Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Диагностические средства исследования
Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида» п.Советский Республики Марий Эл.
В исследовании участвовало 20 воспитателей:
До 28 лет - 4 воспитателей
До 40 лет – 6 воспитателей
После 40 лет - 10 воспитателей
В ходе нашего исследования были использованы следующие методики:
|
2.2. Результаты констатирующего исследования
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко
Цель исследования: выявить уровень эмоционального выгорания
Оборудование: бланк с вопросами, бланк для ответов, ручка
Инструкция:"Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание то, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – ваши воспитанники и их родители.
Результаты исследования уровня напряжения по методике В.В. Бойко
Таблица 1
№ |
Возраст |
Стаж работы |
Симптомы |
Фаза напряжение | |||
Пережив-е психотравм-х обст-в |
Неудовлетворенность собой |
"Загнанность в клетку" |
Тревога и депрессия | ||||
1 |
24 |
1 |
20 |
5 |
10 |
8 |
43 |
2 |
24 |
3 |
17 |
25 |
15 |
13 |
70 |
3 |
25 |
3 |
9 |
5 |
5 |
3 |
22 |
4 |
27 |
3 |
8 |
26 |
17 |
21 |
72 |
5 |
29 |
5 |
10 |
0 |
1 |
6 |
17 |
6 |
30 |
5 |
12 |
8 |
16 |
20 |
56 |
7 |
34 |
10 |
22 |
16 |
22 |
15 |
75 |
8 |
38 |
16 |
22 |
21 |
5 |
15 |
63 |
9 |
38 |
19 |
14 |
2 |
0 |
8 |
24 |
10 |
40 |
19 |
2 |
0 |
5 |
3 |
10 |
11 |
41 |
18 |
12 |
26 |
5 |
15 |
48 |
12 |
44 |
21 |
23 |
20 |
23 |
25 |
91 |
13 |
47 |
24 |
30 |
15 |
24 |
24 |
93 |
14 |
47 |
25 |
27 |
15 |
13 |
18 |
73 |
15 |
49 |
26 |
12 |
18 |
5 |
10 |
45 |
16 |
50 |
29 |
2 |
2 |
6 |
7 |
17 |
17 |
51 |
17 |
13 |
26 |
12 |
13 |
64 |
18 |
52 |
20 |
17 |
25 |
20 |
10 |
72 |
19 |
56 |
34 |
15 |
11 |
10 |
10 |
46 |
20 |
62 |
39 |
17 |
25 |
19 |
20 |
81 |
До 28 лет |
Не сложив-ся |
2 чел.= 50% |
2 =50% |
1 =25% |
2=50% |
1=25% | |
Складыва-ся |
0 чел. = 0% |
0 =0% |
2 =50% |
1=25% |
2=50% | ||
Сложив-ся |
2 чел. =50% |
2 =50% |
1 =25% |
1=25% |
1=25% | ||
До 40 лет |
Не сложив-ся |
1чел.=16,7% |
4 =66,7% |
4 =66,7% |
3=50% |
3=50% | |
Складыва-ся |
3 чел. =50% |
0 =0% |
0 =0% |
2=33,3% |
1=16,7% | ||
Сложив-ся |
2чел. =33,3% |
2 =33,3% |
2 =33,3% |
1=16,7% |
2=33,3% | ||
После 40 лет |
Не сложив-ся |
1 чел. =10% |
1 =10% |
3 =30% |
1=10% |
1=10% | |
Складыва-ся |
4 чел. =40% |
3 =30% |
3 =30% |
5=50% |
3=30% | ||
Сложив-ся |
5 чел. =50% |
6 =60% |
4 =40% |
4=40% |
6=60% | ||
Не сложив-ся |
4=20% |
7=35% |
8=40% |
6=40% |
5=25% | ||
Складыва-ся |
7=35% |
3=15% |
5=25% |
5=25% |
6=40% | ||
Сложив-ся |
9=45% |
10=50% |
7=35% |
7=35% |
9=45% |
Анализируя показатели таблицы можно сказать, что у 9 человек сформирована фаза напряжения, среди которых 1 воспитатель до 28 лет, 2 –
до 40 лет и 6 – после 40 лет. У 6 воспитателей (до 28 лет - 2, до 40 лет – 1, после 40 лет – 3) данная фаза находится в стадии формирования.
Показатели развития симптомов в фазе напряжения
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.1
Нервное (тревожное) напряжение
служит предвестником и "запускающим"
механизмом в формировании эмоционального
выгорания. Напряжение имеет динамический
характер, что обусловливается
Анализируя показатели диаграммы можно сказать, что в фазе «напряжение» доминирует и симптом неудовлетворенности собой (50%), у 15% находится в стадии формирования, это говорит о том, что воспитатели испытывают или начинают испытывать недовольство собой в профессии и конкретными обстоятельствами на рабочем месте. Также доминирует симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (45%) и начинает формироваться у 35% респондентов – это означает, что воспитатели в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование.
Симптомы «загнанность в
клетку» и симптом «тревога и
депрессия» сформировалась у 35% воспитателей
и находится в стадии формирования
у 25% воспитателей. Симптом «загнанность
в клетку» говорит о том, что
данные люди ощущают или начинают
ощущать состояние
Симптом «тревоги и депрессии» свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты.
Показатели развития симптомов в фазе напряжения
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.2
У воспитателей после 40 лет
в фазе напряжения преобладают такие
сложившиеся симптомы, как переживание
психотравмирующих
Результаты исследования уровня резистенции по методике В.В. Бойко
Таблица 2
№ |
Возраст |
Стаж работы |
Симптомы |
Фаза резистенции | |||
Неадекватное избир-е эмоц-е реагир-е |
Эмоц.– нрав-я дезориентация |
Расширение сферы экономии эмоций |
Редукция проф-ых обязанностей | ||||
1 |
24 |
1 |
13 |
9 |
3 |
20 |
45 |
2 |
24 |
3 |
3 |
27 |
22 |
4 |
56 |
3 |
25 |
3 |
15 |
5 |
8 |
20 |
48 |
4 |
27 |
3 |
10 |
22 |
8 |
22 |
62 |
5 |
29 |
5 |
20 |
17 |
8 |
2 |
47 |
6 |
30 |
5 |
20 |
10 |
12 |
10 |
52 |
7 |
34 |
10 |
22 |
15 |
20 |
18 |
75 |
8 |
38 |
16 |
2 |
5 |
0 |
5 |
12 |
9 |
38 |
19 |
18 |
2 |
8 |
18 |
46 |
10 |
40 |
19 |
18 |
20 |
20 |
25 |
83 |
11 |
41 |
18 |
5 |
17 |
20 |
8 |
50 |
12 |
44 |
21 |
12 |
23 |
12 |
13 |
60 |
13 |
47 |
24 |
20 |
8 |
15 |
15 |
58 |
14 |
47 |
25 |
17 |
8 |
13 |
13 |
51 |
15 |
49 |
26 |
8 |
8 |
7 |
3 |
26 |
16 |
50 |
29 |
5 |
17 |
0 |
7 |
29 |
17 |
51 |
17 |
25 |
17 |
20 |
20 |
82 |
18 |
52 |
20 |
22 |
6 |
12 |
13 |
53 |
19 |
56 |
34 |
3 |
23 |
22 |
8 |
56 |
20 |
62 |
39 |
27 |
28 |
12 |
16 |
83 |
До 28 лет |
Не сложив-ся |
0=0% |
2=50% |
3=75% |
1=25% |
0=0% | |
Складыва-ся |
3=75% |
0=0% |
0=0% |
0=0% |
3=75% | ||
Сложив-ся |
1=25% |
2=50% |
1=25% |
3=75% |
1=25% | ||
До 40 лет |
Не сложив-ся |
1=16,7% |
2=33,3% |
3=50% |
2=33,3% |
1=16,7% | |
Складыва-ся |
0=0% |
2=33,3% |
1=16,7% |
2=33,3% |
3=50% | ||
Сложив-ся |
5= 83,3% |
2=33,3% |
2=33,3% |
2=33,3% |
2=33,3% | ||
После 40 лет |
Не сложив-ся |
4=40% |
4=40% |
2=20% |
4=40% |
2=20% | |
Складыва-ся |
1=10% |
0=0% |
5=50% |
4=40% |
6=60% | ||
Сложив-ся |
5=50% |
6=60% |
3=30% |
2=20% |
2=20% | ||
Не сложив-ся |
5=25% |
8=40% |
8=40% |
7=35% |
3=15% | ||
Складыва-ся |
4=20% |
2=10% |
6=30% |
6=30% |
12=60% | ||
Сложив-ся |
11= 55% |
10=50% |
6=30% |
7=35% |
5=25% |
Анализируя показатели таблицы можно сказать, что у 5 респондентов сформирована фаза резистенции, среди которых 1 воспитатель до 28 лет, 2 – до 40 лет и 2 – после 40 лет. У 12 воспитателей (до 28 лет - 3, до 40 лет – 3, после 40 лет – 6) данная фаза находится в стадии формирования.
Показатели развития симптомов в фазе резистенции
по методике В.В.Бойко
(в процентных значениях)
Рис.3
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
В фазе «резистенция» доминирующим является симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Этот симптом сложился у 55% воспитателей и находится на стадии формирования у 20% респондентов. Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное - эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.
Следующим по степени выраженности
является симптом эмоционально-
Далее следует симптом редукция профессиональных обязанностей. Этот симптом сложился у 35 % воспитателей и находится в стадии формирования у 30% воспитателей. Это значит, что у данных воспитателей проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного влияния к воспитанникам и коллегам.
Наименее выраженным в
данной стадии оказался симптом расширения
сферы экономии эмоции. Он сложился
у 30% воспитателей и у 30% воспитателей
находится в стадии формирования.
Это говорит о том, что данная форма защиты
осуществляется вне профессиональной
области – в общении с родными, друзьями.
На работе эти люди держатся соответственно
нормативам, а дома замыкаются или, хуже
того готовы послать всех подальше.