Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 234.31 Кб (Скачать)

 

 

Межрегиональный открытый социальный институт

 

Кафедра  психологии и педагогики

Специальность 030301 «Психология»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Социальная  психология»

на тему:

«Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения»»

 

выполнила:

студентка 2 курса з/о          

группы: ПС 2 СП                    

Гурьянова Анна Анатольевна

 

Научный руководитель:

О.В.Калмыкова 

Йошкар-Ола, 2012

Введение

Жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой  человек, поэтому темой нашей  курсовой работы стала «Синдром эмоционального выгорания у специалистов дошкольного  образовательного учреждения». "Выгорание" - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Погоня за прибылью, не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают "перегорать как лампочки". И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. В результате этого люди не могут эффективно работать.

В настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса эмоционального выгорания работников, в первую очередь, "коммуникативных" и "социальных" профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном.

Следует отметить, что эмоциональное  выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. Поэтому проблема эмоционального выгорания является востребованной и требует дальнейших исследований и доработок.

Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов.

Задачи:  
1.Изучение литературы по заявленной теме.

2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.

3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.  
4. Обработка и анализ результатов исследования.

Объект исследования: личность педагога ДОУ.  
Предмет исследования: эмоциональная сфера педагогов ДОУ.

Гипотезой исследования послужили следующее предположение:  
- на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние возраст и стаж работы педагогов и удовлетворенность работой.

Методы исследования: в ходе нашего исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, тестирование, статическая обработка данных.

В исследовании синдрома эмоционального выгорания мы использовали следующие методики:

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко 
  • Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
  • Методика САН (самочувствие, активность, настроение), которая предложена В. А Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение.
 

База исследования: МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида» п.Советский Республики Марий Эл

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Синдром эмоционального  выгорания, его характеристика  и стадии

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.

Синдром эмоционального выгорания  проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации  в форме растущего негативизма  по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Развитию данного состояния  способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.

Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [5].

Феномен «эмоционального  выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение  проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных  ресурсов. Человек чувствует, что  не может отдаваться работе с таким  же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана  с возникновением равнодушного и  даже негативного отношения к  людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь  скрытый характер и проявляться  во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается  наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место  в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении  к себе как личности.[4]

К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствую «выгоранию». Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». [12]

К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения.

Ролевой фактор по Кондо проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности.

К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д.[31]

Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие  причины «выгорания»: чрезмерный уровень  напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком  большого количества повторений; вкладывание  в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной  оценки; физическое изнеможение, недостаточный  отдых или отсутствие нормального  сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [4].

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе  связанных с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который  довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости типичны  жалобы клиентов (пациентов): прогрессирующая  усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных  нагрузок; мышечная слабость; боль в  мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности  к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При  постановке этого диагноза следует  учитывать, что при этом должны отсутствовать  другие причины или заболевания, способные вызвать появление  подобных симптомов.

Выделяются три  ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком  синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком  является ощущение утраты собственной  эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Синдром эмоционального выгорания  является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения  или утомления, при этом главным  фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burn-out" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений.[39]

В настоящее время нет  единого взгляда на структуру  синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что  он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в  системе «человек-человек». Последствия  выгорания могут проявляться  как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

У людей, пораженных синдромом  эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов  и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения  памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются: головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп  симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:

Информация о работе Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения