Исследование феноменов влюбленности и любви в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить формирование феноменов любви и влюбленности в раннем юношеском возрасте
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
Рассмотреть феномен любви и ее типы
Провести анализ психологических взглядов на феномен любви
Проанализировать психологию влюбленности в раннем юношеском возрасте

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ЛЮБВИ»…………….3
Феномен любви, ее типы………………………………………………….3
Психологические взгляды на феномен любви…………………………11

ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ВЛЮБЛЕННОСТИ».22
Психология влюбленности………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27

Файлы: 1 файл

Любовь и влюбленность 30.05.11.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

                             ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА» 

                                                                                                                                                                   

  

  

  

                                   КУРСОВАЯ РАБОТА 

  

ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОВ ВЛЮБЛЁННОСТИ И ЛЮБВИ В ПСИХОЛОГИИ 

   
 
 

                                                                                               
 
 
 
 
 

                                                                  Студентки

                                                                  3 курса, 308  группы

                                                                  Шпаковской Софьи Николоевны

                                                                   Т. 802980299146163 

 

                                                                   Научный руководитель

                                                                   Мельникова С.В. 
 

  

  

 

                                                        Минск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2 

    ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ЛЮБВИ»…………….3

    1. Феномен любви, ее типы………………………………………………….3
    2. Психологические взгляды на феномен любви…………………………11
 

    ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ВЛЮБЛЕННОСТИ».22

    1. Психология влюбленности………………………………………………22
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ 
     

     Любовь  это высшая форма человеческих чувств. О любви написано сотни тысяч книг. Во имя любви люди пересекали океаны, творили величайшие произведения искусства и шли на плаху. Несмотря на это каждый отдельный человек проходит путь этого опыта снова самостоятельно. Отношения межу людьми могут складываться по-разному, и вне зависимости от этого любовь либо есть, либо ее нет.

     Несмотря  на многочисленные попытки унифицировать  это чувство, единая формула любви  так и не найдена. Вместе с тем  с токи зрения психологии есть определенные критерии, которые отличают любовь от всех остальных чувств.

     Актуальность  исследования

     В сфере образования, как среднего, так и высшего, остаются неразработанными курсы по психологии эмоций, любви, психологии семьи. В дошкольных учреждениях  не реализуются программы гендерного воспитания детей. Психологические службы, занимающиеся оказанием помощи семьям, одиноким людям, нуждаются в практикоориентированных теориях любви, в технологиях работы в рамках психоконсультирования, психотерапии, психологического тренинга с проблемами в близких отношениях. При этом реальных исследовательских данных в этой области нет.

     Объект  исследования: любовь и влюбленность

     Предмет исследования: исследование феноменов любви и влюбленности в психологии

     Цель  исследования: изучить формирование феноменов любви и влюбленности в раннем юношеском возрасте

     Задачи  исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
  2. Рассмотреть феномен любви и ее типы
  3. Провести анализ психологических взглядов на феномен любви
  4. Проанализировать психологию влюбленности в раннем юношеском возрасте

     Гипотеза: категории «любовь» и «влюбленность» в силу необъективности своего статуса являются психологическим феноменом

     Методы  исследования: источники литературы

     Практическая (социальная) значимость полученных результатов связана с возможностью использования его результатов эффективно разрабатывать курсы по психологии любви, грамотно оказывать психологическую помощь, разрабатывать рекламные и брендовые компании.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника). Общий объем работы составляет 28 страниц. 

    ГЛАВА 1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ЛЮБВИ» 
     

    1.   Феномен любви, ее типы
 

     Понятие "любовь" - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с "истиной", "богом" и др.). То, что в понятие "любовь" люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Однако "индивидуальная" любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием "человек". Вряд ли найдется человек в летах, утверждающий, что никогда не любил и даже не влюблялся [7, c.98].

     В книге «Искусство любить. Исследование природы любви» Э. Фромм пишет, что, во-первых, для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы возбудить чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы пленить своей внешностью, фигурой, одеждой и т.д.

     Во-вторых, отношение к любви как к  удаче зиждется на той точке зрения, что это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви или оказаться любимым этим объектом – трудно. В-третьих, заблуждение, что любви не надо учиться, порождается отождествлением (неразличением) влюбленности и любви как постоянного чувства.

     Фромм считает, что любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. Действенный характер любви проявляется и в том, что независимо от своих форм она всегда предполагает определенный набор качеств, в которых индивид реализует свое чувство. Это забота, заинтересованность, ответственность, уважение и знание. Любовь невозможна без заботы – это наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви.

     Любовь  – это не обязательно отношение  к определенному человеку; это  установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному "объекту" любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз.

     Фромм утверждает, что большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме "любимого" человека, это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение – установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то "я люблю тебя", я должен быть способен сказать "я люблю в тебе все", "я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя". Мысль, что любовь – это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви [20, c.78].

     Любовь, что бы за ней не скрывалось, является значимым событием, состоянием, процессом для включенных в ее поле людей. По описаниям очевидцев и участников, заинтересованных и отвергающих, любовь для человека несет невозможную в другом месте и времени возможность как бесконечного блаженства и счастья, так и не иссыхающей тоски, неумолимой боли и неутомимой муки. Человек стремится к любви и бежит от нее одновременно. В реальной жизни любовь является лакмусовой бумажкой сущностных качеств человека.

     Любовь  есть психический феномен, формирующийся  и существующий в мире человека. Однако категория любви всемерно изгоняется из процесса научного познания в силу необъективности своего статуса и становится психологическим феноменом, ускользающим от четкого означивания. Любовь, по аналогии с символами, выражает многоуровневую смысловую человеческую суть, рассчитанную на активную работу самосознания, решающего проблему субъектности и индивидуальности.

     Любовь открывает человеку его сущность, которая отличает его от других. Каждый человек любит по-своему, и, возможно, именно способность к любви делает человека человеком и человеком, отличным от других людей. Любовью человек открывается и закрывается, побеждает и терпит поражение от жизни, возносится и падает, становится свободным и рабом (освобождается и порабощается), оживляет и убивает. Психология издавна интересовалась "любовью", не сосчитать страниц, посвященных любви, но от этого она не перестала быть загадкой. Любовь одна, но подделок под нее - тысячи. Любовь остается откровением для каждого человека сегодня, как и тысячелетия назад [9, c.56].

     Современные концепции, объясняющие механизмы  возникновения любви, за исходное принимают  физиологическое влечение. В первую очередь этот вид отношений основан на взаимной привлекательности людей. Любовь не привязана к общественной деятельности, когда отношения строятся исключительно на общих целях и разделении обязанностей. Взаимоотношение между людьми, которое называется любовью, не должно быть направлено на достижение, каких либо благ, ибо уже само по себе является благом. Любовь индивидуально избирательна, добровольна и основывается на взаимной симпатии. Так же можно сказать, что это чувство глубокое и интимное, подразумевающее не только взаимопомощь, но и духовную близость, откровенность, доверие.

     В первую очередь следует сказать, что любовь приходит с формированием эмоциональной зрелости. Именно поэтому первые юношеские или даже подростковые порывы души мы в последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является одним из «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь. Не пытаясь преуменьшить важность сексуальных чувств, нужно заметить, что в том случае если они являются единственно важными, термин любовь здесь не применим. В подтверждение этого можно привести два аргумента. С одной стороны хорошо известны факты, когда люди лишенные сексуальных отношений, продолжают любить друг друга. С другой стороны, множество людей вступающие в сексуальную связь, совершенно ничего не испытывают к своему партнеру после очередного оргазма [20, c.197].

     В книге «Отношения любви: норма и патология» О.Ф. Кернберга говориться, что зрелость Супер-Эго, выражающаяся в заботе о партнере — и о себе, — защищает объектные отношения пары, благоприятствует развитию любви и преданности, но, поскольку Супер-Эго неизменно включает пережитки эдиповых конфликтов, оно порой несет угрозу способности к сексуальной любви, блокируя или запрещая проявления нежности и сексуальных чувств к одному и тому же объекту. Таким образом, Супер-Эго может укреплять способность к длительной сексуальной любви, но оно же может и разрушать ее.

     Кернберг  считает, что формирование Эго-идеала как подструктуры Супер-Эго является основной предпосылкой развития способности к влюбленности. Идеализация любимого объекта означает проекцию аспектов собственного Эго-идеала — идеала, представляющего собой сублиматорную реализацию эдиповых желаний. Эта проекция характеризуется привязанностью к проецируемому идеалу с сопутствующим переживанием того, что любимый человек — живое воплощение идеала, предмета глубоких и страстных устремлений во внешней реальности. В этом смысле реальные отношения с любимым человеком на идеальном уровне представляют собой переживание преодоления собственных психических границ, экстатический опыт, который составляет диалектический контраст с обычным повседневным миром и порождает новый жизненный смысл. Романтическая любовь, таким образом, выражает собой глубокую эмоциональную нужду — одну из основных причин соединения людей в пары — и отнюдь не является лишь производной романтизма как культурного идеала.

Информация о работе Исследование феноменов влюбленности и любви в психологии