Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.

Оглавление

Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 10-18.
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение 35-39
Список литературы 40-41.
Приложение 42-51.

Файлы: 1 файл

курсовая работа do.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

IV. Рисование. 

 

1. Все спаслись, выбрались  из болота и устроились в  теплом, уютном домике. В окно  домика ярко светит солнышко.

2. Надо нарисовать  домик и того, кто будет в нем жить (у каждого «Свой» зверь).

3. Затем с закрытыми  глазами дорисовать солнышко (при  необходимости по образцу или  показу).

Выводы по 2 главе.

Проанализировав и  обобщив игровые методы развития коммуникативных навыков детей  дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению  друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Функции реальных отношений  включают планирование сюжета игр, распределение  ролей, игровых предметов. В игре происходит реализация роли, которая  раскрывает для ребенка смысл  правила, и подчинение этому правилу.

 

Среди множества методов  работы с детьми в том числе, и  коррекционной, можно выделить метод  конгруэнтной коммуникации, основная цель которого – обеспечение системы  психологических условий позитивного  личностного развития ребенка.

 

Социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 142 г. Рязани позволило получить следующие данные:

 

Количество детей, прошедших социально-психологическое  исследование – 23 ребенка. Мальчиков  – 12, девочек -11.

 

Результат проведенных  исследований показывает, что развитие детей проходит успешно, большее  количество детей показали в исследовании хорошие результаты:

 

- развитые навыки  коммуникации,

 

- стремление включаться  в игру других детей, делиться  ли с ними игрушками,

 

- дети соблюдают  очередность, когда этого требует  ситуация, способны слушать других  не перебивая, - все это свидетельствует  о развитых навыках коммуникативного  поведения.

Это происходит безусловно, благодаря тому, что в детском  саду реализуется достаточно хорошая образовательная программа, в которой уделено большое внимание развитию у детей навыков общения с помощью игровых методов. Свою роль играет и работа по приоритетным направлениям: охрана и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие, коррекция нарушений физического и психического развития и социально-психологическая реабилитация.

Важно помнить, что  общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности  человека. Высшие психические функции  ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития.

 

Заключение

Игра – как сложный  социально-психологический феномен  имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.

Рассмотрение феномена игры предпринятое Й. Хейзингой в  его историко-культурологическом исследовании «HOMO LUDENS» позволяет видеть как  формируется опыт определения игрового элемента культуры. Это фундаментальное  исследование раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации. Склонность и способность человека облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни выступает подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния.

Ощущение и ситуация игры, давая, как убеждает нас непосредственный опыт, максимально возможную свободу  ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению  тех или иных жестко очерченных правил – правил игры. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования.

Уже в своих наипростейших формах, в том числе и в жизни животных, игра есть нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная психическая реакция.

Игра - это функция, которая  исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее  за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит.

Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры.

Проанализировав и обобщив  игровые методы развития коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста, мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что в игре ребенок  познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В игре дети учатся общению  друг с другом, умению подчинять  свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного  поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Функции реальных отношений  включают планирование сюжета игр, распределение  ролей, игровых предметов. В игре происходит реализация роли, которая раскрывает для ребенка смысл правила, и подчинение этому правилу.

 

Современная система  дошкольного образования ориентирована  на гуманистический подход к ребенку  как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Развитие дошкольника – это целостный и непрерывный процесс. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижения собственного социального опыта, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте общение  и отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития.

Общение является одной  из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности  человека. Дошкольники постоянно  находятся в общении друг с  другом, оказываются включены в систему  повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками постепенно становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Во время игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача родителей. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель отклонений психического развития.

В соответствии с этой целью успешно реализуются поставленные задачи, такие, как:

 

§  развивать способность  ребенка к эмпатии, сопереживанию,

 

§  развивать навыки социального поведения,

 

§  способствовать уверенности  в себе и развитию самостоятельности,

 

§  формировать позитивное отношение к своему "Я",

 

§  формировать позитивное отношение к сверстникам,

 

§  учить ребенка  выражать свое отношение к другим людям разными способами,

 

§  сформировать чувство  принадлежности к группе, помочь ребенку  почувствовать себя более защищенным.

 

Широкое использование  игровых методик, где игра выступает  своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка  с окружающим миром и людьми позволяет  ребенку активно изучать и  осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

 

Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада. Проводится много исследований по подготовке детей к школе, и большое внимание уделяется преемственности детского сада и начальной школы.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в  педагогике и психологии, как переходный, критический период детства. Он еще  имеет наименование кризиса 7 лет. Само слово кризис, воспринимается многими  как что-то болезненное. Ведь в детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 272 с.
  2. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада журнал «Ребенок в детском саду». 2003, №2
  3. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников журнал «Ребенок в детском саду» №1,2003
  4. Горшкова Е.В. Учите детей общаться Дошкольное воспитание, 2000г., №12
  5. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. – 360 с.
  6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М.-Воронеж, 2001. - 383 с.
  7. Маврина И. В. Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с.
  8. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
  9. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
  10. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М: Педагогика. – 1988 – 110 с.
  11. Смирнова Е. О. Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии, 1988, №2, с.167.
  12. Смирнова Е. О. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте Вопросы психологии, 1996, №3, с.5.
  13. Смирнова Е. О. Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  14. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М: Академия. – 1999. – 96 с.

15. Еремина Н.В. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности.

16.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968.

 

17. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие 1

 

Программное содержание:

Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их ; расширять представления  детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх); умение передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, пантомима); Продолжать учить доброжелательно относиться друг к другу.

Ход игры

Звучит песня “Улыбка”.

От улыбки в хмурый день светлей,

От улыбки даже радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз  еще вернется…

Воспитатель: Ребята, как  вы думаете, с чего начинается дружба?

(Ответы детей.)

– Конечно, дружба может  начинаться с улыбки, со знакомства, с доброго, приветливого слова. Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся.

Игра: “Угадай, кто это?”

– Вы представьте, кого то из своих товарищей и опишите  его, т. е. какой он (она), какого цвета  у него (нее) волосы, глаза, с кем  дружит, что умеет делать, чем любит заниматься… А мы угадаем о ком идет речь. Видите, какие мы все разные и по характеру и по поступкам.

Игра “Пожалуйста”

 

– Ребята, вы будите выполнять  задание только в том случае, если ведущий попросит вас “пожалуйста”. (Поднимите руки, потрогайте нос, пожалуйста, и т.д.)

– Молодцы! Вы были очень  внимательны. Расскажите, пожалуйста, как вы себя чувствовали, когда вам  говорили “пожалуйста”.

Ответы детей:

– Приятно, когда к  тебе вежливо обращаются. От этого  даже настроение улучшается.

Воспитатель: А вы знаете, как можно поднять друг другу  настроение?

Ответы детей:

– Поиграть вместе в интересную игру.

– Спеть веселую песенку  съесть что-нибудь вкусненькое.

– Сходить в гости.

Воспитатель: Сейчас у  нас у всех хорошее настроение. Давайте немного отдохнем и повеселимся. Наталья Петровна – будет включать музыку, кто-то из вас, на кого покажет Петрушка (театр кукол), показывать движения: танцевальные, спортивные, игровые, а остальные за ним повторять.

Информация о работе Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста