Интегрированное обучение детей с нарушением слуха и модели интегрированного обучения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть интегрированное обучение детей с нарушением слуха и модели интегрированного обучения в РК.

Объект исследования – дети с нарушением слуха.

Предмет исследования – интегрированное обучение детей с нарушением слуха.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ…………………………………………….........................................


5
1.1 Интеграция как процесс обучения детей с проблемами………………….. 5
1.2 Характеристика детей с нарушенным слухом. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха……………………………………………
9
1.3 Проблема интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду на базе РИПСО………………………………….
13
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ……………………………………………………….
17
2.1 Организация коррекционной помощи детям с нарушенным слухом……. 17
2.2 Модели интегрированного обучения………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по теме Интегрированное обучение детей с нарушением слуха.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Временная интеграция является по сути этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

     Как известно, основной контингент специальных  групп составляют дети, поступающие в дошкольное учреждение практически неговорящими. Они остро нуждаются в специально организованном коррекционном обучении с учетом состояния их речи и слуха. Вместе с тем уже на первых годах занятий они могут участвовать вместе со слышащими в прогулках, праздниках, развлечениях, в отдельных занятиях. Однако, это должно осуществляться не стихийно, а целенаправленно.

     Педагог и воспитатели специальной группы проводят подготовительную работу, которая  позволит неслышащим детям активно  участвовать в игре, занятии, просмотре «спектакля» и т.п. Воспитатели массовых групп не только рассказывают детям об их сверстников со сниженным слухом, но и готовят для них разнообразные пособия: вырезают и наклеивают картинки, обтягивают таблички прозрачной пленкой и т.п. Они приходят в специальную группу и дарят свои поделки. Воспитатели могут вместе с детьми смастерить кукольный театр (из бумаги, пластилина, природного материала). Затем слышащие дети с помощью взрослых показывают «спектакль», разыгрывают понятные бытовые сценки. Постепенно неслышащие дети из зрителей также превращаются в исполнителей.

     К празднику можно подготовить  какую-либо инсценировку, где одновременно участвуют и слышащие, и неслышащие дети. Например, можно показать сказку «Теремок», где участвуют две мышки, две лягушки и т.д.; при этом один ребенок из массовой группы, а второй – из специальной. Важно, чтобы первым говорил слышащий ребенок, а затем дошкольник с нарушенным слухом. В этом случае даже искаженная речь неслышащего ребенка будет понятна зрителям

     В массовых и специальных группах  могут проводится занятия по сходной тематике, например, «Мои любимые игрушки» (рисование), «Сезонные изменения в природе» и т.п. Затем дети 2-х групп объединяются вместе на обобщающее занятие или на праздник, например, проводов зимы, встречи лета и др.

     Очень удачным и любимым детским  видом работы является иллюстрирование  сказок, маленьких рассказов и  т.п. В ходе раздельных занятий дошкольники  знакомятся с содержанием того или  иного произведения в доступной как для слышащих, так и для неслышащих форме; в последнем случае используются различные специальные приемы. Затем дети подготавливают серию рисунков, последовательно отражающих содержание текста. Эту работу проводит воспитатель в массовой группе и учитель-дефектолог или воспитатель в специальной.

     Таким образом, получаются, как правило, 4-5 страниц будущей книжки-самоделки. Под рисунками неслышащих детей делаются подписи печатными буквами, которые дошкольники прочитывают. В ходе проведения такой работы дети с нарушенным слухом понимают основное содержание текста, овладевают новым словарем. Затем можно провести совместное со слышащими детьми занятие, на котором по ходу обсуждения содержания текста из отдельных страниц рождается книжка-самоделка. Полезно затем инсценировать рассказ или сказку с участием как слышащих, так и неслышащих детей.

     В ходе специально организованного коррекционного обучения некоторые дети с нарушенным слухом выделяются более высокими результатами в общем и речевом развитии. Они, несмотря на значительное отставание в речевом развитии от слышащих сверстников, уже могут на бытовом уровне общаться с ними. Такие дети могут быть кандидатами для частичной интеграции. При этой форме интегрированного обучения глухой или слабослышащий ребенок в первой половине дня занимается в специальной группе, с ним проводятся и индивидуальные занятия, а во второй половине дня он может посещать группу слышащих детей.

     Работа  может быть организована и так: в  течение всего дня неслышащие дети находятся в массовой группе, а в специальную они приходят только на занятия учителя-дефектолога и воспитателей. При этом в массовом группе должно быть не более двух детей со снижением слуха, которые вместе со слышащими детьми гуляют, играют, занимаются.

     Сурдопедагог  специальной группы систематически оказывает методическую помощь воспитателям массовых групп в организации общения с ребенком с нарушенным слухом, в привлечении его к играм и занятиям слышащих детей, ведет наблюдения за его адаптацией к коллективу нормально развивающихся сверстников (или детей на один год моложе глухого или слабослышащего дошкольника). Посещая массовую группу, учитель-дефектолог фиксирует для себя те трудности, с которыми сталкивается неслышащий ребенок, и пытается подготовить его к их преодолению на своих фронтальных и индивидуальных занятиях, дает конкретные рекомендации как воспитателям массовой группы, так и своей, специальной.

     Наличие в группе неслышащего товарища помогает нравственному воспитанию слышащих детей. Они учатся не на словах, а  на деле сочувствовать беде другого человека, принимать его как равного, помогать ему не унижая, не из жалости, защищать в необходимых случаях. Вместе с тем важно учить детей массовой группы избегать гиперопеки: не помогать там, где неслышащий ребенок может и должен справляться сам.

       Для многих детей с нарушенным  слухом частичная интеграция  становится ступенью к интеграции  комбинированной, а позже - и  полной.

     Глухому и слабослышащему ребенку с высоким  уровнем психофизического развития, владеющему развернутой фразовой речью, относительно хорошо понимающему обращенную к нему речь взрослых и детей, и внятно, понятно для окружающих говорящему, может быть рекомендована комбинированная интеграция.

     К этой модели интегрированного обучения чаще других бывают готовы дети с незначительным снижением слуха, дошкольники, коррекционная работа с которыми начата рано - на первом году жизни, и оглохшие дети. Если вначале ребенок обучался в специальной группе, то вопрос о его переводе в массовую группу решается совместно коллективом данного дошкольного учреждения и медико-психолого-педагогической комиссией, работающей при местном сурдологическом кабинете (отделении). Ребенку с нарушенным слухом данная комиссия  может сразу рекомендовать интегрированное обучение, но с учетом возможностей детского сада [14, с. 28].

     При комбинированной форме интегрированного обучения ребенок в течение всего  дня посещает группу для слышащих детей, а также коррекционные  занятия с учителем-дефектологом специальной группы, который проводит с ним индивидуальные занятия (или включает его в малую группу – по 2-3 ребенка), помогает овладевать программой массовой группы, ведет работу по развитию его речи, остаточного слуха, коррекции произносительных навыков. И в этом случае в массовой группе должно быть не более 2-х детей с нарушенным слухом.

     Особое  значение для успешной интеграции имеет  тесный контакт между учителем-дефектологом и воспитателями, работающими в  группе слышащих детей.

     Известно, что специальные группы работают как круглосуточные, в то же время  группы для слышащих детей – в основном как дневные. Если родители не могут забирать интегрированного неслышащего ребенка домой каждый день, он вечером идет в группу сверстников с нарушенным слухом. Это имеет определенное положительное значение: учась жить и заниматься со слышащими детьми, он не отрывается и от детей, страдающих таким же недугом, как и он.

     Таким образом, в учреждении комбинированного типа может успешно проводиться  целенаправленная работа по интеграции с учетом уровня общего и ребевого развития каждого ребенка.

     Для слабослышащих, глухих и внезапно оглохших детей, подготовленных к совместному  обучению со слышащими, можно предложить иную модель комбинированной интеграции. Практика показывает, что таких детей в том или ином городе и близлежащих районах немного и они очень различны по возрасту. Этих детей можно направлять в один детский сад или одну школу для слышащих детей в группы (классы), соответствующие их возрасту. При этом в массовой группе (классе) должны воспитываться не более 2-х детей с нарушенным слухом. Данному учреждению выделяются ставки учителя-дефектолога из расчета одна ставка на 6-8 детей.

     При такой организации работы учитель-дефектолог в первую или во вторую половину дня проводит с неслышащими детьми фронтальные занятия (или занятия  малыми группами), и также индивидуальную работу с каждым ребенком, как это предусмотрено в специальном учреждении. Остальное время дети находятся в группах (классах) вместе со слышащими сверстниками и участвуют вместе с ними во всех программных мероприятиях, занятиях и режимных моментах.

     Учитель-дефектолог также посещает занятия педагогов  в тех группах и классах, где  обучаются дети с нарушенным слухом, знакомит их с особенностями развития каждого ребенка и помогает в  организации и проведении педагогической работы с ним. Он приглашает родителей на свои занятия, помогает им организовать обучение сына или дочери дома, дает конкретные задания по работе с ребенком в семье.

     Особо остановимся на описании модели полной интеграции, которой можно назвать такую достаточно распространенную модель интегрированного обучения, как воспитание в обычном детском саду или обучение в массовой школе ребенка с нарушенным слухом, который не получает повседневной помощи специалиста непосредственно в массовом учреждении. Он выполняет все требования педагогов наравне со слышащими товарищами по группе (классу) практически без скидок на дефект слуха.

     Полная  интеграция может быть рекомендована  слабослышащему или глухому ребенку  дошкольного и школьного возраста с уровнем психофизического и  речевого развития равном или близком к возрастной норме, внятно (понятно для окружающих) говорящему, хорошо понимающему устную речь взрослых и детей. Как правило, такие дети являются представителями описанных выше трех категорий.

     Конечно, все эти дети (обычно это один ребенок в детском саду или школе) тоже нуждаются в систематической коррекционной помощи, и в тех случаях, когда ребенок ее получает (а организуется она обычно силами родителей), результаты всегда бывают положительными. Мы считаем очень важным, чтобы занятия, направленные на коррекцию нарушенной слуховой функции, проходили под контролем специалиста, которым является учитель-дефектолог сурдологического кабинета, специального дошкольного учреждения, школы или группы надомного обучения и кратковременного пребывания при них и т.п. Этот контроль может быть частым и редким, но он необходим.

     По  желанию родителей, каждый ребенок  с нарушенным слухом, не посещающий специальный детский сад или  школу, должен быть обеспечен коррекционными занятиями в сурдологическом кабинете из расчета один час в неделю (60 минут). Если ребенок живет далеко от сурдологического кабинета и не может систематически заниматься с педагогом, то его привозят на периодические консультации 1-2 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями продолжительностью 0,5-1 час в течение одной-двух недель.

     Необходимую коррекционную помощь для интегрированного ребенка родители могут получить также в создаваемых в настоящее  время группах надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха. В таких группах могут заниматься дети, воспитывающиеся в семье или обучающиеся в массовом дошкольном учреждении или школе. В группе надомного обучения и кратковременного пребывания проводится коррекционная работа с детьми и осуществляется помощь родителям в воспитании и обучении своего ребенка в условиях семьи. С каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия и занятия в малых группах (по 2-3 человека), на которых обязательно присутствуют родители дошкольников и детей младшего школьного возраста. Частота этих занятий может быть разной, что зависит от желания родителей и возможностей учреждения; как правило, 2 раза в неделю по одному часу, иногда чаще – каждый день, через день, иногда реже - один раз в неделю или в две недели.

     Если  ребенок живет далеко от учреждения, то родители могут посещать занятия  в группе, как в сурдологическом  кабинете, 2-3 раза в год в течение  одной-двух недель. Дома родители закрепляют умения и знания, которые дети получают на занятиях с педагогом, работают с собственным сыном или дочкой по индивидуальным заданиям и планам, составленным для данного конкретного ребенка.

     Основным  содержанием работы учителя-дефектолога сурдологического кабинета и группы надомного обучения и кратковременного пребывания является формирование и развитие речи ребенка, остаточного слуха, различных способов восприятия устной речи, а также коррекция произношения. Педагог также подготавливает и дает родителям конкретные задания для занятий с дошкольником по обучению чтению и письму печатными буквами, по развитию речи, ознакомлению с окружающими, по формированию элементарных математических представлений, развитию слухового восприятия и обучению произношению, консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка.

Информация о работе Интегрированное обучение детей с нарушением слуха и модели интегрированного обучения в РК