Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть интегрированное обучение детей с нарушением слуха и модели интегрированного обучения в РК.
Объект исследования – дети с нарушением слуха.
Предмет исследования – интегрированное обучение детей с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО (СОВМЕСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ…………………………………………….........................................
5
1.1 Интеграция как процесс обучения детей с проблемами………………….. 5
1.2 Характеристика детей с нарушенным слухом. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха……………………………………………
9
1.3 Проблема интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду на базе РИПСО………………………………….
13
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ……………………………………………………….
17
2.1 Организация коррекционной помощи детям с нарушенным слухом……. 17
2.2 Модели интегрированного обучения………………………………………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 29
Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей. В первую очередь, это зависит от выраженности отклонений в развитии. Так, дети с легкими отклонениями могут быть интегрированы в социум с раннего дошкольного возраста и включены в интегрированное обучение с начальной школы. Детей с более серьезными нарушениями (зрения, слуха, речи и др.) целесообразно интегрировать в массовую школу после начального обучения, а для детей с тяжелыми и сложными отклонениями интегрированное обучение возможно только в специальной школе.
Очень важным вопросом для интегрированного обучения является разработка единых подходов к диагностике проблем, которыми вполне квалифицированно должны владеть специалисты массовой школы. При этом речь должна идти не только о сопоставимых друг с другом методах диагноза проблем, но и о вытекающих из диагностики рекомендациях, описывающих комплекс возможных мер. Пакет диагностических методов должен включать в себя и методики анализа темпа и характера изменений по мере реализации данных рекомендаций.
Кроме того, необходимо искать такие способы построения интегрированного обучения, в которых общеобразовательной школе принадлежит не менее активная роль, чем специальной. Специальная школа должна готовить своих детей к возможному переходу в массовую школу. Эта подготовка, возможность и целесообразность перехода в массовую школу должны определяться степенью развития и характером адаптации ребенка, желанием родителей и наличием школы, способной его принять. Переход ребенка из специального детского сада или школы в массовую школу должен сопровождаться поддержкой и помощью специальных педагогов и психологов для решения острых проблем и овладения учебной программой.
Подводя итог, можно сказать, что в ходе интеграции обогащается жизненный опыт ребёнка с проблемами развития, становится более гармоничной его картина мира, а это раскрывает широкий спектр компенсаторных возможностей, в личности каждого ребёнке появляются качественные изменения.
ГЛАВА
2 ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1
Организация коррекционной помощи детям
с нарушенным слухом
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах и специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях.
Неслышащие дети дошкольного возраста могут воспитываться в специальных дошкольных учреждениях, в специальных группах массовых детских садов, в дошкольных отделениях при спецшколах, в создаваемых специальных образовательных учреждениях «Начальная школа – детский сад», «Школа – детский сад». В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с полутора-двух лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение, в соответствии с возрастными особенностями, общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей [10, с. 88].
Вместе с тем наличие снижения слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использования не только специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания, направленного на коррекцию отклонений в развитии. Кроме того, в ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. С двухлетного возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Для неслышащих детей школьного возраста существуют специальные школы (классы) двух типов: для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей. Второй тип школы имеет два отделения: I-ое отделение – для слабослышащих и оглохших детей, владеющих развернутой фразовой речью; II-ое отделение – для детей с глубоким недоразвитием речи. При многих специальных школах открыты дошкольные отделения для глухих и слабослышащих детей 5-6 лет.
Специальные школы для детей с нарушенным слухом имеют свои оригинальные программы и учебники (лишь в старших классах обучение осуществляется по учебникам массовой школы). Они обеспечены методической и дидактической литературой.
Во всех специальных школах организовано целенаправленное развивающее обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха, преодоление тяжелых последствий, вызванных поражением слухового анализатора, и, прежде всего, отставания в речевом развитии. Специальные школы решают также и общеобразовательные задачи. Глухие и слабослышащие учащиеся получают цензовое неполное среднее (а в ряде школ – среднее) образование, но за более продолжительное время, чем в массовой школе.
При всем положительном для общего развития ребенка, что несет с собой его воспитание и обучение в специальном учреждении, следует выделить и негативные последствия.
