Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:24, курсовая работа
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации. Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям
Введение.
Глава I. Состояние проблемы и её исследование.
Анализ теории памяти и проблемы способностей
Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности человека.
Методы исследования индивидуальных особенностей памяти.
Анализ экспериментальных данных.
Заключение.
Литература.
Вывод:
Т.е индивидуальной особенностью памяти обуславливаются не сколько врождёнными особенностями, а скорей во многом зависит от уровня их тренировки. Т.е. спортсмены или люди которые занимаются танцами, спортом имеют хорошую слуховую и двигательную память. И наоборот художники, фотографы обладают хорошими зрительной или слуховой памятью.
Что
естественно откладывает свой отпечаток
на степень развития их общих и
специальных способностей т.к. использование
предполагает и активное использование
образно - логического мышления от неё
зависит и успех других видов деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Познание
мира было бы невозможно, если бы люди
не обладали способностью запечатлевать
и сохранять продолжительное
время в памяти то, что они узнали
о действительности в процессе восприятия
и мышления. Не менее важную роль играет
память и в процессе формирования личности.
Это объясняется тем, что явление памяти
в равной мере относится и к эмоциональной
сфере восприятия, к закреплению двигательных
процессов и интеллектуального опыта.
Все – закрепление знаний и навыков и
возможность пользоваться ими – относится
к разделу памяти. Память ещё более многоаспектна,
чем другие виды познавательных процессов,
поэтому из одного или двух частных показателей
удовлетворительно оценить её практически
невозможно.
Методика.
Оценка оперативной
зрительной памяти.
Цель: Определить насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения, посредством оперативной зрительной памяти.
Материалы и оборудование: 4карточки, состоящие из шести по-разному зрительных треугольников. Матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые есть на отдельной карточке.
Ход
работы: Испытуемому последовательно
по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания,
представленные в виде шести по-разному
зрительных треугольников. После просмотра
очередной карточки она убирается и вместо
неё предлагается матрица, включающая
24 разных треугольника, среди которых
находятся и 6 тех треугольников, которые
испытуемый только что видел, на отдельной
карточке. Задание заключается в том, чтобы
отыскать и правильно указать в матрице
все 6 треугольников. Показателем развитости
зрительной оперативной памяти является
частное отделение времени решения задачи
в минуту на число ошибок, допускаемых
в процессе решения, плюс единица. Ошибками
считается неправильно указанные в матрице
треугольниками или те из них, которые
ребёнок не смог по какой либо причине
найти. Практически для получения показателя
поступают следующим образом. По всем
четырём карточкам определяется количество
правильно найденных на матрице треугольников
и их общая сумма делится на 4. Это есть
число правильно указанных треугольников.
Данное число вычитается из 6-ти. Полученный
результат есть среднее количество ошибок.
Далее определяется среднее время работы,
путём деления общего времени работы ребёнка
над всеми 4 карточками на 4. Момент окончания
времени работы испытуемого над подсчётом
треугольников в общей матрице определяется
при помощи вопроса: “Ты уже всё нашёл,
что увидел.” после утвердительного ответа
можно прекратить поиск треугольников
в матрице. Деление среднего времени работы
над поиском на матрице 6-и треугольников,
и количество допущенных ошибок позволяет
получить искомый показатель
Обработка данных:
№, Фамилия испытуемого | Возраст испытуемого | Затраченное время (мин.) | Количество допущенных ошибок | Искомый показатель |
1.Рублёв | 16 | 4.7 | 8 | 1.6 |
2.Речкалова | 17 | 5.3 | 3 | 2.8 |
3.Блинова | 18 | 5.2 | 5 | 2 |
4.Бакарасов | 17 | 2.2 | 6 | 1.4 |
5.Сопрыкин | 15 | 6.2 | 4 | 2.6 |
Методика.
Оценка оперативной
слуховой памяти.
Цель: Определить насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения, посредством оперативной слуховой памяти.
Материалы и оборудование: 4 набора слов, по шесть слов в каждом наборе. Набор из 36-ти слов, в котором содержаться слова из приведенных ранее четырёх наборов.
Ход работы: Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.
|
После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.
Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.
В
этом наборе из 36 слов в случайном
порядке располагаются
Замечание.
Эта методика не имеет стандартизированных
показателей, поэтому выводы об уровне
развития памяти на её основе, равно
как и на основе аналогичной методики
для зрительной оперативной памяти.
Показатели по этим методикам можно
только сравнивать у разных испытуемых
при их повторном обследовании, делая
относительные выводы как память
одного испытуемого, отличается от другого,
или о том какие изменения произошли со
временем в памяти.
Обработка
данных:
№, Фамилия испытуемого | Возраст испытуемого | Затраченное время (мин.) | Количество допущенных ошибок | Искомый показатель |
1.Рублёв | 16 | 12 | 4 | 3 |
2.Речкалова | 17 | 12 | 8 | 1.5 |
3.Блинова | 18 | 12 | 3 | 4 |
4.Бакарасов | 17 | 12 | 4 | 3 |
5.Сопрыкин | 15 | 12 | 6 | 2 |
Вывод:
Обработка данных показывает, что память
людей принципиально отличается, эти отличия
и являются теми самыми индивидуальными
особенностями, о которых было сказано
выше. Данное исследование зрительной
и слуховой оперативной памяти испытуемых
показывает, что одним людям лучше запоминать
материал, опираясь на зрительные образы.
У других преобладает слуховое восприятие
и акустические образы им лучше один раз
услышать, чем несколько раз увидеть.
Методика
«Характеристика динамических
особенностей процесса
запоминания».
Цель: Определить динамичность и продуктивность, а так же индивидуальные особенности механического заучивания.
Материалы и оборудование: ряд, состоящий из двадцати слов.
Ход работы: Испытуемому предлагается
ряд, состоящий из десяти слов, для их запоминания
путем неоднократного повторения этого
ряда. После каждого очередного повторения
определяется количество слов из ряда,
которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести
после данного повторения. Для запоминания
испытуемому предлагается следующий набор
слов:
Биолог, закон, солнце, курица, история, тело, парта, белый, хорошо, роща, стул, сильный, чашка, свеча, стол, морской котик, красота, портрет, сковорода, туча.
Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания. На основе анализа кривой заучивания, представленной на этом графике, определяются следующие два показателя динамики заучивания:
1. Динамичность заучивания.
2. Продуктивность
заучивания.
Динамические
особенности процесса
заучивания ряда слов.
Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне, то процесс заучивания характеризуется как средне динамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются, то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания. В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания испытуемый получает одну из трех оценок по следующей шкале:
Достаточно динамичный процесс заучивания — отлично.
Средне динамичный процесс заучивания — удовлетворительно.
Нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно.
Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:
10 баллов — испытуемый сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все двадцать слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.
8-9 баллов — испытуемый сумел воспроизвести все 20 слов ровно за шесть повторений.
6-7 баллов — за шесть повторений ряда испытуемому удалось правильно воспроизвести от 14 до 18 слов.
4-5 баллов — за шесть повторений ряда испытуемый сумел верно, воспроизвести 8-12 слов.
2-3 балла — за шесть повторений ряда испытуемому удалось правильно вспомнить только 4-6 слов.
0-1 балл — за шесть повторений испытуемый сумел воспроизвести всего лишь от 1 до 3-х слов или не вспомнил ни одного.
Обработка данных:
№,Фамилия испытуемого | Возраст испытуемого | Набранные баллы | Динамичность процесса запоминания |
1.Рублёв | 16 | 10 | Достат. Динам. |
2.Речкалова | 17 | 8 | Достат. Динам. |
3.Блинова | 18 | 9 | Средне Динам. |
4.Бакарасов | 17 | 10 | Средне Динам. |
5.Сопрыкин | 15 | 9 | Средне Динам. |
Вывод:
данные показатели свидетельствуют о
том, что динамичность и продуктивность
запоминания, у испытуемых отличается,
а следовательно, динамичность и продуктивность
запоминания являются индивидуальной
особенностью.