Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. Задачи:
1.Изучение литературы по заявленной теме.
2.Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания воспитателей работающих в детском саду.
3.Проведение исследования личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у воспитателей.
4. Обработка и анализ результатов исследования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 234.31 Кб (Скачать)
  • Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Необходимо ввести систему поощрений педагогов: премии по итогам года и участия в методической работе; благодарность в приказе; ценный подарок; направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации; представление к награждению.
  • Психологу проводить работу по преодолению страха ошибок, повышению уверенности, по предупреждению возникновения неконтролируемых ситуаций. Такая причина, как профессиональная рутина, вызывает раздражение у более чем половины обследуемых нами воспитателей. Поскольку эти педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке. Чтобы не было слишком большой загруженности работой, можно порекомендовать ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Психологу необходимо формировать у педагогов способность правильно планировать свою деятельность, использовать тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. Избегать ненужной конкуренции. Слишком большое стремление к "победе" создает напряжение и тревогу.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  У СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Диагностические средства исследования

Исследование проводилось  в МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» общеразвивающего вида» п.Советский Республики Марий Эл.

В исследовании участвовало 20 воспитателей:

До 28 лет -  4 воспитателей

До 40 лет –  6 воспитателей

После 40 лет -  10 воспитателей

В ходе нашего исследования были использованы следующие методики:

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.Бойко(приложение 1)

  • Методика САН (самочувствие, активность, настроение), которая предложена В. А Доскиным с соавторами (1973) и состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение (приложение 2)
  • Опросник выявления эмоционального выгорания  MBI. Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К.Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени "выгорания" в  профессиях типа "человек- человек". Использованный нами для исследования вариант адаптирован Н. Е. Водопьяново (приложение 3).

 

2.2. Результаты  констатирующего исследования

 

Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

Цель исследования: выявить уровень эмоционального выгорания

Оборудование: бланк с вопросами, бланк для ответов, ручка

Инструкция:"Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание то, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – ваши воспитанники и их родители.

Результаты исследования уровня напряжения по методике В.В. Бойко

Таблица 1

Возраст

Стаж работы

Симптомы

Фаза напряжение

Пережив-е психотравм-х обст-в

Неудовлетворенность собой

"Загнанность в клетку"

Тревога и депрессия

1

24

1

20

5

10

8

43

2

24

3

17

25

15

13

70

3

25

3

9

5

5

3

22

4

27

3

8

26

17

21

72

5

29

5

10

0

1

6

17

6

30

5

12

8

16

20

56

7

34

10

22

16

22

15

75

8

38

16

22

21

5

15

63

9

38

19

14

2

0

8

24

10

40

19

2

0

5

3

10

11

41

18

12

26

5

15

48

12

44

21

23

20

23

25

91

13

47

24

30

15

24

24

93

14

47

25

27

15

13

18

73

15

49

26

12

18

5

10

45

16

50

29

2

2

6

7

17

17

51

17

13

26

12

13

64

18

52

20

17

25

20

10

72

19

56

34

15

11

10

10

46

20

62

39

17

25

19

20

81

До 28 лет

Не сложив-ся

2 чел.= 50%

2 =50%

1 =25%

2=50%

1=25%

Складыва-ся

0 чел. = 0%

0 =0%

2 =50%

1=25%

2=50%

Сложив-ся

2 чел.  =50%

2 =50%

1 =25%

1=25%

1=25%

До 40 лет

Не сложив-ся

1чел.=16,7%

4 =66,7%

4 =66,7%

3=50%

3=50%

Складыва-ся

3 чел.  =50%

0 =0%

0 =0%

2=33,3%

1=16,7%

Сложив-ся

2чел. =33,3%

2 =33,3%

2 =33,3%

1=16,7%

2=33,3%

После 40 лет

Не сложив-ся

1 чел.  =10%

1 =10%

3 =30%

1=10%

1=10%

Складыва-ся

4 чел. =40%

3 =30%

3 =30%

5=50%

3=30%

Сложив-ся

5 чел.  =50%

6 =60%

4 =40%

4=40%

6=60%

 

Не сложив-ся

4=20%

7=35%

8=40%

6=40%

5=25%

Складыва-ся

7=35%

3=15%

5=25%

5=25%

6=40%

Сложив-ся

9=45%

10=50%

7=35%

7=35%

9=45%


Анализируя показатели таблицы  можно сказать, что у 9 человек  сформирована фаза напряжения, среди  которых 1 воспитатель до 28 лет, 2 – 

до 40 лет и 6 – после 40 лет.  У 6 воспитателей (до 28 лет - 2, до 40 лет  – 1, после 40 лет – 3) данная фаза находится  в стадии формирования.

Показатели развития симптомов в фазе напряжения

по методике В.В.Бойко

(в процентных  значениях)

Рис.1


Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих  факторов.

Анализируя показатели диаграммы  можно сказать, что в фазе «напряжение» доминирует и симптом неудовлетворенности  собой (50%), у 15% находится в стадии формирования, это говорит о том, что воспитатели испытывают или  начинают испытывать недовольство собой  в профессии и конкретными  обстоятельствами на рабочем месте. Также доминирует симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (45%) и начинает формироваться у 35%  респондентов – это означает, что воспитатели в настоящее время испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастает напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование.

Симптомы «загнанность в  клетку» и симптом «тревога и  депрессия» сформировалась у 35% воспитателей и находится в стадии формирования у 25% воспитателей. Симптом «загнанность в клетку» говорит о том, что  данные люди ощущают или начинают ощущать состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. К этому могут  приводить организационные недостатки, повседневная рутина и т.д.

Симптом «тревоги и депрессии» свидетельствует о том, что данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарование в профессии. Сложившийся симптом нервной тревожности означает начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты.

Показатели развития симптомов в фазе напряжения

по методике В.В.Бойко

(в процентных  значениях)

Рис.2

У воспитателей после 40 лет  в фазе напряжения преобладают  такие  сложившиеся симптомы, как переживание  психотравмирующих обстоятельств (50%) и неудовлетворенность собой (60%). У воспитателей до 40 лет одинаково  сложились такие симптомы, как  переживание психотравмирующих  обстоятельств (33,3%), неудовлетворенность  собой (33,3%), «загнанность в клетку» (33,3%).  У воспитателей до 28 лет  сложились следующие симптомы: переживание  психотравмирующих обстоятельств (50%) и неудовлетворенность собой (50%).

Результаты исследования уровня резистенции по методике В.В. Бойко

Таблица 2

Возраст

Стаж работы

Симптомы

Фаза резистенции

Неадекватное избир-е эмоц-е реагир-е

Эмоц.– нрав-я дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Редукция проф-ых обязанностей

1

24

1

13

9

3

20

45

2

24

3

3

27

22

4

56

3

25

3

15

5

8

20

48

4

27

3

10

22

8

22

62

5

29

5

20

17

8

2

47

6

30

5

20

10

12

10

52

7

34

10

22

15

20

18

75

8

38

16

2

5

0

5

12

9

38

19

18

2

8

18

46

10

40

19

18

20

20

25

83

11

41

18

5

17

20

8

50

12

44

21

12

23

12

13

60

13

47

24

20

8

15

15

58

14

47

25

17

8

13

13

51

15

49

26

8

8

7

3

26

16

50

29

5

17

0

7

29

17

51

17

25

17

20

20

82

18

52

20

22

6

12

13

53

19

56

34

3

23

22

8

56

20

62

39

27

28

12

16

83

До 28 лет

Не сложив-ся

0=0%

2=50%

3=75%

1=25%

0=0%

Складыва-ся

3=75%

0=0%

0=0%

0=0%

3=75%

Сложив-ся

1=25%

2=50%

1=25%

3=75%

1=25%

До 40 лет

Не сложив-ся

1=16,7%

2=33,3%

3=50%

2=33,3%

1=16,7%

Складыва-ся

0=0%

2=33,3%

1=16,7%

2=33,3%

3=50%

Сложив-ся

5= 83,3%

2=33,3%

2=33,3%

2=33,3%

2=33,3%

После 40 лет

Не сложив-ся

4=40%

4=40%

2=20%

4=40%

2=20%

Складыва-ся

1=10%

0=0%

5=50%

4=40%

6=60%

Сложив-ся

5=50%

6=60%

3=30%

2=20%

2=20%

 

Не сложив-ся

5=25%

8=40%

8=40%

7=35%

3=15%

Складыва-ся

4=20%

2=10%

6=30%

6=30%

12=60%

Сложив-ся

11= 55%

10=50%

6=30%

7=35%

5=25%


Анализируя показатели таблицы  можно сказать, что у 5 респондентов сформирована фаза резистенции, среди которых 1 воспитатель до 28 лет, 2 – до 40 лет и 2 – после 40 лет.  У 12 воспитателей (до 28 лет - 3, до 40 лет – 3, после 40 лет – 6) данная фаза находится в стадии формирования.

Показатели развития симптомов в фазе резистенции

по методике В.В.Бойко

(в процентных  значениях)

Рис.3

Вычленение этой фазы в  самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

В фазе «резистенция» доминирующим является симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Этот симптом сложился у 55% воспитателей и находится на стадии формирования у 20% респондентов. Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное - эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Следующим по степени выраженности является симптом эмоционально-нравственной дезориентации (сформировался у 50% воспитателей и находится на стадии формирования у 10 %воспитателей). Для таких педагогов настроения и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Педагог пытается решать проблемы подопечных по собственному выбору, определяет достойных и недостойных, «хороших» и «плохих».

Далее следует симптом  редукция профессиональных обязанностей. Этот симптом сложился у 35 % воспитателей и находится в стадии формирования у 30% воспитателей. Это значит, что у данных воспитателей проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Одним из примеров такого упрощения является недостаток элементарного влияния к воспитанникам и коллегам.

Наименее выраженным в  данной стадии оказался симптом расширения сферы экономии эмоции. Он сложился у 30% воспитателей и у 30% воспитателей находится в стадии формирования. Это говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся соответственно нормативам, а дома замыкаются или, хуже того готовы послать всех подальше. 

Информация о работе Исследование эмоционального состояния у специалистов дошкольного образовательного учреждения