Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Межрегиональный открытый социальный институт
Кафедра психологии и педагогики
Специальность 030301 «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социальная психология»
на тему:
«Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения»»
выполнила:
студентка 2 курса з/о
группы: ПС 2 СП
Гурьянова Анна Анатольевна
Научный руководитель:
О.В.Калмыкова
Йошкар-Ола, 2012
Введение
Жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек, поэтому темой нашей курсовой работы стала «Синдром эмоционального выгорания у специалистов дошкольного образовательного учреждения». "Выгорание" - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают "перегорать как лампочки". И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. В результате этого люди не могут эффективно работать.
В настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса эмоционального выгорания работников, в первую очередь, "коммуникативных" и "социальных" профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.
Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов.
Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных
и организационных факторов, инициирующих
синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Объект исследования: личность педагога ДОУ.
Предмет исследования:
эмоциональная сфера педагогов ДОУ.
Гипотезой исследования послужили следующее
предположение:
- на формирование синдрома эмоционального
выгорания оказывают влияние возраст
и стаж работы педагогов и удовлетворенность
работой.
Методы исследования: в ходе нашего исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, тестирование, статическая обработка данных.
В исследовании синдрома эмоционального выгорания мы использовали следующие методики:
|
|
База исследования: МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида» п.Советский Республики Марий Эл
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.
Синдром эмоционального выгорания
проявляется в виде нарастающего
безразличия к своим
Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.
Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [5].
Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное истощение
проявляется в ощущениях
Деперсонализация связана
с возникновением равнодушного и
даже негативного отношения к
людям, обслуживаемым по роду работы.
Контакты с ними становятся формальными,
обезличенными; возникающие негативные
установки могут поначалу иметь
скрытый характер и проявляться
во внутренне сдерживаемом раздражении,
которое со временем прорывается
наружу и приводит к конфликтам.
Подобные состояния имеют место
в замкнутых рабочих
Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.[4]
К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный.
Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствую «выгоранию». Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». [12]
К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения.
Ролевой фактор по Кондо проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности.
К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д.[31]
Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [4].
В настоящее время выделяют
около 100 симптомов, так или иначе
связанных с синдромом
Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burn-out" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений.[39]
В настоящее время нет
единого взгляда на структуру
синдрома эмоционального выгорания, но,
несмотря на это, можно сказать, что
он представляет собой личностную деформацию
вследствие эмоционально затрудненных
и напряженных отношений в
системе «человек-человек». Последствия
выгорания могут проявляться
как в психосоматических
У людей, пораженных синдромом
эмоционального выгорания, как правило,
выявляется сочетание психопатологических,
психосоматических, соматических симптомов
и признаков социальной дисфункции.
Наблюдаются хроническая
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: