Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.

Оглавление

Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 10-18.
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение 35-39
Список литературы 40-41.
Приложение 42-51.

Файлы: 1 файл

курсовая работа do.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

(Дети под музыку  выполняют движения.)

 

Игра “Колокольчик”

В центре круга ведущий  держит музыкальный колокольчик. Зовет  любого ребенка ласково: “Иди, Игорек, возьми колокольчик”. Игорек зовет  следующего “Леночка, возьми колокольчик” и т. д.

Воспитатель: Давайте, дети, пройдем на полянку, посмотрим, что же происходит в лесу? (Поставить деревья.)

Этюд “Недовольство  – удовольствие”

Воспитатель: Жил в  лесу мишка – медведь, стало ему  голодно, вот вылез он из берлоги, заворчал, рассердился, нахмурился.

Дети имитируют мишку  хмурого, сердитого.

Воспитатель: А в лесу снег белый кругом, блестит на солнышке, да и солнышко ярко светит, идет снег большими хлопьями, тишина. Посмотрел мишка вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух – хорошо!

Дети имитируют довольного, веселого мишку.

Воспитатель: Мимо лисичка бежала, увидела медвежонка, удивилась, что это он из берлоги вылез

Дети изображают лисичку, удивление.

Воспитатель: А недалеко под кусточком зайка сидел (дети садятся на корточки), прислушался: “Что за шум?”. Испугался, притаился.

Дети изображают зайчика.

Воспитатель: Привстал зайка, увидел медвежонка и лисичку, обрадовался  – ведь это его друзья собрались  на поляне, и весело запрыгал к ним. И стали они вместе – как  вы думаете, что делать?

Дети: Радоваться, веселиться, играть, прыгать, кормить медвежонка…

Воспитатель: А вам, ребята, нравится на лесной поляне? Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям и постараемся всегда говорить только добрые, приятные слова, и тогда у всех будет хорошее настроение.

 

Занятие 2

Развитие коммуникативных  навыков посредством театрализованных игр

 

Цель занятия:

Использование в работе театрализованных игр, позволяет добиться высоких результатов в развитии у детей коммуникативных навыков, позволяет поддержанию интереса у детей на протяжении всего периода воспитания. У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером.

 

Сценарий развлечения

“Путешествие  в страну Добра” для старшей группы

 

Программные задачи:

Образовательные: расширять  социально-нравственный и эмоциональный  кругозор, обогащая знания детей о таких понятиях как “добро”, “вежливость”, “честность”; добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки героев, объяснять свои суждения.

Развивающие: развивать  коммуникативные способности детей, выразительность жестов, мимики, слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, мышление, воображение, память, чувство эмпатии; формировать межличностные отношения и этические представления; способствовать развитию у детей прекрасного, созданию радостного настроения и поддержанию благоприятного психологического климата.

Воспитательные: воспитывать  культуру общения, дружеские взаимоотношения.

 

Развлечение “Путешествие в страну Добра”

 

Дети и ведущая свободно входят в зал и останавливаются  перед занавесом.

Вед: Ребята, подойдите  ко мне ближе. Я хочу рассказать вам сказку. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть волшебная страна Добра и Справедливости. Хотите, ребята попасть в эту страну? (ответ детей) Тогда я приглашаю Вас в увлекательное путешествие. Но, чтобы попасть в эту страну, нужно открыть волшебные двери. Подходят к дверям (нарисованы и прикреплены к занавесу)А вот и двери.

1 Реб : Что ж нам  делать, как нам быть, как нам  двери отворить?

Вед: У меня есть ключ ( “вставляет”)

Хоть ключ наш в  дверь вставляется, но дверь не открывается.

Ребята, давайте скажем волшебные слова.

2 Реб: Дверь, откройся  дам конфетку (показывает конфетку)

3 Реб: Дверь, откройся  угощу яблоком (показывает яблоко)

Вместе: Не открывается.

Вед: Давайте попробуем  вместе.

Все: Дверь. Откройся. Пожалуйста.

Звучит волшебная музыка. Занавес открывается, детей встречает Фея.

Фея:

Здравствуйте! - говорю по обычаю,

Доброе утро! - желаю  всем встречным я.

Доброго дня, вам, милые  дети!

Добрых людей так  много на свете.

И мне в ответ улыбаются  люди,

Доброе слово все  они любят.

Здравствуйте, ребята! Я рада всем, кто хочет стать честным, вежливым и щедрым, всем, кто хочет стать жителем моей страны. Я приглашаю вас в свою страну.

Дети берутся за руки, идут змейкой под музыку за Феей, подходят к домику.

Фея: Ребята, послушайте мелодию песенки и постарайтесь отгадать про кого эта песенка.

Звучит мелодия песни  “Аккуратный гном”.

Дети: про гнома.

Фея: Я вижу вы знаете эту песенку, а давайте изобразим  ее жестами и мимикой.

Дети одевают колпачки гномов и становятся врассыпную.

Дети исполняют песню “Аккуратный гном” Л.Гусевой жестами и мимикой.

Появляется гном из домика.

Гном: Здравствуйте, друзья! Я расскажу о нашей стране и  проверю: достойны ли вы стать ее жителями. Сейчас я познакомлю с законами нашей  страны и волшебными словами, без  которых ее жители не могут прожить и дня.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил  ты,

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Здравствуйте! - ты скажешь  человеку.

Здравствуйте! - улыбнется  он в ответ.

И, наверно, не пойдет в  аптеку,

И здоровым будет много лет.

Будьте добры! - это  я говорю по секрету.

Будьте добры! - и не ждите за это конфету.

Будьте добры! без игры и во время игры,

Если сумеете будьте добры!

Фея: Спасибо тебе. Гном, за прекрасные слова. Есть два заветных ключика к сердцам людей. И  каждый может научиться ими пользоваться. Запомните, ребята, это - Спасибо и Пожалуйста.

Гном: Я знаю игру “Пожалуйста”. Давайте поиграем.

Игра “Пожалуйста”

(Гном дает детям  задание выполнить определенную  команду. Выполняется команда  только после слова “пожалуйста”. Команды: хлопните в ладоши, положите руку на плечо соседа, возьмитесь за руки, присядьте и др)

Гном: а сейчас я приглашаю  вас потанцевать

Коммуникативный танец- игра (любая 2-х частная музыка)

(На 1 часть музыки дети  выполняют поскоки врассыпную, в конце становятся парами; на 2 часть “здороваются” плечиками. Полька повторяется 3 раза, на 1 часть движения те же, на 2 часть- “здороваются” щечками, затем носиками. В конце польки дети благодарят друг друга)

Фея: Нам было весело и  интересно с тобой, Гном, но нам пора с ребятами отправляться дальше.

Гном: До свидания, друзья! Счастливого пути!

Гном уходит, дети снимают  колпачки, идут за Феей. Подходят к сундуку.

Фея: Посмотрите, ребята, сундук. Он не простой, волшебный.

Звучит волшебная музыка, сундук открывается. Фея достает из сундука “осколки” из сказки .

Фея: Ребята, нужно собрать  “осколки” и угадать из какой  они сказки.

Игра “Узнай сказку”

(голубой “осколок”  - отрицательные герои, желтый- положительные)

Собрав “осколки”, дети называют сказку “Снежная королева”.

Затем Фея обращает внимание на полянку и предлагает детям  присесть.

Под музыку появляется маленькая  разбойница.

Разб: Привет! А вот  и я! Люблю я всем мешать: в птичек стрелять, котов за хвост тягать, прыгать, скакать и дразнить детей. А вы любите? (ответ детей). Вы такие воспитанные, такие вежливые, аж противно ( дразнит детей).

Фея: Ребята, кто это  к нам в гости пришел? Напугала всех, и одета кое-как. Да это же настоящая разбойница.

Разб: Если я по-вашему разбойница, то вы - невоспитанные задаваки.

Фея: Нет, ты ошибаешься! Эти дети добрые, воспитанные, щедрые и приветливые.

Разб:Нет, нет, нет! Самая  скромная, самая воспитанная, самая  вежливая - это я.

Фея: Хорошо! Сейчас мы проверим, какая ты воспитанная и вежливая. Как ты будешь себя в гостях на Дне рождения?

Разб: Если меня пригласят  на День рождения, я забуду дома подарок- он мне и самой пригодится. Ни с кем не буду разговаривать. Выбирать буду и есть самое вкусное.

Фея: Как тебе не стыдно. А давай у ребят спросим  как они будут себя вести.

Дети рассказывают, как необходимо вести себя в гостях.

Фея: А что ты будешь делать, если твой друг вдруг упадет?

Разб: Ой! Покажу на него пальцем, буду громко смеяться, чтобы  он понял, что я совсем не огорчилась. Настоящий товарищ не будет огорчать своих друзей.

Фея: Ну разве так можно?

Фея предлагает детям  рассказать, что нужно делать.

Разб: А что я такого сказала? Я вот ребятам могу дать полезные советы: не мойте руки, шею  и лицо - пусть остаются грязными; все равно вы их снова запачкаете, так зачем же время попусту тратить? И не завязывайте утром шнурки, все равно развяжутся.

Фея: Ребята. неужели вам  нравятся такие советы? (ответ детей) Давайте дадим свои советы.

Дети становятся в  круг. Разбойница становится в центр  круга.

Игра “Дай совет”

(Передавая солнышко, дети дают добрые советы)

Разб: Спасибо тебе Фея  и вам ребята, что поверили в  меня. Я обязательно буду внимательной, приветливой, вежливой и доброй. Я  побежала делать добрые дела. (убегает)

Звучит грустная музыка, дети начинают грустить, принимают  определенную позу с окончанием музыки

Фея: что случилось? Не пойму. Почему все загрустили, не играют и не веселятся.

Пробует расшевелить  детей, дотрагиваясь до них.

Фея: Я сейчас взмахну  волшебной палочкой (взмахивает). Пусть  заиграет веселая, добрая музыка.

Звучит вступление к песне “Если добрый ты”, дети “оживают”.

Песня “если добрый ты”  муз. Савельева

Фея: А сейчас давайте  вырастим цветок добра.

Дети становятся в  круг. Звучит музыка Э. Грига “Утро”.

Представьте, что вы мои  маленькие, маленькие зернышки(группируются).Я очень бережно отношусь к зернышкам: поливаю их, ухаживаю. В тепле зернышки начинают медленно расти (выпрямляют медленно спину).Появляются цветочки (поднимают голову),появляется бутон (встают на колени). Наступает момент - бутон раскрывается( встают, соединяют ладони друг друга) Какой красивый цветок! Это цветок добра! (дети опускают руки)

Вот и закончилось  наше путешествие .Вам понравилось, ребята, в моей стране?(ответ детей).Вы добрые и вежливые дети, поэтому  вам обязательно найдется место  в моей стране. До свидания, ребята!

Дети прощаются, под  музыку уходят.

 

 

 

5. Для развития у  детей эмпатии и эмпатийного  поведения им предлагают:

- участие в кукольном  спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то  в качестве актеров (происходит  сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие  игры, с повторением сцен - ребенок  играет сначала одну роль, затем  тут же другую (это помогает  научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

- разговор по телефону со  сказочными персонажами, выражая  свое отношение к тому или  иному персонажу;

- следующие упражнения, игры:

·   "Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;

·   "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

·   "Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

"Сравнения" - дети сравнивают  себя с какими - то животными,  растениями, цветами, а затем совместно  со взрослыми обсуждают, почему  они выбрали такое сравнение;

·   "Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

Информация о работе Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста