей, на стадии
формирования находится у 40% воспитателей.
Показатели развития симптомов в фазе истощения
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.6
У всех респондентов преобладает
сложившийся симптом
При этом необходимо отметить, что у воспитателей до 40 лет все остальные симптомы на стадии сложившихся нет.
Показатели развития фаз синдрома эмоционального выгорания
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.7
Таким образом, мы видим, что большинство воспитателей находятся в первой фазе эмоционального выгорания – в фазе напряжения(45%), у 30% находится в стадии формирования.
У 25% воспитателей сформировалась фаза резистенции, при этом у 60% воспитателей данная фаза находится в стадии формирования.
Фаза истощения сформировалась у 20 % респондентов, у 55% - находится в стадии формирования.
Показатели развития фаз синдрома эмоционального выгорания
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.8
По диаграмме видно, что в исследуемой группе преобладает сложившаяся фаза напряжения(60%) среди воспитателей после 40 лет, среди воспитателей до 28 лет преобладает фаза истощения (50%), а у воспитателей до 40 лет одинаково сложилась фаза напряжения (33,3%) и фаза резистенции (33,3%).
Методика САН (самочувствие, активность, настроение)
Цель: выявить уровень самочувствия, активности и настроения.
Оборудование: бланк для регистрации ответов, ручка.
Инструкция: На выданном бланке вам нужно выразить оценку своего состояния по каждой позиции в баллах в соответствии с имеющейся шкалой (зачеркните соответствующую цифру). Если вы не можете определить свое состояние по какой-нибудь позиции, то зачеркните 0.
Результаты исследования уровня самочувствия, активности, настроения
по методике В.А. Доскина
Таблица 4
№ |
Возраст |
Стаж работы |
Самочувствие |
Активность |
Настроение | |||
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень | |||
1 |
24 |
1 |
57 |
В.Н |
43 |
Н.Н |
59 |
В.Н |
2 |
24 |
3 |
52 |
Н |
57 |
В.Н |
61 |
В.Н |
3 |
25 |
3 |
55 |
Н |
58 |
В.Н |
56 |
В.Н |
4 |
27 |
3 |
65 |
В.Н |
67 |
В.Н |
65 |
В.Н |
5 |
29 |
5 |
53 |
Н |
33 |
Н.Н |
59 |
В.Н |
6 |
30 |
5 |
65 |
В.Н |
54 |
Н |
57 |
В.Н |
7 |
34 |
10 |
58 |
В.Н |
60 |
В.Н |
46 |
Н.Н |
8 |
38 |
16 |
57 |
В.Н |
38 |
Н.Н |
61 |
В.Н |
9 |
38 |
19 |
57 |
В.Н |
51 |
Н |
67 |
В.Н |
10 |
40 |
19 |
55 |
Н. |
43 |
Н.Н |
59 |
В.Н |
11 |
41 |
18 |
58 |
В.Н |
48 |
Н.Н |
59 |
В.Н |
12 |
44 |
21 |
54 |
Н |
35 |
Н.Н |
57 |
В.Н |
13 |
47 |
24 |
58 |
В.Н |
55 |
Н |
65 |
В.Н |
14 |
47 |
25 |
60 |
В.Н |
60 |
В.Н |
62 |
В.Н |
15 |
49 |
26 |
59 |
В.Н |
30 |
Н.Н |
62 |
В.Н |
16 |
50 |
29 |
58 |
В.Н |
55 |
Н |
64 |
В.Н |
17 |
51 |
17 |
59 |
В.Н |
25 |
Н.Н |
60 |
В.Н |
18 |
52 |
20 |
57 |
В.Н |
29 |
Н.Н |
62 |
В.Н |
19 |
56 |
34 |
63 |
В.Н |
36 |
Н.Н |
59 |
В.Н |
20 |
62 |
39 |
52 |
Н |
52 |
Н |
56 |
В.Н |
До 28 лет |
Ниже нормы |
0=0% |
1=25% |
0=0% | ||||
Норма |
2=50% |
0=0% |
0=0% | |||||
Выше нормы |
2=50% |
3=75% |
4=100% | |||||
До 40 лет |
Ниже нормы |
0=0% |
3=50% |
1=16,7% | ||||
Норма |
2=33,3% |
2=33,3% |
0=0% | |||||
Выше нормы |
4=66,7% |
1=16,7% |
5=83,3% | |||||
После 40 лет |
Ниже нормы |
0=0% |
6=60% |
0=0% | ||||
Норма |
2=20% |
3=30% |
0=0% | |||||
Выше нормы |
8=80% |
1=10% |
10=100% | |||||
Ниже нормы |
0=0% |
10=50% |
1=5% | |||||
Норма |
6=30% |
5=25% |
0=0% | |||||
Выше нормы |
14=70% |
5=25% |
19=95% |
Рассматривая таблицу, мы можем сказать, что у воспитателей самочувствие находится в пределах нормы. Доминирует показатель «выше нормы» - 14 человек, что говорит о благоприятном самочувствии респондентов. У 10 воспитателей показатель «активность находится ниже нормы: до 28 лет -1 воспитатель, до 40 лет- 3, после 40 лет – 6. Среди всех показателей доминирует показатель «настроение» - 19 воспитателей.
Показатели развития уровня САН
(в процентных значениях)
Рис.9
По диаграмме видно, что ниже нормы активность у 50% воспитателей, настроение - у 5%. В норме самочувствие у 30% респондентов, у 25% - активность. Выше нормы самочувствие (70%), активность (25%) и настроение (95%).
Таким образом, у педагогического коллектива в целом благоприятное состояние, так как преобладающие показатели находятся на уровне нормы и выше нормы.
Показатели развития уровня САН
(в процентных значениях)
Рис.10
По диаграмме видно, что самочувствие и активность у всех респондентов всех возрастов выше нормы. А также у воспитателей до 28 лет преобладает активность (75%).
Ниже нормы находится активность у всех респондентов: у воспитателей до 28 лет – 25%, до 40 лет – 50%, после 40 лет – 60%. У 16,7% воспитателей до 40 лет ниже нормы настроение.
Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
Цель: выявить уровень эмоционального выгорания.
Оборудование: бланк для регистрации ответов, ручка.
Инструкция: ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".
Результаты исследования уровня эмоционального выгорания
по методике MBI
Таблица 5
№ |
Возраст |
Стаж работы |
Эмоциональное истощение |
Деперсонализация |
Редукция личных достижений | |||
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень | |||
1 |
24 |
1 |
13 |
Н |
0 |
Н |
34 |
С |
2 |
24 |
3 |
29 |
В |
3 |
Н |
32 |
С |
3 |
25 |
3 |
28 |
В |
3 |
Н |
39 |
Н |
4 |
27 |
3 |
29 |
В |
11 |
С |
25 |
В |
5 |
29 |
5 |
19 |
С |
1 |
Н |
32 |
С |
6 |
30 |
5 |
17 |
С |
9 |
С |
29 |
В |
7 |
34 |
10 |
14 |
Н |
2 |
Н |
40 |
Н |
8 |
38 |
16 |
19 |
С |
6 |
Н |
30 |
В |
9 |
38 |
19 |
15 |
Н |
3 |
Н |
35 |
С |
10 |
40 |
19 |
19 |
С |
1 |
Н |
38 |
С |
11 |
41 |
18 |
19 |
С |
7 |
С |
32 |
С |
12 |
44 |
21 |
32 |
В |
16 |
В |
24 |
В |
13 |
47 |
24 |
22 |
С |
2 |
Н |
34 |
С |
14 |
47 |
25 |
32 |
В |
3 |
Н |
38 |
С |
15 |
49 |
26 |
14 |
Н |
0 |
Н |
41 |
Н |
16 |
50 |
29 |
17 |
С |
0 |
Н |
26 |
В |
17 |
51 |
17 |
23 |
С |
17 |
В |
30 |
В |
18 |
52 |
20 |
21 |
С |
3 |
Н |
27 |
В |
19 |
56 |
34 |
13 |
Н |
2 |
Н |
43 |
Н |
20 |
62 |
39 |
8 |
Н |
2 |
Н |
35 |
С |
До 28 лет |
Низкий |
1чел.=25% |
3 чел.=75% |
1чел.=25% | ||||
Средний |
0 чел.=0% |
1 чел.=25% |
2чел.=50% | |||||
Высокий |
3 чел.=75% |
0 чел.=0% |
1чел.=25% | |||||
До 40 лет |
Низкий |
2 чел.=33,3% |
5чел.=83,3% |
1чел.=16,7% | ||||
Средний |
4 чел.=66,7% |
1чел.=16,7% |
3чел.=50% | |||||
Высокий |
0 чел.=0% |
0чел.=0% |
2чел.=33,3% | |||||
После 40 лет |
Низкий |
3 чел.=30% |
7чел.=70% |
2чел.=20% | ||||
Средний |
5 чел.=50% |
1чел.=10% |
4чел.=40% | |||||
Высокий |
2 чел.=20% |
2чел.=20% |
4чел.=40% | |||||
Низкий |
6 чел.=30% |
15чел.=75% |
4чел.=20% | |||||
Средний |
9 чел.=45% |
3чел.=15% |
9чел.=45% | |||||
Высокий |
5 чел.=25% |
2чел.=10% |
7чел.=35% |
Рассматривая таблицу, мы можем говорить о том, что 5 человек высокий уровень эмоционального истощения, из них до 28 лет – 3 чел., до 40 лет воспитателей с высоким уровнем эмоционального истощения нет, после 40 лет- 2 чел. С высоким уровнем деперсонализации 2 воспитателя – после 40 лет. С высоким уровнем редукции личных достижений 7 респондентов: до 28 лет – 1 человек, до 40 лет – 2, после 40 лет – 4 человека.
Показатели исследования уровня эмоционального выгорания
по методике MBI (К.Маслач и С. Джексон,
адаптированный Н.Е.Водопьяновой)
(в процентных значениях)
Рис.11
Анализируя диаграмму можно
У 25% воспитателей высокий уровень эмоционального истощения. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.
У 10% воспитателей высокий уровень деперсонализации. Она проявляется в деформации отношений с другими людьми.
Показатели исследования уровня эмоционального выгорания
по методике MBI (К.Маслач и С. Джексон,
адаптированный Н.Е.Водопьяновой)
(в процентных значениях)
Рис.12
Анализируя диаграмму можно сказать, что у всех воспитателей высокий уровень редукции личных достижений: до 28 лет – 25%, до 40 лет – 40%. У 75% воспитателей до 28 лет высокий уровень эмоционального истощения, после 40 лет - 20%. Высокий уровень деперсонализации у воспитателей после 40 лет – 20%, у остальных же данного показателя с высоким уровнем нет.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: