Исследование феноменов влюбленности и любви в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить формирование феноменов любви и влюбленности в раннем юношеском возрасте
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
Рассмотреть феномен любви и ее типы
Провести анализ психологических взглядов на феномен любви
Проанализировать психологию влюбленности в раннем юношеском возрасте

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ЛЮБВИ»…………….3
Феномен любви, ее типы………………………………………………….3
Психологические взгляды на феномен любви…………………………11

ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ВЛЮБЛЕННОСТИ».22
Психология влюбленности………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27

Файлы: 1 файл

Любовь и влюбленность 30.05.11.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Ответная  любовь повышает самооценку как часть удовлетворения взаимностью. В этих обстоятельствах любовь к себе и к объекту сливаются воедино — а это решающий элемент сексуальной любви. Неразделенная любовь может иметь различные последствия, зависящие, в частности, от психической уравновешенности индивида. Достаточно гибкий человек может пережить процесс оплакивания без существенных травм; в то время как индивид, невротически фиксированный на изначально недоступном и фрустрирующем объекте, может утратить самоуважение. В принципе, чем выше у индивида предрасположенность к испытанию эдипова поражения и доэдиповой фрустрации (например, фрустрации оральной зависимости), тем более сильными переживаниями собственной неполноценности будет сопровождаться неразделенная любовь [17, c.98].

     Любовь  как смыслообразующий фактор в жизни  проявляется в желании жить для  другого человека. При этом все  радости и несчастья уже не воспринимаются обособленно. Между  двумя людьми растворяется грань  «Я» и «Не Я». У них появляется некоторое общее ядро, вокруг которого дальше развиваются обе личности. По этому поводу немецкий философ Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, что бы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».

     Действительно зрелое чувство любви направлено не просто на представителя другого  пола, а на конкретную личность с  ее неповторимо уникальными индивидуальными  свойствами. С точки зрения окружающих такое чувство может оцениваться как заблуждение, и даже заболевание. Однако это не так. Черты одного человек притягивают к чертам другого человека наподобие ключа к замку, являясь неповторимыми в своем роде. Понимание таких чувств со стороны другого человека означало бы, что он тоже влюблен в кого-то из тех, за чьей любовью он наблюдает. Говоря проще не зная все тонкости личности другого человека нельзя понять, почему он испытывает к кому-либо любовь. Так же важно отметить подсознательные механизмы, которые также играют роль в формировании этого великого чувства. Указанные механизмы не осознаются и самим индивидуумом. Он просто ощущает непреодолимую тягу к другому человеку, которую не может, объяснит ни какими внешними факторами. Такое чувство иногда оценивается, как колдовские чары и тогда люди в поисках спасения начинают обогащать бесчисленные полчища шарлатанов.

     Что же касается продолжительности этого  чувства, то тут так же вопрос сугубо индивидуальный. У одних она может  присутствовать всю жизнь, у других она кратковременна как яркая вспышка падающей звезды. Но не стоит огорчаться если любовь к какому то конкретному человеку прошла. На самом деле это чувство не умирает, а просто переходит в другие формы. По мнению психоаналитиков, такое чувство может принимать самые разнообразные формы. Если у него нет возможности воплотится в другом человеке, оно может проявиться в любви к науке, искусству и даже алкоголю. Но при появлении возможности и подходящего объекта любовь вновь возвращается в привычном для нас образе. Наверное, по этой причине была сказана всеми известная фраза, что любовь спасет мир [22, c.309].

     Важным  источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именно с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.

     Сомневаться в том, что мужчины и женщины  по-разному относятся к феномену любви бессмысленно, так как бессмысленно ставить под сомнение наличие различий в психологии, мышлении, восприятии мира представителями разных полов. Мужчины и женщины не просто по-разному относятся к любви, они ведут себя по-разному, по-разному выстраивают приоритеты. Эта проблема не имеет одного единственного решения, так как каждый человек обладает своими неповторимыми индивидуальными особенностями. Мужчины быстрее влюбляются и, если эти чувства охватывают их, думать о чем-то другом они практически не могут. Однако так же молниеносно влюбленность может пропасть. Женщины, напротив, долго присматриваются к потенциальному объекту любви, это чувство не возникает вдруг и сразу, оно по капле заполняет женское сердце. Но и избавиться от сердечной привязанности женщинам намного тяжелее, этот процесс проходит долго и болезненно.

     Полоролевое поведение влюбленных далеко не всегда однозначно и соответствует сложившимся  представлениям о психологических  особенностях мужчин и женщин. Так  выясняется, что “желание влюбиться” для мужчин является более сильным  основанием начала взаимоотношений, чем для женщин. Также установлено, что мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Но, в то же время, в период уже установившихся любовных отношений женщины способны к большему самораскрытию своих чувств и склонны к более высокой оценке партнера, чем он их оценивает [16, c.76].

     Психологические половые различия (половой дипсихизм) не столь однозначны как половые  различия анатомо-физиологического характера (полой диморфизм). Относительность психологических половых различий чаще связывают с содержанием деятельности и социальных половых ролей. Большинство психологических различий между полами основываются на устойчивых стереотипах маскулинности и фемининности и меняются в соответствии с изменением системы половых ролей. В настоящее время стереотипы становятся менее популярными и однозначными, в то же время определенные существенные различия в характере деятельности, направленности интересов и протекании психических процессов у мужчин и женщин сохраняется [10, c. 78].

     Исследование  маскулинных и фемининных свойств, проводимые в последние десятилетия  западными психологами с помощью  специальных тестов показали, что  далеко не все психические качества поляризуются на жестко “мужские и  женские”. Индивид, демонстрирующий высокомаскулинные свойства и качества по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим.

     В настоящее время вместо привычного разделения на мужское и женское  поведение чаще выявляется существованием четырех психологических типов в рамках одного пола:

     1. Маскулинные мужчины (т.е. имеющие  высокие показатели по шкалам  типично мужских свойств и  качеств и – низкие показатели  по шкалам женских свойств  и качеств).

     2. Фемининные мужчины (имеющие высокие  показатели по шкалам типично женских свойств и качеств и – низкие показатели по шкалам мужских свойств и качеств).

     3. Андрогинные мужчины (имеющие  высокие показатели по тем  и другим шкалам).

     4. Психологически недифференцированные мужчины (имеющие низкие показатели по тем и другим шкалам) [15, c.34].

     Понятно, что эта же типология применима  и для женщин. Проведенные предварительные  исследования показали следующее: большая способность к любви (к эмоциональному контакту, к пониманию проблем партнера, к самораскрытию в любовных отношениях) характерна для андрогинного психологического типа. Именно свойства андрогинного психологического типа наиболее часто описываются в качестве предпочтительных для эмоционального (любовного) контакта. Представители этого типа менее зависимы от невротизирующих проявлений Эдипова комплекса.

     Попытки построения теоретических моделей  любви отличаются претензией на большую  глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической — конструктивная сила любви.

     Пессимистическая  модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:

     1) потребность в признании; 

     2) удовлетворение сексуальных потребностей;

     3) конформистская реакция (так принято).

     Любовь  по Каслеру - это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви [8, c.35].

     В своей книге «Мотивация и личность» А. Маслоу пишет, что любовь благотворно воздействует на человека, но это еще не означает, что мы любим лишь потому, что ждем от любви какого-то результата. Мы влюбляемся не оттого, что стремимся ощутить влюбленность или испытать на себе все благотворные эффекты любви. Здоровая любовь не имеет цели или намерения, она рецептивна и нетребовательна точно так же, как непредумышленны радость, завороженность и восхищение, охватывающие человека при созерцании ошеломляюще прекрасной картины. Маслоу предложил оптимистическую модель любви. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений [18, c.109].

     Беря  за основу  солидные статистические выборки, западные исследователи выделили такую классификацию видов любви:

     1. эрос — страстная любовь с  ярким оттенком телесности и  стремлением к физическому контакту;

     2. людус — гедонистическая любовь-игра  с достаточно поверхностными  чувствами, отсутствием обязательств  и допускающая возможность измены;

     3. сторге — любовь-дружба, эмоциональные переживания практически отсутствуют, но есть гарантия верности и свободы;

     4. мания — любовь-одержимость, партнеры очень подозрительно, ревностно относятся друг к  другу, никто из них не уверен в верности партнера;

     5. прагма — такие отношения основываются на очевидном расчете, который постоянно контролируется рассудком;

     6. агапе — любовь-самоотдача, когда партнер как бы растворяется в объекте любви, всецело служит ему [11, c.34].

     Т. Кемпер разграничил любовные отношения  в паре, учитывая при этом следующие моменты:  власть (это, когда один партнер заставляет другого что-то сделать) и статус (когда партнер сам хочет выполнять требования другого).  На основании этого он получил 7 видов любовных отношений:

     1. Романтическая любовь: партнеры имеют власть и статус.

     2. Братская любовь: статус партнеров высок, но низкая власть;

     3. Харизматическая любовь: один из партнеров владеет властью и статусом, другой – статусом.

     4. Измена: один партнер владеет властью и статусом, другой – властью.

     5. Влюбленность:  один партнер имеет статус и власть, другой не имеет ничего.

     6. Поклонение: у одного партнера есть статус, у другого – ничего.

     7. Родительская любовь: у одного партнера высокий уровень статуса и низкая власть, а у другого – наоборот [21, c.576].

     Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к  самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости [20, c.67].

     Р. Хатисс выделяет в любви уважение, положительные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность  в положи- тельных чувствах партнера, чувство близости и интимности. Он же включает сюда чувство враждебности, которое вытекает из слишком короткой дистанции между партнерами и эмоциональной близости [22, c.123]. По 3. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность [5, c.90].

Информация о работе Исследование феноменов влюбленности и любви в психологии