Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:18, реферат
Вопрос о гносеологической природе интуиции – один из наименее разработанных. Чисто гносеологический анализ его всегда вызывал у исследователей вполне обоснованное скептическое отношение. К сожалению, он относится к разряду тех, которых чаще всего только "касаются" или осторожно именуют "к вопросу о...". Причины вполне понятны: слишком долго проблема интуиции была покрыта мистическим покрывалом "всепроникающей", "всемогущей", "всезаслоняющей" способности человеческого сознания.
ВВЕДЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ИНТУИЦИИ И ЕЕ ФОРМЫ
УРОВНИ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ИНТУИТИВНОЕ ЗНАНИЕ
В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
ИНТУИТИВНОЕ И ДИСКУРСИВНОЕ
В НАУЧНОМ МЫШЛЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На уровне
неосознанного осуществляется накопление
криптогнозы. На уровне интуитивного (посредством
различных форм интуиции, о которых
будет сказано далее) осуществляется
использование криптогнозы, т.е. путем
неосознанного выбора – извлечение
из общего объема накопленного знания
того, что необходимо для данного
этапа исследования. Забегая вперед,
можно сказать, что первичным
результатом названных
Итак, объективным
источником действия интуиции является
криптогноза. Использование последней
относится к особой специфической
области познания – к интуитивному
познанию. Под интуитивным познанием
понимается сфера познания, где процесс
накопления и преобразования знания
осуществляется посредством различных
форм интуиции, действующих на уровне
неосознанного взаимодействия чувственного
и логического познания. При этом
необходимо отметить, что интуиция
как форма познавательного
Во-первых,
интуиция – это способность
Во-вторых, интуиция – это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных криптогнозы, и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием" и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.
Первое
определение относится к
Итак, интуиция – это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания. Гносеологические функции интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике наличных знаний с данными криптогнозы и последующей трансформацией полученного нового знания в статус научного. Таким образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.
Гносеологический
анализ интуитивной формы
В соответствии с поставленными задачами, основное содержание излагаемой концепции заключается в том, что интуиция предстает в познании как процесс и как результат. Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат интуиция выступает в форме "интуитивного знания".
Прежде чем перейти к дальнейшему анализу, остановимся на вопросе о классификации форм интуиции.
Чаще всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную Марио Бунге. Противоречивое отношение к этой классификации, имеющее место в нашей литературе, побуждает нас к ее детальному рассмотрению.
"Когда
мы не знаем точно, какой
из перечисленных механизмов
сыграл свою роль, когда не
помним посылок или не отдаем
себе ясного отчета в
Чувственная интуиция, по Бунге, имеет следующие формы:
1. Интуиция как восприятие.
Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.
Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.
Способность интерпретации.
2. Интуиция как воображение.
Способность представления или геометрическая интуиция.
Способность
образования метафор: умение показать
частичную тождественность
Творческое воображение.
Интеллектуальную интуицию (интуицию как разум) Бунге классифицирует следующим образом:
1. Интуиция как разум.
Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.
Способность к синтезу или обобщенное восприятие.
Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.
2. Интуиция как оценка.
Здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.
Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.
Таковы, по мнению Бунге, основные разновидности интуиции. Автор делает попытку систематизировать наиболее часто употребляемые значения интуиции среди нескончаемой иерархии трактовок этого понятия. Однако его систематизация не всегда последовательна.
Главная цель всего исследования Бунге заключается в том, чтобы вскрыть огромную эвристическую роль интуиции как необходимого момента в процессе познавательной деятельности ученого. В этом плане его работа представляет собой известную ценность. Благодаря этому исследованию намечены основные подходы к изучению проблемы, обеспечивающие конструктивное отношение к последней. По мнению Бунге, этот конструктивный подход включает:
Тщательный анализ многочисленных значений термина "интуиция" и осторожное пользование им.
Эмпирический и теоретический анализ интуиции в рамках научной психологии.
Уточнение результатов интуиции посредством классифицирующей, обогащающей и придающей четкость разработки понятий.
Перечисленные три позиции являются действительно важными в разработке исследуемой проблемы. Но классификация видов интуиции, предложенная Бунге, не вполне отвечает этим требованиям.
Проблема
классификации интуиции представляет
собой один из самых сложных моментов
в исследовании проблемы в целом.
Это объясняется тем, что сам
предмет, подвергающийся операции классифицирования,
не поддается действию правил, необходимых,
скажем, для формальной классификации.
Всякая формальная классификация предполагает
прежде всего четкое, резкое обособление
предметов одной группы от предметов
другой группы. Результатом такой
классификации должно быть установление
некоторого порядка в расположении
самих этих групп, хотя при этом установленный
порядок носит нередко
В отличие
от формальных содержательные классификации
опираются на диалектические принципы.
В содержательных классификациях главный
акцент делается на раскрытие внутренних
закономерностей между группами
классифицируемых предметов. Содержательные
классификации соответствуют
Таким образом, классификация – это особый метод научного исследования, подчиняющийся определенным правилам и основанный на четко сформулированном принципе. Классификация Бунге не соответствует ни одному из рассмотренных способов классификации.
За основу
своей классификации Бунге
Все, что происходит далее, это, по существу, систематизация различных "естественных словоупотреблений" интуиции. Таким образом, классификация, проведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.
На наш взгляд, наиболее удачным исследованием в нашей литературе является работа А. С. Кармина и Е. П. Хайкина "Творческая интуиция в науке". Авторы предлагают "подразделение" интуиции на две формы: "эйдетическую" и "концептуальную". Оно отличается от подразделения на чувственную и интеллектуальную "более узким и более строгим пониманием гносеологического содержания разных видов интуиции".
Концептуальная интуиция – процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов. Эйдетическая интуиция – построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий. Оба эти подразделения – различные формы научной интуиции, т.е. различные формы взаимодействия чувственного и логического познания.
По крайней мере три важных обстоятельства позволяют нам считать рассматриваемый вариант классификации наиболее приемлемым для дальнейшего анализа.
Деление интуиции на эйдетическую и концептуальную позволяет исследовать ее специфику в сравнении с известными формами чувственного и логического познания.
Предложенный
вариант классификации
Опираясь на эту схему, мы получаем возможность не просто констатировать факт существования интуиции как формы познавательного процесса, но перейти к анализу ее действительных проявлений в сфере научного познания.
УРОВНИ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ
Мы уже говорили о необъятности феноменологического материала, свидетельствующего о неоценимо важной роли интуиции в современной науке. Собственно говоря, именно это обстоятельство и послужило основной причиной обращения философов-марксистов к данной проблеме.
На основе предшествующих исследований был найден путь гносеологического анализа интуиции как специфической формы взаимодействия чувственного и логического познания.
Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием. Правомерность выделения такого рода познания, равно как чувственного и логического, обусловлена всей историей человеческого познания.
Интуитивное познание – это важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания. В данном разделе нас будет интересовать главным образом действие интуиции как процесса в научном познании, поэтому мы постараемся начать с выделения специфических характеристик научной интуиции.
К числу наиболее характерных черт научной интуиции, на наш взгляд, относятся:
Принципиальная
невозможность получения
Принципиальная
невозможность получения
Безотчетная
уверенность в абсолютной истинности
результата (это никоим образом не
снимает необходимости