Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть интегрированное обучение детей с нарушением слуха и модели интегрированного обучения в РК.
Объект исследования – дети с нарушением слуха.
Предмет исследования – интегрированное обучение детей с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ…………………………………………….........................................
5
1.1 Интеграция как процесс обучения детей с проблемами………………….. 5
1.2 Характеристика детей с нарушенным слухом. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха……………………………………………
9
1.3 Проблема интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду на базе РИПСО………………………………….
13
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ……………………………………………………….
17
2.1 Организация коррекционной помощи детям с нарушенным слухом……. 17
2.2 Модели интегрированного обучения………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 29
При работе с интегрированными школьниками особое внимание уделяется обогащению их речи (словарь, морфология, грамматика), формированию и развитию читательской деятельности, совершенствованию навыков восприятия устной речи и коррекции произносительной стороны речи, а также оказанию помощи в овладении школьной программой.
Учитель-дефектолог сурдологического кабинета или группы надомного обучения и кратковременного пребывания налаживает контакт с массовым детским садом и школой, который посещает неслышащий ребенок. Он знакомит педагогов с особенностями развития детей с нарушенным слухом, показывает продвижение их воспитанника, помогает ребенку наладить общение со взрослыми и со сверстниками. Учитель-дефектолог обязательно должен быть в курсе трудностей, возникающих у педагогов массового учреждения, и способствовать их своевременному преодолению. Следует также уделять особое внимание работе с родителями, знакомя их с методикой и содержанием обучения.
Учитель-дефектолог сурдологического кабинета или группы надомного обучения и кратковременного пребывания определяет содержание и методику работы с каждым ребенком с учетом его возраста, состояния слуха и речи, психофизическими особенностями. При составлении индивидуальных программ за основу берутся типовые программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей в специальных дошкольных учреждениях, типовая программа воспитания и обучения в детском саду (для слышащих детей), программы специальных и массовой школ, разнообразные коррекционные программы для детей с нарушениями слуха [3, с. 34].
В
настоящее время появились
Нецелесообразно
просто присоединять группу неслышащих
детей (6-8 человек) к обычной дошкольной
группе, которую посещают 20 слышащих
детей или к логопедической группе
для детей с фонетико-
В смешанной группе работают два воспитателя и учитель-дефектолог. Сурдопедагог в первую половину дня проводит фронтальные и индивидуальные занятия по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению дошкольников с нарушенным слухом. Если позволяет уровень речевого развития неслышащих детей, то занятия по формированию элементарных математических представлений организуются совместно со слышащими. Дети с нормальным слухом, имеющие те или иные нарушения произношения, объединяются с детьми с нарушенным слухом на занятиях речевой ритмикой. Как правило, учитель-дефектолог проводит рассказывание для всей группы детей.
Воспитатели в первой половине дня в основном занимаются со слышащими детьми, а во второй половине – со всей группой детей: игра, конструирование, изобразительная деятельность. На музыкальных и физкультурных занятиях дети работают всей группой, с неслышащими дошкольниками проводятся дополнитеьные музыкальные занятия – индивидуальные или в малой группе. Учитель-дефектолог помогает воспитателям правильно организовать работу со всей группой, знакомит их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом. На занятиях широко используется письменная речь (таблички), воспитатель обращает особое внимание на овладение неслышащими детьми не только умениями и навыками, но и на усвоение речевых средств, обслуживающих ту или иную деятельность детей.
В смешанную группу целесообразно включать слышащих детей, испытывающих трудности в обучении, не связанные с нарушениями в развитии, например, детей неслышащих родителей, детей из двуязычных семей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. В такой группе они получают необходимую им помощь, в том числе и учителя-дефектолога. Успешности их воспитания способствует также уменьшенная наполняемость группы.
Смешанные группы работают всего второй год, поэтому говорить о результатах еще рано. Однако, следует отметить, что постоянное общение со слышащими детьми способствует закреплению речевых умений дошкольников с нарушенным слухом. Отмечается значительная активизация их устной речи. Кроме того, уменьшение количества детей с нарушенным слухом способствует интенсификации коррекционного обучения, его большей индивидуализации и более высокой результативности.
Желательно комплектовать такие группы неслышащими детьми, не имеющими дополнительных отклонений в развитии и обладающими близким уровнем общего и речевого развития. В том случае, когда в группу помещаются дети, еще не владеющие фразовой речью (а тем более еще не говорящие), их количество не должно превышать 4-х человек. Если же группа комплектуется слабослышащими и глухими детьми с развернутой фразовой речью, то их может быть 5 человек и они включаются в группу большей наполняемости - всего 15 детей, а не 8 человек.
Отдельно остановимся на вопросе слухопротезирования интегрированных детей, так как он заслуживает особого внимания.
Дети с нарушенным слухом, воспитывающиеся в массовом детском саду или школе, как правило, пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, которые помогают им воспринимать речь на слух или слухо-зрительно (глядя на говорящего).
Уточняя режим работы индивидуального слухового аппарата, рекомендованного врачом сурдологом, учитель-дефектолог должен учитывать то, что ребенок будет пользоваться им в разных условиях: на фронтальных занятиях, где могут одновременно говорить несколько детей, во время шумных игр, на улице, в транспорте и т.п. Следует обратить особое внимание на то, чтобы резкие и громкие звуки не вызывали неприятных ощущений.
Детей,
которые посещают массовые учреждения,
важно протезировать
В ходе занятий по развитию слухового восприятия важно стремиться к увеличению расстояния, на котором ребенок воспринимает речь, постепенно доводя его не менее, чем до 1,5-2 метров – расстояния, в пределах которого в большинстве случаев осуществляется устная коммуникация слышащих людей. Не менее важно тренировать ребенка в восприятии речи на слух и слухо-зрительно в затрудненных условиях: при ходьбе по комнате, при повороте лица говорящего (полуфас, профиль), не только в тихом помещении, но и в шумном, а также специально учить определять, откуда исходит звук. Все это будет способствовать адаптации ребенка с нарушенным слухом в коллективе слышащих.
Создание классов особой педагогической заботы и интегрированное обучение имеют хорошие перспективы развития. Взаимодействие массовой школы со специальной, положительный опыт ППМС (психолого-педагогическое и медико-социальное) - сопровождения детей с проблемами в обучении способствуют успешной интеграции. Повышается заинтересованность во взаимодействии педагогов массовой и специальной школ.
Своеобразием
образовательной программы для
детей с нарушением слуха является
ориентация на самореализацию учащегося,
интеграцию и социальную адаптацию
его в различных сферах жизнедеятельности,
как интеллектуального, так и физического
труда со слышащими людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работу по интеграции детей с нарушенным слухом необходимо начинать в дошкольный период. Целесообразно создавать различные модели интеграции, которые будут эффективны для неслышащих детей, имеющих разный уровень психофизического и слухо-речевого развития. Наиболее благоприятные условия для «разноуровневой» интеграции создаются в учреждениях комбинированного вида, где наряду с группами и классами для нормальнослышащих детей имеются группы и классы для глухих и слабослышащих детей.
Полная
или комбинированная
Одной из форм интеграции могут быть смешанные дошкольные группы, в которых вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (соответственно 8-10 и 4-5 детей). При этом создаются уникальные условия ранней социализации неслышащих дошкольников при сохранении ежедневной квалифицированной коррекционной помощи со стороны учителя-дефектолога.
Для того, чтобы интегрированное обучение целенаправленно расширялось и было эффективно, необходима специальная подготовка как педагогов массовых дошкольных и школьных учреждений, так и учителей-дефектологов, а также проработка правовых вопросов интеграции.
Итак, отечественной наукой создана оригинальная концепция интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии с учетом «отечественного фактора», разработаны и апробировны вариативные модели интеграции, выявлено, что полная и комбинированная интеграция эффективна лишь для части проблемных детей – тех, которые имеют высокий уровень психофизического и речевого развития, показана необходимость оперативной разработки правовой базы интеграции, целенаправленной подготовки и переподготовки кадров специалистов.
Признание интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного специального обучения разных категорий детей (в том числе и с нарушениями слуха). Напротив, эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна взвешенная государственная политика, не допускающая «перекосов» и «перегибов».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