Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть интегрированное обучение детей с нарушением слуха и модели интегрированного обучения в РК.
Объект исследования – дети с нарушением слуха.
Предмет исследования – интегрированное обучение детей с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ…………………………………………….........................................
5
1.1 Интеграция как процесс обучения детей с проблемами………………….. 5
1.2 Характеристика детей с нарушенным слухом. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха……………………………………………
9
1.3 Проблема интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду на базе РИПСО………………………………….
13
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ……………………………………………………….
17
2.1 Организация коррекционной помощи детям с нарушенным слухом……. 17
2.2 Модели интегрированного обучения………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 29
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп [13, с. 129]:
Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью и характером нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Они, не становясь слышащими (т.к. у медицины нет возможности вернуть физический слух), могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.
У детей, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной и адекватной коррекционной работе, проводящейся с первых месяцев жизни, уже к 3-5 годам, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, можно максимально сблизить не только уровень их общего, но и речевого развития с возрастной нормой. В этом случае они владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются со взрослыми и детьми, рассказывают об увиденном, случившемся, читают стихи, подпевают песенки. Эти дети хорошо понимают обращенную к ним речь, которую воспринимают слухо-зрительно, т.е. глядя на губы говорящего и одновременно слушая его с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Звучание их собственной речи, как правило, мало отличается от речи слышащих сверстников. Если посторонний человек не видит на ребенке индивидуальных слуховых аппаратов, которыми тот постоянно пользуется, то он даже не подозревает, что с малышом что-то не так, как у всех. Такие дети в дальнейшем, как правило, обучаются вместе со слышащими в детских садах и щколах общего типа.
Столь же высокого уровня реабилитации можно достигнуть в ходе целенаправленной адекватной и своевременно начатой работы с позднооглохшими детьми (т.е. с теми, кто до потери слуха, наступившей в 4-5 лет и позже, нормально слышал и говорил). Если удается сохранить речь ребенка и совершенствовать ее, а также быстро восстановить устную коммуникацию уже на иной сенсорной основе (зрительно-слуховой, зрительно-вибротактильной, зрительной), то позднооглохший дошкольник может удержаться в том детском коллективе, в котором он воспитывался до потери слуха, и может быть подготовлен к успешному обучению в условиях массовой школы, а оглохший школьник – успешно продолжить обучение в своем классе.
Относительно высокий уровень общего и речевого развития может отмечаться у слабослышащих детей с незначительным снижением слуха даже при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия в дошкольном возрасте.
Высокого уровня общего и речевого развития также могут достигать дети с тяжелой тугоухостью и глухотой при относительно позднем начале обучения – в 2-3 года при наличии ряда благоприятных факторов. К ним относятся: высокие потенциальные возможности самого ребенка, особые его личностные качества (активность, коммуникабельность, физическая выносливость, работоспособность и т.п.), интенсивное систематическое и адекватное обучение обычно в условиях индивидуальной работы с ребенком или в условиях занятий в малой группе (не более 6-8 человек) с дополнительной помощью (например, часы на занятия речевой ритмикой, на индивидуальную работу с детьми и т.п.), активное участие семьи в воспитании и обучении ребенка.
Следует также особо подчеркнуть, что эффект коррекционного воздействия, а тем самым и реализация реабилитационного потенциала детей с нарушенным слухом во многом определяется своевременностью (с момента выявления степени и характера снижения слуха) качественного слухопротезирования и использования в занятиях с педагогом и дома различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению).
Таким образом, высоким уровнем общего и речевого развития, как правило, обладают дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии и относящиеся к трем основным категориям: это или дети с незначительным снижением слуха; или дети с тяжелым нарушением слуха, которые в результате длительной коррекционной работы, начатой обычно в раннем детстве, подготовлены к обучению в среде нормально слышащих сверстников; или дети, внезапно потерявшие слух, до этого нормально слышавшие и говорившие, с которыми предварительно успешно проводилась специальная коррекционная работа по сохранению речи, восстановлению их устной коммуникации со слышащими и обучение грамоте (чтению).
Именно
высокий уровень общего и речевого
развития делает для этих детей обучение
в массовом детском учреждении более
предпочтительным, чем в специальном.
Однако, интегрированное обучение может
быть эффективно лишь при наличии дополнительной
коррекционной помощи, психологической
готовности ребенка войти в общество слышащих,
желание родителей обучать его в массовом
детском саду или школе, их активное участие
в образовании и воспитании ребенка и
т.п.
На базе РИПСО (Республиканский институт повышения квалификации системы образования) действует экспериментальный Центр по интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду.
Для того чтобы дети с нарушенным слухом могли успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, они должны быть к ней максимально возможно подготовлены. Взаимодействие сначала родителей, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, а затем и педагогов общеобразовательных школ, со специалистами РИПСО, работающими комплексно, позволяет максимально компенсировать такого ребенка.
В своей работе специалисты разных педагогических и медицинских профилей (дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги и врачи), проводящие в командном режиме абилитацию (реабилитацию) детей с нарушенным слухом, стремятся учитывать широкий диапазон и видов ограничений у таких детей и, соответственно, подбирать адекватные компенсаторные средства, чтобы получить максимизацию результатов от применяющихся в РИПСО коррекционно-развивающих программ.
