Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:18, реферат
Вопрос о гносеологической природе интуиции – один из наименее разработанных. Чисто гносеологический анализ его всегда вызывал у исследователей вполне обоснованное скептическое отношение. К сожалению, он относится к разряду тех, которых чаще всего только "касаются" или осторожно именуют "к вопросу о...". Причины вполне понятны: слишком долго проблема интуиции была покрыта мистическим покрывалом "всепроникающей", "всемогущей", "всезаслоняющей" способности человеческого сознания.
ВВЕДЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ИНТУИЦИИ И ЕЕ ФОРМЫ
УРОВНИ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ИНТУИТИВНОЕ ЗНАНИЕ
В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
ИНТУИТИВНОЕ И ДИСКУРСИВНОЕ
В НАУЧНОМ МЫШЛЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Изменение "вспомогательного образа" и концептуальное комбинирование с "исходным" дает положительный эффект. Лауэ вносит предложение: надо попробовать провести опыты по дифракции рентгеновских лучей на кристаллической решетке, и два ученика Рентгена – Фридрих и Книплинг – успешно осуществляют эти опыты.
Посмотрим,
как это происходит с позиции
гносеологического анализа. Взаимодействие
исходного понятийного образа (мысленное
воспроизведение представления
о явлении интерференции
Приведем еще два примера, один из которых имеет отрицательный результат.
Проблема исследования рентгеновских лучей и их свойств привлекла внимание ученых с самых различных концов света.
Так, Анри
Пуанкаре в своих исследованиях
исходит из наглядного представления
о явлении фосфоресценции и причинах,
ее вызывающих (исходный образ –
чувственно-наглядный). Сопоставляя
это представление с
В результате в сознании Пуанкаре формируется наглядное представление о том, что если причины, вызывающие фосфоресценцию, отличны от удара катодных лучей о препятствие, то фосфоресценция также способна вызывать рентгеновское излучение. Иными словами, Пуанкаре сформулировал предположение: флуоресценция всегда сопровождается испусканием рентгеновских лучей. Однако догадка Пуанкаре, являющая собой пример действия эйдетического процесса интуиции, не подтвердилась.
На основе рассмотренных открытий в физике можно сделать некоторые выводы о действии интуитивных процессов в акте научного познания. Прежде всего очевидно, что присутствие интуитивных моментов в научном исследовании не зависит от истинности или ложности полученного результата.
Интуитивное познание (в отличие от чувственного и логического познания) не есть самостоятельная, автономная область познания. Формы интуиции действуют в познании всегда в диалектической взаимосвязи с известными формами познания, осуществляя при этом взаимодействие данных чувственного и логического познания.
В гносеологическом смысле, по-видимому, это взаимодействие заключается в особом комбинировании – "сцеплении" чувственных образов на базе известного понятия-модели (эйдетическая интуиция) или же на базе образа-модели (концептуальная интуиция).
Как уже
отмечалось, понятия-модели и образы-модели
берутся из данных криптогнозы. Они
– результат неосознанного
Очевидно,
что интуиция, как специфическая
форма познания, теснее (чем какая-либо
другая форма) связана с индивидуально-
Возможно,
что способность к
В соответствии с этим, по-видимому, можно будет несколько по-иному осветить вопрос о гносеологической природе таланта. Кроме известных признаков этой высочайшей способности нашего мыслительного аппарата, определенную роль здесь должно играть синтезированное присутствие способности к эйдетической и концептуальной интуиции.
Рассмотрим теперь пример, когда ученый сам проходит путь от открытия до его истинной интерпретации.
"В
тот самый день, когда в Париже
стало известно об опытах
Результат отрицательный, опыт не подтверждает его.
Нетрудно заметить, что Беккерель по существу пытается повторить путь Пуанкаре, но также терпит неудачу.
Проводя
серию опытов с солями урана в
качестве фосфоресцирующего вещества,
Беккерель обнаружил новые
Итак, гносеологическое описание рассмотренного исследования, представляющее собой акт концептуальной интуиции, выглядит следующим образом.
Взаимодействие
осуществляется между исходным чувственно-наглядным
образом (имеется в виду непосредственное
восприятие "невидимых лучей",
действие которых сходно с рентгеновскими)
и вспомогательным понятийным образом
(мысленное воспроизведение
Впоследствии
Резерфорд проводит исследование по
ионизации газов рентгеновскими
лучами. При этом он исходит из чувственно-наглядного
представления о природе ионов,
образующихся от излучения урана. Он
сопоставляет результаты опыта с
мысленным воспроизведением процесса
ионизации газов рентгеновскими
лучами на фоне наглядного представления
о природе ионов, полученных от рентгеновских
лучей (образ-модель). В итоге взаимодействие
исходного чувственно-
Результатом проведенного исследования является подтверждение правильности открытия, об установлении ионизирующей способности α- и β-лучей.
Еще один
пример такой схемы касается открытия
Фарадеем волновой природы распространения
электрических и магнитных сил.
Исходным в данном случае является
понятийный образ (мысленное воспроизведение
характера движения магнитно-силовых
линий при размыкании и замыкании
тока в проводнике), вспомогательным
– чувственно-наглядный (наглядное
представление о колебаниях водной
поверхности или звуковых колебаниях
воздуха). Взаимодействие между названными
образами происходит на фоне понятия-модели
(понятия об электромагнитной индукции).
Результатом выступает
Мы специально привели пример положительного результата акта эйдетической интуиции, чтобы показать, что он также является необходимым процессом в формировании наглядного представления об объектах, недоступных непосредственному восприятию. Хотя в ряде случаев, а возможно и в большинстве, эйдетическая интуиция приводит к отрицательному результату.
Однако, прежде чем сделать какие-либо выводы, важно уточнить более подробно типы возможных комбинаций между чувственными образами (см. табл.1). На основании рассмотренного материала можно выделить следующие (табл.2).
№ |
Тип взаимодействия (образ) |
Фон |
Результаты |
I |
Непосредственное восприятие (исходный: чувственно-наглядный) Мысленное
воспроизведение ранее |
Образ-модель |
Формирование нового понятия об объекте |
II |
Мысленное воспроизведение ранее полученных данных (исходный: понятийный) Мысленное воспроизведение другого, хорошо известного объекта, недоступного непосредственному восприятию (вспомогательный: понятийный) |
Образ-модель |
Формирование нового понятия об объекте |
III |
Мысленное воспроизведение некоторых данных об объекте (исходный: понятийный) Наглядное представление об известном объекте (вспомогательный: чувственно-наглядный) |
Понятие-модель |
Формирование нового наглядного представления об объекте |
IV |
Наглядное представление (исходный: чувственно-наглядный) Непосредственное восприятие хорошо известного объекта (вспомогательный: чувственно-наглядный) |
Понятие-модель |
Новое наглядное представление в результате такой комбинации не получается. Как показано на примерах, результат отрицательный |
Гносеологические механизмы различных типов этих комбинаций оказываются "симметрическими". В каждом из четырех указанных типов комбинаций прослеживается связь между характером вспомогательного образа и результатом: если вспомогательный образ – понятийный, то в результате – новое понятие, если вспомогательный – чувственно-наглядный, то результат – новое наглядное представление.
I и II
типы осуществляются на уровне
концептуального интуитивного
Поскольку речь сейчас идет о научной интуиции, то необходимо отметить, что взаимодействие между двумя типами чувственно-наглядных образов (по IV типу) не дает нового знания. Эта комбинаторика, видимо, относится к эйдетическому акту такого рода, который не входит в область научного познания. Результатом же I, II и III типов взаимодействия выступает интуитивное знание, составляющее важный компонент в структуре процесса получения научного знания.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И
Проблема
соотношения "непосредственного"
и "интуитивного" знания – одна
из наиболее сложных в современной
гносеологии. И не удивительно, ибо
сама постановка вопроса отчасти
проблемна. Это обусловлено
Как и
большинство гносеологических проблем,
вопрос о соотношении
Понятие
"творчество" очень емкое и
многогранное понятие. Сложность в
исследовании его гносеологической
сущности предопределяется в известной
мере путаницей в раскрытии
В других
случаях, например, пытаются использовать
отдельные позитивные характеристики,
основанные на тезисе: "в создании
нового всегда есть элемент творчества".
К таковым относится