Массовый детский сад или школа обычно находятся поблизости от дома, где живет ребенок, поэтому ежедневно посещая их, он не оторван от семьи, от друзей во дворе, соседей. Не так обстоит дело со специальными детскими садами и школами для детей с нарушенным слухом. В связи с тем, что стойкие нарушения слуха у детей встречаются относительно редко (примерно в 0,2 % случаев), каждая область, как правило, имеет не более двух таких учреждений, которые к тому же расположены обычно в крупных городах, следовательно, большинство детей живут далеко от них. Даже при наиболее развитой сети специальных учреждений, которую имеют большие города, чтобы добраться до «своей» школы, необходимо затратить час-полтора. Поэтому все специальные учреждения для глухих и слабослышащих детей являются интернатными: обычно родители берут детей домой только на выходные дни. Во многих случаях из-за отдаленности учреждения, из-за сложностей транспортного сообщения ребенок приезжает домой только на время зимних и летних каникул.
Таким образом, обучение в специальном учреждении надолго отрывает ребенка, чаще всего единственного, от семьи, любящих родителей, родственников, слышащих сверстников. Кроме этого, ребенок в течение всей недели или значительно более продолжительного времени вынужден постоянно находиться среди детей, плохо слышащих и потому плохо говорящих. Если он только начинает овладевать словесной речью, он остро нуждается в специально организованной речевой среде, которая целенаправленно создается в специальном учреждении. Если же уровень речевого развития ребенка выше, чем у детей его класса (группы), то это в определенной степени сдерживает, тормозит развитие у него полноценной устной речи.
Кроме того, в специальной школе создается и развивается свое детское сообщество, свой язык межличностного общения – жестовая речь. В связи с этим недостаточно развиваются навыки общения со слышащими, что препятствует адаптации в ординарное общество неслышащих выпускников.
Исходя из только что сказанного понятно, почему многие родители не хотят отдавать своего сына или дочку в интернатное учреждение, и это является одной из причин возможного появления неслышащего ребенка в обычном детском саду или школе. Конечно, бывают и особые семейные обстоятельства, из-за которых родители не могут отдать детей в интернат; бывает, что состояние здоровья ребенка является противопоказанием для пребывания в интернатных условиях [4, с. 16].
Достаточно
большая часть детей с
Основным контингентом сурдологических кабинетов и групп надомного обучения и кратковременного пребывания являются дети младенческого и раннего возраста (до 2-3 лет), дошкольники с незначительным снижением слуха, оглохшие дети, до потери слуха нормально слышавшие и говорившие, соматически ослабленные «несадовские» дети, дошкольники, родители которых хотят обучать их дома, дошкольники и школьники, обучающиеся в массовых учреждениях.
В сурдологических кабинетах, группах надомного обучения и кратковременного пребывания проводятся коррекционные занятия с детьми, ведется обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения своего ребенка в условиях семьи, оказывается психотерапевтическая помощь родителям, а при необходимости и детям.
Позитивным в организации обучения в сурдологических кабинетах и группах надомного обучения и кратковременного пребывания является [1, с. 147]:
Родители детей, посещающих занятия в сурдологических кабинетах и группах надомного обучения и кратковременного пребывания, должны понимать, что именно на них лежит основная ответственность за уровень общего, физического и речевого развития.
К негативным последствиям обучения в условиях данных организационных форм можно отнести следующее [1, с. 149]:
В
настоящее время создается
В основном они работают как негосударственные учреждения и, как правило, создаются для оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Попадают в эти центры и дети с нарушенным слухом, но зачастую они там не получают адекватной специализированной помощи.
Исключение
составляют лишь отдельные центры,
ориентированные и на работу с
глухими и слабослышащими детьми
(например, центр раннего вмешательства
в Астане), а также центры при
обществах глухих, создающиеся обычно
по инициативе родителей.
2.2
Модели интегрированного обучения
Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является интегрированное воспитание и обучение.
Еще раз подчеркнем, что наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают комбинированные детские учреждения, в составе которых есть как массовые, так и специальные группы и классы. В этих условиях с учетом разного уровня психофизического и речевого развития может быть реализована одна из моделей интеграции: временная, частичная или комбинированная. Рассмотрим их на примере детей дошкольного возраста.
Следует особо подчеркнуть, что именно период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников.
Это
связано с рядом обстоятельств:
во-первых, маленькие дети легко
принимают ребенка с
Рассмотрим модели интеграции на примере воспитания дошкольников с нарушенным слухом.