Комплексная психолого-педагогическая поддержка детей с нарушенным слухом должна начинаться с раннего возраста.
Этому способствуют буквально революционные изменения в области аудиологии и слухопротезирования, позволяющие обеспечить эффективную диагностику и адекватную электроакустическую коррекцию слухового восприятия.
Большое значение в РИПСО придается работе с родителями по поддержке и формированию своего ребенка. В ходе индивидуальных и групповых тренингов, семинаров родители обучаются тому, что следует делать и как надо общаться со своим ребенком ежедневно, включая выходные и праздники. Для них это инструктивное время за 2-3 часа в неделю по принципу «делай как я». Это важно, так как родители, как правило, имеют индивидуальное контактное время со своим ребенком 30-40 часов в неделю, а максимальная компенсация реальна именно при таких ресурсных затратах.
Комплексная абилитация позволяет достичь более высокого уровня языкового и психического развития личности неслышащего дошкольника и способствует более эффективной и качественной готовности ребенка к включению в общеобразовательную школу и к усвоению там предметных знаний наравне с обычными сверстниками.
Инклюзивное образование при правильном воплощении является серьезным шагом вперед в обеспечении качества системы образования.
Рассматривая проблему интеграции, РИПСО решает ее в русле эффективного использования потенциала общеобразовательных учреждений, то есть осуществляет инклюзию в варианте организованной интеграции как процесс сопровождения и мониторинга.
Основным показателем эффективности работы системы организованной интеграции в рамках Центра следует считать подготовленных для включения в нормальную образовательную среду массовой школы детей с нарушенным слухом. Для данной инклюзии «нормальная среда» – это именно нормальная среда в абсолютно чистом понимании этого термина, т.е. это, например, когда в общеобразовательной школе (не комбинированной, не со спецклассами и т.д.) «размещены» несколько достаточно компенсированных детей (один или не более 2-х в классе). По нашему мнению, любой «комбинированный» вариант будет обречен на клеймо и отторжение от такого варианта нормальных детей и их родителей.
Во-первых, важно опираться на наличие отработанных и принятых профессиональным сообществом моделей непрерывного маршрута ребенка с нарушенным слухом от стадии раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации в нормальной среде;
Во-вторых, опираясь на дифференцированные показания к интегрированному обучению, отбирать способных детей, имеющих нарушение слуха, имеющих обучаемых родителей. Для этого необходимы методики, обеспечивающие максимальную индивидуализацию, постоянные замеры, создание и ведение банка данных.
В-третьих, комплексно подготавливать таких детей индивидуально для включения их в обычные классы;
В-четвертых, интегрированные дети должны оставаться постоянным объектом мониторинга их адаптивной устойчивости и успешности, а также консультационного сопровождения, т.е. в плане обязательного наблюдения и консультации они должны оставаться в системе специальной психолого-педагогической помощи, предлагаемой специализированным Центром;
В-пятых,
система такой помощи совместно
с общеобразовательной школой должна
на выпуске участвовать в поиске
и подборе дальнейшего
Центр
несколько лет назад (2004-2007 г.г.) в
рамках городского эксперимента («Создание
благоприятных условий для
В группу сопровождения были включены специалисты: сурдопедагог, логопед, специального психолог. Специалисты взаимодействуют со всеми участниками инклюзивного процесса (ученическим, педагогическим коллективом и родителями) и осуществляют коррекционную, профилактическую, консультационную работу с учащимися классов, куда были включены дети с нарушенным слухом. В результате эксперимента дети адаптированы, хорошо учатся, живут полноценной жизнью школьного сообщества.
С 2007 года началась систематическая работа (ГЭП «Создание модели психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями слуха в общеобразовательных школах») специальной мобильной службы по оказанию психолого-педагогической поддержки участникам инклюзивного процесса в общеобразовательных учреждениях разных районов округа в виде выездных групп. Специалистами Центра (сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) проводится работа по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях разного типа, по обеспечению своевременных консультаций детям с нарушением слуха, родителям, педагогическому коллективу. Кроме того, оказывается необходимая методическая помощь всем участникам образовательного процесса.
Надо отметить, что толерантность, терпимость, диалогичность и милосердие пока являются серьезным дефицитом в ценностных ориентациях нашего общества. Поэтому качество социальной комфортности всех участников инклюзии значительно повышается, если организованно ведется работа по ознакомлению и формированию толерантного поведения в школьном и педагогическом сообществах со всеми и с каждым по отдельности.
Учитывая, что одной из причин интолерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями является неосведомленность общества в этом вопросе, огромную роль играет специальная работа по реализации технологий, направленных на формирование установок на милосердное, терпимое отношение к таким детям. Это и выступления на педсоветах и родительских собраниях, участие в классных часах; это и индивидуальное консультирование, семинары, круглые столы для родителей и педагогов; это и демонстрация специально подготовленных специалистами Центра презентаций и видеороликов.
Важно
подчеркнуть, что для развития именно
инклюзивного образования, как одного
из наиболее важных и перспективных
направлений совершенствования
системы образования, необходимо взаимодействие
различных видов