Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.
Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 10-18.
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение 35-39
Список литературы 40-41.
Приложение 42-51.
(Дети под музыку выполняют движения.)
Игра “Колокольчик”
В центре круга ведущий держит музыкальный колокольчик. Зовет любого ребенка ласково: “Иди, Игорек, возьми колокольчик”. Игорек зовет следующего “Леночка, возьми колокольчик” и т. д.
Воспитатель: Давайте, дети, пройдем на полянку, посмотрим, что же происходит в лесу? (Поставить деревья.)
Этюд “Недовольство – удовольствие”
Воспитатель: Жил в лесу мишка – медведь, стало ему голодно, вот вылез он из берлоги, заворчал, рассердился, нахмурился.
Дети имитируют мишку хмурого, сердитого.
Воспитатель: А в лесу снег белый кругом, блестит на солнышке, да и солнышко ярко светит, идет снег большими хлопьями, тишина. Посмотрел мишка вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух – хорошо!
Дети имитируют довольного, веселого мишку.
Воспитатель: Мимо лисичка бежала, увидела медвежонка, удивилась, что это он из берлоги вылез
Дети изображают лисичку, удивление.
Воспитатель: А недалеко под кусточком зайка сидел (дети садятся на корточки), прислушался: “Что за шум?”. Испугался, притаился.
Дети изображают зайчика.
Воспитатель: Привстал зайка, увидел медвежонка и лисичку, обрадовался – ведь это его друзья собрались на поляне, и весело запрыгал к ним. И стали они вместе – как вы думаете, что делать?
Дети: Радоваться, веселиться, играть, прыгать, кормить медвежонка…
Воспитатель: А вам, ребята, нравится на лесной поляне? Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям и постараемся всегда говорить только добрые, приятные слова, и тогда у всех будет хорошее настроение.
Занятие 2
Развитие коммуникативных
навыков посредством
Цель занятия:
Использование в работе
театрализованных игр, позволяет добиться
высоких результатов в развитии
у детей коммуникативных
Сценарий развлечения
“Путешествие в страну Добра” для старшей группы
Программные задачи:
Образовательные: расширять социально-нравственный и эмоциональный кругозор, обогащая знания детей о таких понятиях как “добро”, “вежливость”, “честность”; добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки героев, объяснять свои суждения.
Развивающие: развивать
коммуникативные способности
Воспитательные: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
Развлечение “Путешествие в страну Добра”
Дети и ведущая свободно входят в зал и останавливаются перед занавесом.
Вед: Ребята, подойдите ко мне ближе. Я хочу рассказать вам сказку. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть волшебная страна Добра и Справедливости. Хотите, ребята попасть в эту страну? (ответ детей) Тогда я приглашаю Вас в увлекательное путешествие. Но, чтобы попасть в эту страну, нужно открыть волшебные двери. Подходят к дверям (нарисованы и прикреплены к занавесу)А вот и двери.
1 Реб : Что ж нам делать, как нам быть, как нам двери отворить?
Вед: У меня есть ключ ( “вставляет”)
Хоть ключ наш в дверь вставляется, но дверь не открывается.
Ребята, давайте скажем волшебные слова.
2 Реб: Дверь, откройся дам конфетку (показывает конфетку)
3 Реб: Дверь, откройся
угощу яблоком (показывает
Вместе: Не открывается.
Вед: Давайте попробуем вместе.
Все: Дверь. Откройся. Пожалуйста.
Звучит волшебная музыка. Занавес открывается, детей встречает Фея.
Фея:
Здравствуйте! - говорю по обычаю,
Доброе утро! - желаю всем встречным я.
Доброго дня, вам, милые дети!
Добрых людей так много на свете.
И мне в ответ улыбаются люди,
Доброе слово все они любят.
Здравствуйте, ребята! Я рада всем, кто хочет стать честным, вежливым и щедрым, всем, кто хочет стать жителем моей страны. Я приглашаю вас в свою страну.
Дети берутся за руки, идут змейкой под музыку за Феей, подходят к домику.
Фея: Ребята, послушайте мелодию песенки и постарайтесь отгадать про кого эта песенка.
Звучит мелодия песни “Аккуратный гном”.
Дети: про гнома.
Фея: Я вижу вы знаете эту песенку, а давайте изобразим ее жестами и мимикой.
Дети одевают колпачки гномов и становятся врассыпную.
Дети исполняют песню “Аккуратный гном” Л.Гусевой жестами и мимикой.
Появляется гном из домика.
Гном: Здравствуйте, друзья! Я расскажу о нашей стране и проверю: достойны ли вы стать ее жителями. Сейчас я познакомлю с законами нашей страны и волшебными словами, без которых ее жители не могут прожить и дня.
Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты,
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
Здравствуйте! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Будьте добры! - это я говорю по секрету.
Будьте добры! - и не ждите за это конфету.
Будьте добры! без игры и во время игры,
Если сумеете будьте добры!
Фея: Спасибо тебе. Гном, за прекрасные слова. Есть два заветных ключика к сердцам людей. И каждый может научиться ими пользоваться. Запомните, ребята, это - Спасибо и Пожалуйста.
Гном: Я знаю игру “Пожалуйста”. Давайте поиграем.
Игра “Пожалуйста”
(Гном дает детям
задание выполнить
Гном: а сейчас я приглашаю вас потанцевать
Коммуникативный танец- игра (любая 2-х частная музыка)
(На 1 часть музыки дети выполняют поскоки врассыпную, в конце становятся парами; на 2 часть “здороваются” плечиками. Полька повторяется 3 раза, на 1 часть движения те же, на 2 часть- “здороваются” щечками, затем носиками. В конце польки дети благодарят друг друга)
Фея: Нам было весело и интересно с тобой, Гном, но нам пора с ребятами отправляться дальше.
Гном: До свидания, друзья! Счастливого пути!
Гном уходит, дети снимают колпачки, идут за Феей. Подходят к сундуку.
Фея: Посмотрите, ребята, сундук. Он не простой, волшебный.
Звучит волшебная музыка, сундук открывается. Фея достает из сундука “осколки” из сказки .
Фея: Ребята, нужно собрать “осколки” и угадать из какой они сказки.
Игра “Узнай сказку”
(голубой “осколок” - отрицательные герои, желтый- положительные)
Собрав “осколки”, дети называют сказку “Снежная королева”.
Затем Фея обращает внимание на полянку и предлагает детям присесть.
Под музыку появляется маленькая разбойница.
Разб: Привет! А вот и я! Люблю я всем мешать: в птичек стрелять, котов за хвост тягать, прыгать, скакать и дразнить детей. А вы любите? (ответ детей). Вы такие воспитанные, такие вежливые, аж противно ( дразнит детей).
Фея: Ребята, кто это к нам в гости пришел? Напугала всех, и одета кое-как. Да это же настоящая разбойница.
Разб: Если я по-вашему разбойница, то вы - невоспитанные задаваки.
Фея: Нет, ты ошибаешься! Эти дети добрые, воспитанные, щедрые и приветливые.
Разб:Нет, нет, нет! Самая скромная, самая воспитанная, самая вежливая - это я.
Фея: Хорошо! Сейчас мы проверим, какая ты воспитанная и вежливая. Как ты будешь себя в гостях на Дне рождения?
Разб: Если меня пригласят на День рождения, я забуду дома подарок- он мне и самой пригодится. Ни с кем не буду разговаривать. Выбирать буду и есть самое вкусное.
Фея: Как тебе не стыдно. А давай у ребят спросим как они будут себя вести.
Дети рассказывают, как необходимо вести себя в гостях.
Фея: А что ты будешь делать, если твой друг вдруг упадет?
Разб: Ой! Покажу на него пальцем, буду громко смеяться, чтобы он понял, что я совсем не огорчилась. Настоящий товарищ не будет огорчать своих друзей.
Фея: Ну разве так можно?
Фея предлагает детям рассказать, что нужно делать.
Разб: А что я такого сказала? Я вот ребятам могу дать полезные советы: не мойте руки, шею и лицо - пусть остаются грязными; все равно вы их снова запачкаете, так зачем же время попусту тратить? И не завязывайте утром шнурки, все равно развяжутся.
Фея: Ребята. неужели вам нравятся такие советы? (ответ детей) Давайте дадим свои советы.
Дети становятся в круг. Разбойница становится в центр круга.
Игра “Дай совет”
(Передавая солнышко, дети дают добрые советы)
Разб: Спасибо тебе Фея и вам ребята, что поверили в меня. Я обязательно буду внимательной, приветливой, вежливой и доброй. Я побежала делать добрые дела. (убегает)
Звучит грустная музыка, дети начинают грустить, принимают определенную позу с окончанием музыки
Фея: что случилось? Не пойму. Почему все загрустили, не играют и не веселятся.
Пробует расшевелить детей, дотрагиваясь до них.
Фея: Я сейчас взмахну волшебной палочкой (взмахивает). Пусть заиграет веселая, добрая музыка.
Звучит вступление к песне “Если добрый ты”, дети “оживают”.
Песня “если добрый ты” муз. Савельева
Фея: А сейчас давайте вырастим цветок добра.
Дети становятся в круг. Звучит музыка Э. Грига “Утро”.
Представьте, что вы мои
маленькие, маленькие зернышки(группируютс
Вот и закончилось наше путешествие .Вам понравилось, ребята, в моей стране?(ответ детей).Вы добрые и вежливые дети, поэтому вам обязательно найдется место в моей стране. До свидания, ребята!
Дети прощаются, под музыку уходят.
5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
- участие в кукольном
спектакле, драматизации
- сюжетные творческие
игры, с повторением сцен - ребенок
играет сначала одну роль, затем
тут же другую (это помогает
научить детей видеть эмоционал
- разговор по телефону со
сказочными персонажами,
- следующие упражнения, игры:
· "Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
· "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
· "Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
"Сравнения" - дети сравнивают
себя с какими - то животными,
растениями, цветами, а затем совместно
со взрослыми обсуждают,
· "Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.