Индивидуально-личностная характеристика с помощью диагностических методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Цель работы - научиться применять психодиагностические методики, направленные на выявление основных проявлений личности, детерминирующих её поведение в деловом общении с помощью методик. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
− описание социально – демографических признаков личности;
− составление индивидуально – личностной характеристики;
− определение типа темперамента по К.Юнгу;
− выявить личностные характеристики партнера делового общения Р.Б.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1 Социально – демографические признаки личности…………………….5
2 Индивидуально-личностная характеристика с помощью
диагностических методик:
2.1 Определение типа темперамента по К. Юнгу………………………....6
2.2 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла……………….6
2.3 Исследование социотипа личности по Майерс-Бриггс……………….9
2.4 Стиль взаимодействия в общении по Т. Лири………………………...11
2.5 Типология личности по Дж. Олдхэму и Л. Моррису…………………12
Заключение………………………………………….……………………….16
Список использованных источников………………………………………17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.03 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

1 Социально – демографические признаки личности…………………….5

2  Индивидуально-личностная характеристика с помощью

    диагностических методик:

2.1 Определение типа темперамента  по К. Юнгу………………………....6

2.2 16-ти факторный личностный  опросник Р.Б. Кеттелла……………….6

2.3 Исследование социотипа личности  по Майерс-Бриггс……………….9

2.4 Стиль взаимодействия в общении  по Т. Лири………………………...11

2.5 Типология личности по Дж. Олдхэму и Л. Моррису…………………12

Заключение………………………………………….……………………….16

Список использованных источников………………………………………17

 

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному.  Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении  мнений на этот счет и проявляется  сложность самого феномена личности.  
В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер. 
В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение. 
На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Объектом исследования являются коммуникативные  свойства личности.

Предмет исследования – социально-психологические  факторы формирования коммуникативных  свойств личности.

Цель работы - научиться применять психодиагностические методики, направленные на выявление основных проявлений личности, детерминирующих её поведение в деловом общении с помощью методик. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • описание социально – демографических признаков личности;
  • составление индивидуально – личностной характеристики;
  • определение типа темперамента по К.Юнгу;
  • выявить личностные характеристики партнера делового общения Р.Б. Кеттелла (16PF);
  • проследить стиль взаимодействия в общении Т. Лири;
  • приобрести компетенцию по исследованию социотипа личности и составлении. Успешных деловых грапп Кейрси, Майерс-Бриггс;
  • проанализировать типологию личности по Дж. Олдхэму и Л. Моррису;
  • выявление положительной и отрицательной тенденции общения
  • предложение способов коррекции нежелательных черт личности для того, чтобы его общение было проще.

Изучение  личностных характеристик  в деловой коммуникации является достаточно известной темой, однако от этого она не перестает быть менее привлекательной для рассмотрения, так как существует множество научных позиций, взглядов, которые можно отвергнуть, или принять, или выработать свой собственный взгляд относительно какого – либо вопроса. Так, как знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег, руководителей, да и просто близких людей, особенностей их репрезентативных систем, овладение приемами влияния на партнеров по деловому взаимодействию разовьют тот коммуникативный опыт, который позволит стать успешным в различных сферах деятельности.

 

1 Социально-демографические признаки  личности

В данной работе, целью, которой является определение личностных характеристик в деловой коммуникации, а именно составление психологического портрета личности, в качестве такого была

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Индивидуально – личностная характеристика с помощью                            диагностических методик:

2.1 Определение типа темперамента по К. Юнгу

Опросник К. Юнга позволяет выявить  типологические особенности личности – экстраверсию, интроверсию.

Благодаря опроснику выяснилось, что  Дарья – амброверт. У нее присутствуют черты интроверта, так и экстраверта. Она не испытывает больших проблем  в общении, но и легкость в нем  не свойственна. На риск идет только если он оправдан. Может оценить себя адекватно.

Можно сказать, что экстраверты  и интроверты – «крайности», амброверт  – «серединка».

2.2 16-ти факторный личностный  опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF)

Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт. Дарье предлагалось ответить на ряд  вопросов, цель которых была выяснить особенности ее характера, склонностей  и интересов. Опросник Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических  особенностей личности.

16 - факторный личностный опросник Р. Кеттелла - одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является "теория личностных черт", согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Необходимо подчеркнуть, что данный тест предназначен в первую очередь  для оценивания нормальной личности, позволяя подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы  поддержания психического здоровья. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

Пройдя тест, получилась шкала по которой можно выявить личностную характеристику Дарья в деловом общении.

Положительные тенденции: общительна, любит работать с людьми, готова к сотрудничеству. В общении открыта, доброжелателена, легко уживается с людьми, склона к оказанию помощи. Энергична, активна, склонна доминировать, командовать, критиковать и контролировать других людей. Честолюбива, стремится к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Способна агрессивно отстаивать лидерскую позицию , может игнорировать социальные условности. Форма доминирования во многом зависит от интеллекта.

 Образ личности у Дарьи  "немолодой по духу". Относится  к жизни серьезно, ответственно. Склона все усложнять, заботиться  о будущем, переживая по поводу  возможных неудач и несчастий. В профессиональной деятельности, скорее всего, будет отличаться надежностью, осторожностью, тщательностью, возможна недостаточная гибкость, медлительность в принятии решений.

Фактор моральной регуляции  поведения проявляется в том, что она стремится к соблюдению моральных требований и социальных нормативов поведения. Отличается обязательностью, добросовестностью, дисциплинированностью, развитым чувством ответственности.  

Предполагается определенная наследственная обусловленность фактора, ее зависимость  от чувствительности вегетативной нервной  системы к угрозе:

Смелая, решительная, имеет тягу к риску и острым ощущениям, не теряется при столкновении с неожиданными ситуациями, сохраняет спокойствие в экстремальных условиях. Характеризуется смелостью в общении, легко вступает в контакты, не боится публичных выступлений. Умеет противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки в работе с людьми. Подверженность высокому кровяному давлению и коронарным заболеваниям.

Отрицательные тенденции: склона к эмоциональным переживаниям, живо откликается на происходящие события, характеризуется богатством и яркостью эмоциональных проявлений. Отличается конкретным мышлением, испытывает трудности при решении абстрактных задач, медленно обучается.

            В этом факторе отражается уровень эмоциональной стабильности личности, который во многом зависит от ее врожденных биологических особенностей и плохо поддается сознательному контролю:

Эмоционально неуравновешенна. Может испытывать сложности с адекватным (социально приемлемым) выражением своих эмоциональных импульсов. Часто чувствует себя усталой, беспомощной, неспособна справиться с жизненными трудностями, что может проявляться как капризность, уклонение от реальности и нежелание брать ответственность на себя. Пониженная адаптация личности и успех психотерапии. Самооценка социальной умелости личности не соответствует действительности. Плохо справляется с жизненными трудностями и тяжело их переживает.  Склона к тревожному, подавленному настроению, печальным размышлениям в одиночестве. Не верит в себя, склона к самоупрекам и недооценке своих возможностей. Настроение и самооценка сильно зависят от одобрения или неодобрения окружающих. В обществе чувствует себя неуютно и неуверенно. Нуждается в заботе и внимании со стороны других людей.

 Обладает развитым чувством  долга в связи со склонностью  испытывать чувство вины. Легко  подвергается различным страхам.   Невротичность.  Возможно наличие депрессивного состояния. Отличается консерватизмом, ригидностью, не любит перемен. Предпочитает устоявшиеся идеи, мнения, способы действий. Уважает традиции, опыт старших поколений. К новому относится с большой осторожностью, иногда принимает в штыки. Может быть склона к нравоучениям и "чтению морали". Принимает позицию ведомого, соблюдает субординацию, не склона проявлять инициативу и изобретательность."Самодостаточна, предпочитает работать один и самостоятельно принимать решения. По собственной инициативе не ищет контактов с другими людьми, не нуждается в "чувстве локтя", поддержке и одобрении окружающих. Нельзя считать, что этот человек не любит людей, однако жизненный опыт подсказывает ему, что она бывает более продуктивна, работая самостоятельно.   

Фактор регуляции поведения, отражает способность планировать свою жизнь:  Характерны слабая воля и недостаточный самоконтроль (особенно над желаниями). Не стремится планировать свою жизнь. Испытывает сложности с организацией собственного времени и установлением порядка выполнения дел. Как правило, не остается долго на одной работе.   

Психическое состояние характеризуется  повышенным уровнем возбуждения  и напряжения. С трудом расслабляется  даже в обстановке, благоприятной  для отдыха ("усталость, не ищущая покоя"). Эмоционально неустойчива, преобладает пониженный фон настроения. Быстро сердится на людей, болезненно воспринимает критику, раздражительна. Может иметь проблемы со сном. Как правило, описанное состояние связано с наличием большого числа фрустрированных (не нашедших удовлетворение) потребностей.

Способы коррекции нежелательных  черт личности: можно критику пропускать мимо ушей, не воспринимать, сделать  определенные выводы и не задумываться об этом. Не воспринимать любую информацию и любое событие на свой счет, нужно к жизни относиться с  легкостью, не зацыкливаться ни на чем, быть уравновешенной в своих эмоциях.

2.3 Исследование социотипа  личности по Майерс-Бриггс 

Для приобретения компетенции по исследованию социотипа личности и составлению  успешных деловых групп, Дарьей была пройдена типология Майерс-Бриггс.

Результаты тестирования показали, что у Дарьи психологический  тип SJ.

Положительные тенденции и основные ее характеристики являются надежность, стабильность, сохранение традиций. Кредо  этого типа людей: «Делу – время, потехе – час». Ей понятны отношения  типа «начальник – подчиненный», и  она может успешно выступать в обеих ролях. В своем желании Дарья может быть нужной и полезной людям как будто создана для нужд социальных структур. Она склона выполнять долг, отдавать, не получая, и заботиться не ожидая заботы о себе. Ее стержень – это осознание нужности кому-то. Ей характерны «родительские», «опекунские» роли.

Люди этого типа часто являются основателями, членами или сторонниками разнообразных общественных организаций (клубы, партии, ассоциации и т.д.). Их лучше задействовать в администрировании, работе в области медицины, в службе безопасности, менеджменте, торговле. Для них много значат титулы и  звания, материальные поощрения –  как признание их нужности.

Также положительные тенденции  заключаются в том, что люди такого типа, как у Дарьи трудятся за свое жалование с полной самоотдачей. Для нее неприемлема «халява» и прогулы, болезненно переживает неуспешность таких начинаний.

Информация о работе Индивидуально-личностная характеристика с помощью диагностических методик