Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:51, курсовая работа
Цель исследования: изучить формирование феноменов любви и влюбленности в раннем юношеском возрасте
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
Рассмотреть феномен любви и ее типы
Провести анализ психологических взглядов на феномен любви
Проанализировать психологию влюбленности в раннем юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ЛЮБВИ»…………….3
Феномен любви, ее типы………………………………………………….3
Психологические взгляды на феномен любви…………………………11
ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ВЛЮБЛЕННОСТИ».22
Психология влюбленности………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27
Ответная любовь повышает самооценку как часть удовлетворения взаимностью. В этих обстоятельствах любовь к себе и к объекту сливаются воедино — а это решающий элемент сексуальной любви. Неразделенная любовь может иметь различные последствия, зависящие, в частности, от психической уравновешенности индивида. Достаточно гибкий человек может пережить процесс оплакивания без существенных травм; в то время как индивид, невротически фиксированный на изначально недоступном и фрустрирующем объекте, может утратить самоуважение. В принципе, чем выше у индивида предрасположенность к испытанию эдипова поражения и доэдиповой фрустрации (например, фрустрации оральной зависимости), тем более сильными переживаниями собственной неполноценности будет сопровождаться неразделенная любовь [17, c.98].
Любовь как смыслообразующий фактор в жизни проявляется в желании жить для другого человека. При этом все радости и несчастья уже не воспринимаются обособленно. Между двумя людьми растворяется грань «Я» и «Не Я». У них появляется некоторое общее ядро, вокруг которого дальше развиваются обе личности. По этому поводу немецкий философ Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, что бы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».
Действительно
зрелое чувство любви направлено
не просто на представителя другого
пола, а на конкретную личность с
ее неповторимо уникальными
Что же касается продолжительности этого чувства, то тут так же вопрос сугубо индивидуальный. У одних она может присутствовать всю жизнь, у других она кратковременна как яркая вспышка падающей звезды. Но не стоит огорчаться если любовь к какому то конкретному человеку прошла. На самом деле это чувство не умирает, а просто переходит в другие формы. По мнению психоаналитиков, такое чувство может принимать самые разнообразные формы. Если у него нет возможности воплотится в другом человеке, оно может проявиться в любви к науке, искусству и даже алкоголю. Но при появлении возможности и подходящего объекта любовь вновь возвращается в привычном для нас образе. Наверное, по этой причине была сказана всеми известная фраза, что любовь спасет мир [22, c.309].
Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек, который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именно с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.
Сомневаться
в том, что мужчины и женщины
по-разному относятся к
Полоролевое поведение влюбленных далеко не всегда однозначно и соответствует сложившимся представлениям о психологических особенностях мужчин и женщин. Так выясняется, что “желание влюбиться” для мужчин является более сильным основанием начала взаимоотношений, чем для женщин. Также установлено, что мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Но, в то же время, в период уже установившихся любовных отношений женщины способны к большему самораскрытию своих чувств и склонны к более высокой оценке партнера, чем он их оценивает [16, c.76].
Психологические половые различия (половой дипсихизм) не столь однозначны как половые различия анатомо-физиологического характера (полой диморфизм). Относительность психологических половых различий чаще связывают с содержанием деятельности и социальных половых ролей. Большинство психологических различий между полами основываются на устойчивых стереотипах маскулинности и фемининности и меняются в соответствии с изменением системы половых ролей. В настоящее время стереотипы становятся менее популярными и однозначными, в то же время определенные существенные различия в характере деятельности, направленности интересов и протекании психических процессов у мужчин и женщин сохраняется [10, c. 78].
Исследование
маскулинных и фемининных свойств,
проводимые в последние десятилетия
западными психологами с
В настоящее время вместо привычного разделения на мужское и женское поведение чаще выявляется существованием четырех психологических типов в рамках одного пола:
1.
Маскулинные мужчины (т.е.
2.
Фемининные мужчины (имеющие
3. Андрогинные мужчины (имеющие высокие показатели по тем и другим шкалам).
4. Психологически недифференцированные мужчины (имеющие низкие показатели по тем и другим шкалам) [15, c.34].
Понятно, что эта же типология применима и для женщин. Проведенные предварительные исследования показали следующее: большая способность к любви (к эмоциональному контакту, к пониманию проблем партнера, к самораскрытию в любовных отношениях) характерна для андрогинного психологического типа. Именно свойства андрогинного психологического типа наиболее часто описываются в качестве предпочтительных для эмоционального (любовного) контакта. Представители этого типа менее зависимы от невротизирующих проявлений Эдипова комплекса.
Попытки построения теоретических моделей любви отличаются претензией на большую глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической — конструктивная сила любви.
Пессимистическая модель предложена Л. Каслером. Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:
1) потребность в признании;
2) удовлетворение сексуальных потребностей;
3)
конформистская реакция (так
Любовь по Каслеру - это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви [8, c.35].
В своей книге «Мотивация и личность» А. Маслоу пишет, что любовь благотворно воздействует на человека, но это еще не означает, что мы любим лишь потому, что ждем от любви какого-то результата. Мы влюбляемся не оттого, что стремимся ощутить влюбленность или испытать на себе все благотворные эффекты любви. Здоровая любовь не имеет цели или намерения, она рецептивна и нетребовательна точно так же, как непредумышленны радость, завороженность и восхищение, охватывающие человека при созерцании ошеломляюще прекрасной картины. Маслоу предложил оптимистическую модель любви. Согласно этой модели любовь характеризуется снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психологическим комфортом, удовлетворенностью психологической и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений [18, c.109].
Беря за основу солидные статистические выборки, западные исследователи выделили такую классификацию видов любви:
1.
эрос — страстная любовь с
ярким оттенком телесности и
стремлением к физическому
2.
людус — гедонистическая
3. сторге — любовь-дружба, эмоциональные переживания практически отсутствуют, но есть гарантия верности и свободы;
4. мания — любовь-одержимость, партнеры очень подозрительно, ревностно относятся друг к другу, никто из них не уверен в верности партнера;
5. прагма — такие отношения основываются на очевидном расчете, который постоянно контролируется рассудком;
6. агапе — любовь-самоотдача, когда партнер как бы растворяется в объекте любви, всецело служит ему [11, c.34].
Т. Кемпер разграничил любовные отношения в паре, учитывая при этом следующие моменты: власть (это, когда один партнер заставляет другого что-то сделать) и статус (когда партнер сам хочет выполнять требования другого). На основании этого он получил 7 видов любовных отношений:
1. Романтическая любовь: партнеры имеют власть и статус.
2. Братская любовь: статус партнеров высок, но низкая власть;
3. Харизматическая любовь: один из партнеров владеет властью и статусом, другой – статусом.
4. Измена: один партнер владеет властью и статусом, другой – властью.
5. Влюбленность: один партнер имеет статус и власть, другой не имеет ничего.
6. Поклонение: у одного партнера есть статус, у другого – ничего.
7. Родительская любовь: у одного партнера высокий уровень статуса и низкая власть, а у другого – наоборот [21, c.576].
Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости [20, c.67].
Р.
Хатисс выделяет в любви уважение,
положительные чувства к
Информация о работе Исследование феноменов влюбленности и любви в психологии