Индивидуальные особенности памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации. Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям

Оглавление

Введение.
Глава I. Состояние проблемы и её исследование.
Анализ теории памяти и проблемы способностей
Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности человека.
Методы исследования индивидуальных особенностей памяти.
Анализ экспериментальных данных.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

К.р индивидуальные осбенности памяти.docx

— 92.83 Кб (Скачать)

     Методика  “диагностика опосредованной памяти”. 

     Цель: Исследование уровня доступной смысловой организации памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания пиктограмм.

     Материалы и оборудование: Лист бумаги, карандаш, список, состоящий из 20-ти слов и понятий.

     Ход работы: Испытуемому последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения.

     Биолог, закон, узнавание, солнце в зените, кошка ест рыбу, красная площадь, галоп, мягкосердечие, дети играют в мяч, безответственное поведение, погода в доме, лодка плывёт по реке, опасная бритва, обед по расписанию, окончен в срок, холерик, сочинение, ассоциации, красивый цветок, игра в крокодила.

     После прочтения испытуемому каждого  слова или словосочетания экспериментатор  делает паузу в 20 сек. Во время этой паузы испытуемый должен будет на листе бумаге нарисовать или написать, что ни будь такое что позволит ему(ей) запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые произнёс экспериментатор. Если за отведённое время испытуемый не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает очередное слово или выражение. За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку или записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл. Правильно воспроизведёнными считаться не только те слова и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов. Полученные балы нужно сложить и поделить на 2. Максимальная общая оценка, которую испытуемый должен или может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку испытуемый получает тогда, когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимально возможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если испытуемый не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы  об уровне развития.

10 баллов  – очень высоко развитая опосредованная память.

8-9 баллов  – высоко развитая опосредованная память.

4-7 баллов  – среднеразвитая опосредованная  память.

2-3 балла  – низко развитая опосредованная  память.

0-1 балл  – слабо развита опосредованная  память. 
 

     Обработка данных:

     
№,Фамилия  испытуемого Возраст испытуемого Набранные баллы
1.Рублёв      16 7
2.Речкалова      17 9
3.Блинова      18 10
4.Бакарасов      17 8
5.Сопрыкин      15 4
 

     Вывод: данные показатели свидетельствуют о том, что процесс осмысленного, логического, запоминания по своей психологической структуре является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом и свидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминать материал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающие процесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многих людей и в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболее приближена к процессу логического мышления с той только растущей, что приёмы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоить существенные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти на определённый период времени. 

     Методика «Тест Айзенка». 

     Цель: Выявить общий уровень интеллектуального развития испытуемых – для оценки их способностей, определить существует ли взаимосвязь между хорошей памятью и высоким интеллектом.

          Материалы и оборудование: Задачи словесного субтеста теста Айзенка на проверку уровня развития лингвистического мышления, числовой субтест теста Айзенка.

          Ход работы: Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительных и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление. Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решении которых в каждом субтесте отводиться по 30 мин. Т. е полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно давать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развития у него названых выше специальных способностей. Для практического ознакомления с тестом. Айзенка и его использованием в школьной психолого-педагогической выбирается два из восьми, имеющихся в тесте субтестов, с помощью которых оценивались лингвистические и математические способности испытуемых. На выполнении задания отводилось по 30 мин. т.е. в целом 1 часа. За это время нужно постараться решить как можно больше задач.

     Оценка  уровня развития способностей производится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения  числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее  в виде графика. Там же в конце  описания обоих субтестов, даются правильные ответы. Замечание: Если какая-либо задача не решается быстро можно временно приступить к решению другой задачи, в конечном счете, учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач. Предлагаемые решения - это в первую очередь касается математического теста - могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но, тем не менее, быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость. Оценка результатов исследования производится при помощи графиков. Они представляют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель равный 100% по вертикальной оси. Найдя, пользуясь графиком, соответствующую точку на нижней оси (количество задач, правильно решённых испытуемым за 30 минут), восстановив из неё перпендикуляр до перечисления на вертикальную ось, можно определить коэффициент интеллектуального развития испытуемого по данному виду мышления. Так, например, если за отведенные 30 минут испытуемый решил 16 задач, то показатель уровня развития его лингвистического мышления будет равна 130%. Если за такое же время число задач решённых по математическому субтесту, то показатель условия развития математического мышления окажется равным 115%. Норме для лингвистического субтеста соответствуют 4-е правильно решённых задач, а в норме для математического субтеста – 11 правильно решённых задач. 

     Обработка данных: 

     
№,Фамилия  испытуемого Возраст испытуемого Лингвистические способности Математические  способности
1.Рублёв      16 125 114
2.Речкалова      17 112 132
3.Блинова      18 160 92
4.Бакарасов      17 131 112
5.Сопрыкин      15 138 120
 

     Вывод: Тест. Айзенка и его показатели оказались менее высокие, чем показатели зрительной и слуховой памяти. Многие испытуемые столкнулись с трудностями, на решение многих задач субтеста Айзенка испытуемые затрачивали половину из общего времени, хотя оценка результатов показала, что общий уровень интеллектуального развития испытуемых данного возраста более приближена к норме, что демонстрируют графики, на пересечении которых с линией графика дали на вертикальную ось. Можно увидеть коэффициент интеллектуального развития каждого испытуемого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Проведённое выше исследование, констатирует тот  факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что  у одних людей преимущественно  преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто. В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом, когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.е от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти. Далее задачей исследования, было, проследить, всегда ли хорошая память является показателем высокого интеллекта или плохая память показателем низкого интеллекта. С этой целью и был проведён тест Айзенка, который предназначен для оценки общего уровня интеллектуального развития человека. Обработка данных показывает достаточно средние показатели и в целом такую чёткую закономерность хорошей памяти и высокого интеллекта проследить не удалось. Хотя у многих испытуемых с хорошими показателями памяти, показатель общего интеллектуального развития более высок, чем у испытуемых с менее высокими показателями памяти. Поэтому вопрос о том является память признаком большого интеллекта нельзя говорить однозначно т.к. исследования небольшой группы не дает основания утверждать, бесспорно, что это именно так т.к. в действительности есть огромное количество людей, которые отличаются хорошей памятью и даже феноменальной, но не отличаются глубоким интеллектом. Всё же если говорить об успеваемости в школах или институтах, память учащихся во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека то память и интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Но всё же в значительной степени память можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации, которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание. С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

  1. Даниел Лапп “Улучшение памяти в любом возрасте” Мир 1993 г.
  2. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.
  3. “Возрастные и индивидуальные различия памяти” (сборник статей) под редакцией         Смирнова М 1967 г.
  4. Каменская Б.И. и Венн А.М. “Память человека” М. “Наука” 1973г.
  5. Купреянов Л.И. “Резервы улучшения памяти”
  6. “Механизмы памяти” Л. 1987г.
  7. “Механизмы управления памятью” под редакцией Бехтеревой. “Наука” Ленинградское отделение 1979г.
  8. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” М 1989 г.
  9. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 и 3 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.
  10. “Лабораторный практикум по общей и социальной психологии” под ред. В.П.Роминых. Чебоксары 1998г.
  11. Лядиус А.Р. “Память в процессе развития” М 1990 г.
  12. Хванливин М.М. “Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии” М 1999 г.

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти